Конституционно-правовые принципы координации внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации

Ориентирами развития конституционной модели экономической системы являются наиболее важные установления Конституции России, относящиеся к основам конституционного строя применительно к экономическим явлениям. Ряд таких установлений считаются конституционными ценностями экономического характера (свобода экономической деятельности, защита конкуренции, частной собственности, справедливость в отношении публичных и частных интересов, в отношении интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защита интересов многонационального народа и сохранение экономического суверенитета государства)[188]. Выделяемые конституционные ценности экономического характера созвучны принципам регулирования экономики (принципам воздействия на экономическую систему).

Как уже отмечалось в первом параграфе настоящей главы, институт принципов экономической системы рассматривается в современной науке как ключевой в рамках конституционной экономики. В рамках настоящего исследования представляет особую значимость классификация конституционных принципов регулирования экономических отношений, приводимая Г.А. Гаджиевым: 1) конституционные принципы, в которых отражаются общие принципы права (принципы справедливости, соразмерности и сбалансированности при ограничении субъективных прав, юридической безопасности, добросовестности); 2) общие конституционные принципы рыночной экономики (принципы правового государства, демократизма, разделения властей, равенства перед законом и судом, социальной рыночной экономики); 3) специальные конституционные принципы рыночной экономики (общедозволительность, свобода экономической деятельности, единства экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг, финансовых средств, стабильность гражданского оборота, юридическая безопасность предпринимателей, признание и защита равным образом различных форм собственности, неприкосновенность частной собственности, свобода договора, поддержка конкуренции, неприкосновенность частной жизни).[189]

Особо важно отметить, что к специальным принципам относят важнейшие отраслевые принципы конкретизации конституционных установок в сфере рыночной экономики, что и определяет интерес автора к исследованиям административно-правовой организации внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации, стремление к отграничению административно-правовых принципов от принципов иной отраслевой принадлежности, например, гражданско-правовой.

Необходимо отметить важное практическое значение замечания Г.А. Гаджиева о том, что уяснение нормативного содержания конституционных принципов экономической модели осуществляется и с помощью социальных ценностей, не встроенных в правовую систему, - с помощью экономического анализа и этических правил.[190]

Принципы таможенно-инвестиционной политики России, определяющие задачи и содержание осуществления и координации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, содержатся в различных конституционных установлениях, закрепляющих основы конституционного строя, конкретизируют права и свободы граждан, непосредственно вытекают из особенностей федеративного устройства государства и компетенции законодательных и исполнительных органов Российской Федерации.

В правовых принципах координации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации выражается взаимозависимость конституционно-правовых принципов регулирования экономики, формирования единого экономического пространства и принципов таможенно-инвестиционной политики.

Основы конституционного строя включают положения, определяющие экономическую политику государства и экономическую основу общества, которой становится рыночная экономика.[191]

Принципы функционирования рыночной экономики конкретизируются как конституционные принципы федеральной таможенной политики в разделе Конституции Российской Федерации, посвященном федеративному устройству Российской Федерации, и определяют таможенную характеристику федеративного устройства государства (ст.71,74 Конституции Российской Федерации).

Основным принципом координации экономических отношений субъектов Российской Федерации является гармонизация федеральных и региональных интересов, отражающая направленность государственного регулирования экономики в различных формах, как это было показано в предыдущих параграфах.

Правовым принципом формирования единого экономического пространства, единого внутреннего рынка при реализации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации является распределение обобщенных предметов регулирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также конституционные способы их разграничения. При этом обеспечивается подвижность, управляемость и региональная сбалансированность внутреннего рынка в его взаимодействии с мировой экономикой. [192]

Используемая в ст.71 Конституции категория таможенного регулирования не раскрывается, но подразумевает государственно-властный характер всестороннего воздействия на весь комплекс общественных отношений, складывающихся по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Указанная категория нашла свое нормативное закрепление в ч.1 ст.1 Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года.[193] Таможенное регулирование «заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу». Аналогичное по содержанию определение содержит Таможенный кодекс Таможенного союза.

Разграничение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности воспринимается как системообразующий, но не единственный принцип координации.

Ныне большинство государств придает весомое значение привлечению иностранных инвестиций, способствующих преодолению дефицита собственных ресурсов для решения задач экономического развития. Инвестиции все больше становятся показателем экономического развития стран и их отдельных регионов.[194]

Инвестиционная политика и ее правовые принципы все более ориентируются на достижение таких характеристик инвестиционной деятельности, как рациональность, сбалансированность, системная обусловленность, гармонизация и унификация правовых институтов. Эти свойства проявляются и в развитии отдельных инвестиционных пространств – территорий государств и субъектов федеративных государств.

Основой для разработки рациональной инвестиционной политики и инвестиционного законодательства является анализ пространственно-временной структуры иностранных инвестиций и ее обусловленности. Использование мониторинга пространственно-временной структуры иностранных инвестиций включается в систему принципов координации внешнеэкономических связей.

Инвестиционная стратегия исходит из принципиального различия целей, задач инвесторов и принимающего государства. (реципиента): инвесторы, естественным образом, руководствуются доходностью инвестиций, а для реципиента решающее значение имеет развитие экономики, выполнение социальных программ. Требуется инновационная правовая мотивация инвесторов, которая соответствует конституционно установленным приоритетам экономического развития России и субъектов Российской Федерации.

Соответственно, эффективное государственное регулирование подразумевает освоение не только стимулирующих, но и ограничительных механизмов в отношении спонтанного потока инвестиций, достижение баланса поддержки и ограничения инвесторов. Вместе взятые такие механизмы приобретают новое качество оптимизирующих факторов, лежащих в основе новейшего инвестиционного законодательства. По нашему убеждению, правовой механизм не может быть нейтрален по отношению к потоку иностранных инвестиций.

Достижение текущего баланса поддержки и ограничения инвесторов становится значимым принципом координации внешнеэкономических связей регионов.

Кроме того, инвестор может стремиться к обретению контроля над стратегически важными отраслями в экономике России или субъекта Российской Федерации. В этом случае ограничительные инвестиционные механизмы - необходимая мера государственного регулирования по обеспечению экономической безопасности.

При создании благоприятного инвестиционного климата принимающее государство должно также использовать текущее отображение собственного инвестиционного пространства в системе благоприятствующих, сдерживающих факторов и угроз с учетом их «весовых коэффициентов». На современном этапе значимость для инвесторов традиционных характеристик инвестиционного рынка (емкость рынка, природные ресурсы, дешевизна рабочей силы) снижается в пользу инфраструктурных факторов, среди которых основные — это уровень либерализации экономической политики, технического прогресса, внедрения корпоративных стратегий, а также наличие научно-производственных комплексов, инновационной структуры, научно-образовательного потенциала.

Оптимальная инвестиционная политика требует согласования с внешнеторговой политикой, что определяется особой взаимосвязью инвестиционной и внешнеторговой деятельности. Интересно, что ныне модель размещения иностранных инвестиций в мировой экономике в целом повторяет модель распределения мировой торговли и модель распространения транснациональных корпораций (ТНК).[195] Суммарный мировой объем накопленных прямых иностранных инвестиций десятилетие назад, в докризисном 2004-м году оценивался в 9 трлн. долл. США. Эту цифру увязывали с деятельностью примерно 70 тыс. ТНК и их 690 тыс. зарубежных филиалов, общий объем продаж которых достигал почти 19 трлн. долл. США.[196] В 2004 году 48 % всех инвестиций исходили из трех источников: США, Великобритании и Люксембурга. В десятку ведущих инвесторов входили также Испания, Франция, Канада, Гонконг и Китай, Япония, Бельгия, Швейцария.[197]

Российский инвестиционный рынок до сих пор оценивается как развивающийся и имеющий ряд отличительных особенностей.

Десятка ведущих инвесторов в экономику России, в отличие от общемирового пространства, выглядит несколько иначе, чем приведенная выше, – Люксембург, Кипр, Нидерланды, Великобритания, Германия, США, Франция, Виргинские острова, Швейцария, Багамские острова. При этом на долю общемировых лидеров (США, Великобритания и Люксембург) приходится 36,3 %, в то время как Кипр, Нидерланды и Германия, не входя в общемировую «десятку», вместе формировали 42,8 % инвестиций в России.

Одной из особенностей российского инвестиционного пространства считается отставание по объему накопленного иностранного капитала от других стран с развивающейся и переходной экономикой.

Российская Федерация наращивает свой потенциал и в качестве серьезного инвестора. Следовательно, для России привлечение иностранных инвестиций не обусловлено напрямую острым дефицитом собственных средств, и имеет место оптимизация встречных инвестиционных потоков.

К 2007-2008 годам (накануне мирового финансового кризиса) Россия ежегодно привлекала менее 10 млрд. долларов США. По оценкам Бюро экономического анализа для устойчивого развития страны в течение ближайших двадцати лет необходимо более 2 трлн. долларов США капиталовложений,[198] то есть в среднем 100 млрд. долларов ежегодно, часть которых должна быть обеспечена за счет иностранных инвестиций. Однако, по оценкам специалистов, в период 2005-2010 годов Россия должна была обеспечить необходимый уровень иностранных инвестиций - не менее 30 млрд. долларов в год.[199] Правда, в 2011 году в Правительстве Российской Федерации уже обсуждался уровень в 70 млрд. долларов. Практика показала, что данные прогнозы реализовывались опережающими темпами.[200] Следовательно, на современном этапе одной из стратегических задач для России является увеличение валового объема привлеченных инвестиций до прогнозируемого оптимального уровня, что соответствует минимум трехкратному росту ежегодных иностранных инвестиций. В связи с этим в число мер российской инвестиционной политики необходимо включать прогнозирование и планирование инвестиционной составляющей внешнеэкономических связей. К сожалению, в России до сих пор нет развернутых программ по привлечению иностранных инвестиций. В создании инвестиционных программ необходимо сделать значительный шаг вперед и на региональном уровне, где непосредственно реализуются инвестиционные проекты.

Принципом координации внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации должно стать использование инвестиционного прогнозирования и планирования. В целом принципиальные вопросы распределения общественного продукта, планирования и прогнозирования экономического развития ждут своего конституционного решения и точных формулировок.[201]

Для России обнаруживается тенденция повышения инвестиционной привлекательности. В соответствующем рейтинге компании A.T. Kearney[202] Российская Федерация занимала место в первой десятке стран (6-е место) после Китая, Индии, США, Великобритании и Польши.[203]

Для улучшения инвестиционного климата России оказывается весьма значимым устранять слабые стороны и угрозы инвестирования (согласно SWOT-анализам). Так, слабыми сторонами инвестиционной сферы в России до сих пор рассматриваются административные барьеры для ведения бизнеса, недостаточное информационное обеспечение инвестиционного процесса, коррупция, непрозрачность принятия решений, неэффективность судебной системы, «развитая» бюрократия, слабое конкурентное законодательство, невысокая репутация российских компаний. Угрозами же выступают высокая зависимость политической и экономической стабильности от конъюнктуры на мировых рынках и геополитических факторов, отсутствие согласованной и целенаправленной политики привлечения иностранных инвестиций, слабое инвестиционное законодательство.[204] Иностранные инвесторы стабильно выдвигают упреки «в коррупции, бюрократии и селективном толковании законодательства».[205] Это заставляет предположить существование в современной России комплексного тормозящего феномена, для которого перечисленные негативные элементы являются лишь формами проявления. Косвенно это подтверждают и сами иностранные инвесторы, признавая, что в их экономико-правовых системах указанные негативные факторы также присутствуют, но не формируют такого мощного интегрального эффекта. В результате в оценках западных специалистов инвестиции в России отличаются растущей выгодой в сочетании с пока еще высоким уровнем инвестиционного риска. Однако следует признать, что такие факторы инвестиционного риска лежат в политико-правовой плоскости, а следовательно, могут быть преодолены в конституционной экономике с меньшими усилиями, чем провалы экономико-материального характера.

Приведенные оценки подтверждают, что инвестиционная привлекательность Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации как правовая категория, влияющая на поток иностранных ресурсов, может быть оптимизирована по целому ряду критериев. Так, особенностями обладает распределение инвестиций по отраслям экономики.[206] Субъекты Российской Федерации, оптимально развивающие свои внешнеэкономические связи, могут моделировать эффективную инвестиционную структуру Российской Федерации в целом. Инвестиционное пространство Российской Федерации формируется интегрированием территорий таких субъектов Российской Федерации.

Наибольшая масса инвестиций в экономике России накоплена в отраслях, которые на мировом рынке оцениваются как имеющие высокий уровень долгосрочных рисков. За последнее десятилетие осуществлялся в основном перевод в Россию тех технологий и промышленных комплексов, которые в стране-инвесторе теряют новизну и обеспечивают выпуск продукции «вчерашнего дня», или тех производств, которые в зарубежных государствах испытывают ограничения государственного регулирования (химическое производство, табачное производство, производство неэкологичной тары и т.п.). Аналитики отмечают и глобальную тенденцию освобождения индустриально-развитых государств от крупных сборочных производств, в чем Россия участвует через обретение целого ряда новых промышленно-сборочных зон. Кроме того, государственной поддержкой пользовалась инвестиционная модернизация российских ресурсных отраслей, поскольку они являлись основными налогоплательщиками. Такая инвестиционная политика способствовала привлечению в экономику России прямых иностранных инвестиций, усиливающих структурные диспропорции и способствующих росту стоимости инвестиционных ресурсов, снижению конкурентных преимуществ отраслевой продукции на мировом рынке.[207] По нашему мнению, подобный опыт, в частности, доказывает: налоговые отчисления являются лишь косвенным бюджетным критерием эффективности инвестиционного проекта и опосредованным источником финансирования экономического роста.

Основной проблемой российской инвестиционной практики стала нерациональная структура иностранных инвестиций: их чрезмерная концентрация в сырьевых и импортозамещающих отраслях, ориентация на ограниченный круг стран-инвесторов, существенная неравномерность распределения инвестиций по субъектам Российской Федерации.

Следовательно, оптимизация и правовая регламентация инвестиционных связей на региональном уровне выступает неотъемлемым элементом общего процесса улучшения инвестиционной политики Российской Федерации.[208]

Санкт-Петербург как субъект Российской Федерации в своих региональных нормативных правовых актах сформулировал следующие принципы инвестиционной политики: доброжелательность во взаимоотношениях с инвестором; презумпция добросовестности инвестора; сбалансированность публичных и частных интересов; открытость и доступность для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности; ясность и простота инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге; равноправие инвесторов и унификация публичных процедур; объективность и здравый экономический смысл в принимаемых решениях; неизменность принятых решений; взаимная ответственность Санкт-Петербурга и инвесторов.[209]

Санкт-Петербург как субъект Российской Федерации обладает высокими инвестиционными характеристиками, отражающими его вклад в общее инвестиционное пространство России. Санкт-Петербург получает хорошие инвестиционные рейтинги по шкале крупнейших международных рейтинговых агентств: в Standard & Poor’s – BBB – стабильный (2009 г.), в FitchRatings - BBB – позитивный (2010г.), в Moody’s Investors Servise – Baa2 (stable) стабильный (2006 г.), в «Эксперт РА» - 1В – «высокий потенциал-умеренный риск» (2010 г.).[210] Еще по итогам 2005-2006 годов рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило Санкт-Петербургу первое место в основной номинации «За минимальный инвестиционный риск в 2005/06 г.г.» и в дополнительной номинации «За высокую эффективность управления регионом».[211]

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», Санкт-Петербург по итогам 2007-2008 гг. не вошел в десятку лидеров в рейтинге по инвестиционному риску, заняв лишь 20-е место. Тем не менее, он остался в числе лидеров по среднему уровню интегрального инвестиционного риска за все 13 лет рейтингования. В списке регионов России по рангу инвестиционного потенциала Санкт-Петербург находится на втором месте после Москвы.

В 2011-2012 годах инвестиционные рейтинги Санкт-Петербурга оставались позитивными: от Moody’s Invertors Service (Baa1, стабильный), от Standard&Poor’s (BBB, стабильный), от FitchRatings (BBB, позитивный), от Эксперт РА (1A, высокий потенциал – минимальный риск).

Санкт-Петербург за последние годы существенно расширил сферы экономики, перспективные для привлечения инвестиций: научно-исследовательская и технико-внедренческая деятельность, обрабатывающая промышленность, автопроизводство (включая производство комплектующих), транспортная инфраструктура, создание объектов энергоснабжения и систем передачи и распределения энергии, связь и телекоммуникации, создание медицинского оборудования и организация медицинской деятельности, туризм и гостиничная инфраструктура.

При установлении принципов координации внешнеэкономических связей важно заметить, что надежной основой для установления прямых контактов Санкт-Петербурга с зарубежными партнерами долгое время выступают международные договоры Российской Федерации. Хорошим историческим примером служит Межправительственное Соглашение между Россией и Финляндией о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, подписанное еще в январе 1992 года.

Внешнеэкономические связи Санкт-Петербурга успешно развивались в дальнейшем на основе соглашений, которые не являются международными договорами и оптимизируют внешнеэкономическую деятельность на региональном уровне, поскольку федеральное законодательство устранило сомнения в отношении использования такой правовой возможности. В 2001-2005 годах с участием Санкт-Петербурга было подписано и зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 43 таких соглашения о международном и внешнеэкономическом сотрудничестве.[212] В последнем квартале 2007 года публикуются данные о наличии соглашений о сотрудничестве Санкт-Петербурга с 77 зарубежными городами и с 12 зарубежными регионами,[213] в 2010 году – с 89 городами и 25 зарубежными регионами.[214]

В 2012 году Санкт-Петербург реализует соглашения о сотрудничестве с 91 зарубежным городом и 27 зарубежными регионами.

Санкт-Петербург осуществляет внешнеэкономические связи на договорной основе с субъектами в странах Европы - Испания, Италия, Австрия, Словения, Греция, Швеция, Норвегия, Латвия, Финляндия, на американском континенте – США, Канада, в Африке – Египет, Судан, ЮАР, в азиатско-тихоокеанском регионе – Турция, Иран, Палестина, Иордания, Индия, Китай, Япония, и в странах ЕврАзЭС: Республика Беларусь, Казахстан, в странах СНГ: Украина, Туркменистан.

К 2010 г. Санкт-Петербург осуществлял торговлю со 184 странами, в 2011 году - уже с 187 странами (основные партнеры – Китай, Германия, Нидерланды, Финляндия, Япония, США), в том числе с 10-ю странами СНГ. Объем внешней торговли Санкт-Петербурга в 2012 году достиг 56,5 млрд. долл. США.

Акты о внешнеэкономическом сотрудничестве, представленные в различных правовых формах (соглашение, протокол, меморандум, договор, декларация), являются соглашениями Санкт-Петербурга как с административно-территориальными образованиями (государственные субъекты), так и с иными субъектами, например, транснациональными корпорациями зарубежных стран. Так, с участием ТНК Санкт-Петербургом заключены Соглашение от 14.10.2004 г. между Правительством Санкт-Петербурга Российской Федерации и Марубени Корпорейшн (Япония), Соглашение от 14.10.2004 г. между Правительством Санкт-Петербурга и «Сумитомо Корпорейшн» (Япония), Соглашение от 16.03.2005 г. о сотрудничестве между Правительством Санкт-Петербурга Российской Федерации и Хитачи Корпорейшн (Япония), Соглашение от 12.11.2004 о сотрудничестве между Правительством Санкт-Петербурга Российской Федерации и Мэрией города Граца Австрийской Республики по реализации проекта «ЭКОПРОФИТ» и др.

В связи со сказанным ключевым принципом инвестиционной политики и координации внешнеэкономических связей Санкт-Петербурга является сбалансированная реализация международных договоров Российской Федерации и соглашений Санкт-Петербурга о внешнеэкономических связях.

В настоящее время число крупных иностранных компаний, функционирующих в Санкт-Петербурге, превышает два десятка и включает таких известных участников рынка, как Toyota, General Motors, Nissan (производство автомобилей), Scania (производство автобусов), OTIS (лифтовое оборудование), British American Tobacco, JTI (образована от RJ Reynolds) - производство табачных изделий, Alcan packaging (производство табачной упаковки), Coca-Cola, Pepsi-Cola, Lucent Technologies (производство телекоммуникационного оборудования), Wrigley (производство жевательной резинки), Gillette (производство бритвенных станков), Kraft Jacobs (переработка кофе), Knauf (производство гипса и гипсокартона), Elcoted (электронные компоненты), Stockman (торговые центры), Bosh und Siemens (бытовая техника), Шанхайская инвестиционная компания (строительство делового и жилого центра) и другие. В целом же в настоящее время в Санкт-Петербурге действуют более тысячи предприятий с иностранным капиталом.

Ряд иностранных корпораций либо их дочерние компании, зарегистрированные на территории Санкт-Петербурга, были признаны стратегическими инвесторами Санкт-Петербурга:[215] ООО «Дженерал Моторз Авто» (инвестиции США), Тойота Мотор Корпорейшн (инвестиции Японии), "Ниссан Мотор Ко., ЛТД." и (или) ООО "Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС" (инвестиции Японии), Шанхайская объединенная инвестиционная компания (инвестиции Китая), Компания Хендэ Мотор Компани и общество с ограниченной ответственностью "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус.

В настоящее время только 5 иностранных корпораций признаны стратегическими инвесторами Санкт-Петербурга.

Особое значение для укрепления доверия между Санкт-Петербургом и иностранными партнерами имеет установление процедур определения стратегических инвестиционных проектов и стратегических инвесторов Санкт-Петербурга.[216]

Иностранные стратегические инвесторы становятся специфической стороной соглашений Санкт-Петербурга о внешнеэкономических связях.

Формирование перечня стратегических инвестиционных проектов Санкт-Петербурга и перечня стратегических инвестиционных проектов Санкт-Петербурга является отличительным принципом региональной инвестиционной политики.

В Санкт-Петербурге функционируют предприятия с иностранным капиталом, пользующиеся льготами по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций в соответствии с законодательством Санкт-Петербург[217] в связи с осуществлением вложений в основные средства в 2005 году на сумму свыше 150 млн. рублей: ЗАО «БАТ СПб» (объем капитальных вложений – 242 млн. рублей), ООО «Пивоварня Хейнекен» (объем капитальных вложений – 163 млн. руб.).[218]

Необходимо отметить, что негосударственные субъекты типа ТНК в настоящее время не упоминаются процедурным законодательством Санкт-Петербурга о внешнеэкономических связях. Правда, имеются и другие субъекты, также не упоминающиеся как участники договорного процесса – например, торгово-промышленные палаты – играющие при этом немаловажную роль.

В то же время внешнеэкономические взаимодействия Санкт-Петербурга могут осуществляться и без соглашений о внешнеэкономических связях. Так, важное место во внешних связях Санкт-Петербурга занимает сотрудничество с городами-партнерами (побратимами), начало которому было положено еще в 1953 году, когда были установлены первые породненные связи с финским городом Турку. В настоящее время 89 зарубежных городов подписали соглашения о сотрудничестве с Санкт-Петербургом. При этом только часть этих соглашений зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации в качестве международных соглашений Санкт-Петербурга.

Что касается именно инвестиционного сотрудничества, то подавляющее большинство международных соглашений Санкт-Петербурга напрямую инвестиционными договорами не являются. Но имеющиеся соглашения позволяют предположить, что определение сторон и содержания таких соглашений в свете разграничения инвестиций на прямые, портфельные и прочие должно стать предметом дополнительного правового регулирования на уровне субъекта Российской Федерации.

Эти обстоятельства свидетельствуют, что договорный процесс с участием Санкт-Петербурга в целом и его правовое процедурное обеспечение в механизме оптимизации международных экономических связей субъекта Российской Федерации требуют значительного совершенствования для поддержания общей позитивной тенденции развития инвестиционного пространства Санкт-Петербурга.

В начале 2006 года в экономике Санкт-Петербурга накопленный иностранный капитал составлял 2,7 миллиарда долларов США, что на 34% больше, чем в 2004 году. При этом доля Санкт-Петербурга в общем накопленном иностранном капитале России находилась на уровне 3 %. За 2005 год общий объем иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга составил 1417,1 млн. долларов США,[219] или порядка 15-ти % ежегодных иностранных инвестиций в России. Сочетание малого удельного объема накопленных инвестиций и значительной доли в инвестиционном потоке позволяло прогнозировать укрепление позиций Санкт-Петербурга как принимающей инвестиции стороны. Прогнозы решительно оправдались: иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга в 2006 году составили уже 5255 млн. долларов США,[220] а в 2007 году – 6284 млн. долларов США, в 2008 году – 5927,5 млн. долларов США,[221] в 2009 году – 5522 млн. долларов США, в 2010 году – 5231 млн. долларов США,[222] в 2011 году – 6 121 млн. долл. США, 2012 г. – 10 767 млн. долл. США. В условиях кризиса и посткризисные годы Санкт-Петербургу убедительно удалось удержать и затем превысить прогнозируемый пороговый уровень инвестиций в 5 млрд. долларов США.

Основными странами-инвесторами Санкт-Петербурга в 2012 году стали Великобритания, Люксембург, Виргинские острова, Республика Корея, Кипр, Казахстан, Швеция, Австрия, Германия, на долю которых приходится 84,6 % всех инвестиций.

С 2004 по 2008 годы прямые иностранные инвестиции в Санкт-Петербурге выросли в 12 раз и достигли максимального уровня 1374 млн. долл. США.[223] В последствии прямые иностранные инвестиции составили: 2009 г. – 1198,7 млн. долл. США, 2010 г. – 538,1 млн. долл. США, 2011 г. – 1074,1 млн. долл. США, 2012 г. – 891,3 млн. долл. США. В отличие от общего объема иностранных инвестиций прямые иностранные инвестиции в посткризисные годы испытывают сложную динамику и нуждаются в особом управлении.

Заслуживает внимания (с точки зрения изложенных выше положений об эквивалентных инвестиционных пространствах) определенная корреляция структуры инвестиций в Российскую Федерацию в целом и в Санкт-Петербург как субъект Российской Федерации: в обеих структурах на долю трех ведущих мировых инвесторов приходилось 36% инвестиций, и еще 43 % обеспечивали от трех до пяти инвесторов, не входящих в «двадцатку» ведущих. При этом Кипр и Нидерланды проявлялись как наиболее стабильные инвесторы и на федеральном, и на региональном уровне.

В выборке из 115 иностранных инвестиционных проектов на территории России, вступивших в силу в 2005 году и запланированных к началу реализации в 2006 году с периодами завершения до десяти (!) лет, 38 относятся к Санкт-Петербургу и Ленинградской области.[224] В настоящее время в Санкт-Петербурге сформировано более десятка значительных инвестиционных предложений: строительство автомагистрали «Западный скоростной диаметр», строительство Орловского тоннеля под рекой Невой, строительство Надземного экспресса (южная ветка), строительство морского пассажирского терминала (МПТ) на Васильевском острове, развитие аэропорта «Пулково» и прилегающих территорий, строительство Юго-Западной ТЭЦ, строительство многофункционального комплекса объектов жилого, социального и общественно-делового назначения в Приморской части юго-запада Санкт-Петербурга («Балтийская жемчужина»), преобразование территории острова Новая Голландия, образование территорий в западной части Васильевского острова, развитие гостиничной инфраструктуры Санкт-Петербурга, преобразование территории зоны станции Московская – Товарная и другие.

В связи с финансово-экономическим кризисом, активно проявившимся в конце 2008 года и на протяжении всего 2009 года, в инвестиционной политике Санкт-Петербурга реализуется принцип сочетания антикризисных мер с мерами по поддержке и стимулированию инновационной деятельности.[225] При этом реализуется комплекс мероприятий по поддержке и стимулированию инновационной деятельности в Санкт-Петербурге,[226] в том числе предоставление инновационным организациям субсидий на возмещение затрат: 1) связанных с действиями по защите прав интеллектуальной собственности; 2) понесенных в связи с арендой недвижимого имущества или пользованием уникальным оборудованием; 3) связанных с реализацией инновационной продукции на экспорт. Осуществляется разработка предложений о предоставлении государственной поддержки организациям, имеющим статус стратегического инвестора Санкт-Петербурга (в том числе иностранным юридическим лицам), осуществляющим реализацию крупных инвестиционных проектов на территории города в целях выпуска высокотехнологичной продукции, создания новых рабочих мест и увеличения налоговых поступлений. Предусматривается неукоснительное исполнение программы развития особой экономической зоны технико-внедренческого типа на площадках Нойдорф и Новоорловское с сохранением финансирования из бюджета Санкт-Петербурга в полном объеме. Запланировано предоставление субсидий промышленным организациям Санкт-Петербурга для возмещения части затрат, связанных с приобретением технологического оборудования в лизинг. Важным элементом антикризисных мер становится подготовка и реализация предложений в Правительство Российской Федерации по совершенствованию таможенного законодательства Российской Федерации, в том числе в части отмены ввозных пошлин на высокотехнологичное оборудование, не производимое в России (металлообрабатывающее, литейное, специальное оборудование для предприятий электротехники, электроники, радиоприборостроения и пр.), не имеющее российских аналогов. Однако в свете развития интеграции Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в рамках Таможенного Союза необходимо идти существенно дальше по пути упрощения процедур обращения субъектов Российской Федерации в органы Таможенного Союза с предложениями в сфере таможенно-тарифной политики и по другим вопросам таможенного регулирования, затрагивающим механизм формирования единого экономического пространства государств-участников Таможенного Союза.

Достижение высоких инвестиционных параметров в сложившейся ныне обстановке невозможно без качественного улучшения инвестиционного климата, особенно в части правового обеспечения инвестиционной деятельности, в которой властям Санкт-Петербурга принадлежит ведущая роль.

В качестве первоочередного принципа инвестиционной политики Санкт-Петербурга следует рассматривать осуществление правовой оптимизации инвестиционных связей на основе комплексных программ инвестирования. Этот принцип уже упоминался нами применительно к инвестиционному регулированию в Российской Федерации в целом.

В свете сказанного создание сбалансированной системы федерального и регионального (в субъекте Российской Федерации) законодательства об иностранных инвестициях – актуальная задача координации, упорядочения и интенсификации внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации на основе конституционно-правовых принципов координации указанных связей, требующая при своем разрешении учета социально-экономических особенностей и возможностей субъекта Российской Федерации.

Глава 2. Правовая организация внешнеэкономических связей субъекта Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга)

Наши рекомендации