Финансовый механизм функционирования фирмы
Фирма: открытая или закрытая система. Финансы фирмы с точки зрения открытости или закрытости предприятия в условиях рыночного хозяйства. Роль дебиторской и кредиторской задолженностей. Как пользоваться тем, что тебе не принадлежит, и не использовать то, что тебе принадлежит? Можно ли извлечь из этого положения известную выгоду? Это может сделать любая фирма или это удел немногих? Ограничения и рамки данного процесса. Роль внутренней и внешней среды фирмы в решении этих проблем. Полезны ли “правила поведения”? Могут ли выигрывать все? Польза, извлекаемая из невыполнения правил в пореформенной России наших дней. Что выгоднее для российских фирм: не платить государству, другим фирмам, персоналу, соответствующим фондам? Роль времени в функционировании финансового механизма предприятия. Возможность использования времени для повышения финансовой эффективности функционирования фирмы.
Фирма — основа рыночной экономики и ее главное и самое массовое структурное порождение. Для нас фирма — структурная единица, которая может быть отождествлена с экономическим субъектом (производителем). Существует мощный теоретический задел в изучении феномена фирмы как таковой. Автор специально не рассматривает здесь эти вопросы. Они выходят за рамки данной работы. Нас же интересует не фирма как таковая, а финансовый механизм ее функционирования.
Важным для решения поставленной проблемы является ответ на вопрос: фирма — это открытая или закрытая система?
С одной стороны, очевидно, что фирма имеет собственную структуру (организационная форма, правовая форма, определенный тип присвоения условий и результатов производства). Здесь мы рассматриваем линейную структуру, функциональную, дивизиональную, матричную, а также товарищество, акционерное общество, единоличное владение, государственное предприятие и др., частнособственную, разные типы ассоциированной и проч. Это дает известные основания говорить о закрытости фирмы, которая закрепляется собственным экономическим интересом фирмы, который может вступать в противоречия как с интересами общества в целом, так и с интересом отдельной личности.
С другой стороны, само функционирование фирмы немыслимо без обмена с другими экономическими субъектами деятельностью и ее результатами. В данном случае речь фактически идет об обмене в его политэкономическом смысле, в основе которого обмен продуктами труда или титулами собственности, принимающими форму товара. Следовательно, можно смело говорить, что фирма — открытая система. Она вступает в отношения купли-продажи с другими экономическими субъектами (производителями — по поводу купли-продажи средств производства в самой различной форме, потребителями — по поводу купли-продажи товаров и государством — по поводу платежей налогов в бюджеты разных уровней).
Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что фирма, с одной стороны, закрытая система, c другой — открытая. Какой же аспект данного состояния системы будет для нас принципиальным, когда речь пойдет о вопросах и проблемах финансового менеджмента? Ответ кажется очевидным — оба. Закрытость будет принципиальна, когда будут ставиться вопросы специфики принятия финансовых решений в фирме в зависимости от ее организационной, правовой и иной форм. Открытость же важна при рассмотрении проблем движения финансов фирмы и многих других проблем, непосредственно связанных с этим.
Финансовый же механизм фирмы вносит свою специфику в трактовку проблемы открытости-закрытости фирмы. Здесь следует выделить три обстоятельства: 1) предприятие (фирма) для достижения собственных целей использует собственные и заемные средства, 2) деятельность предприятия (фирмы) протекает во времени, 3) происходит разделение собственности и функции в самых различных комбинациях (см. выше).
Такая специфика приводит к необходимости использования кредитов банков (и других кредитных учреждений) и появлению на предприятии дебиторской и кредиторской задолженностей. Сразу же необходимо заметить, что между первым и вторым имеется существенное различие. Кредит обладает свойствами срочности, платности, возвратности. Кредиторская же и дебиторская задолженности не обладают свойством платности, другие же свойства (срочности, возвратности) проявляются по-другому.
Кредиторская задолженность — это предоплата, задолженность по оплате труда, по платежам в Пенсионный фонд, по социальному страхованию, налогам и проч. При этом часть расходов предприятия может покрываться за счет средств, которые ему не принадлежат!
Дебиторская задолженность — это задолженность за отгруженную продукцию, товары в пути, за поставленную продукцию, за выполненную работу и проч. При этом часть доходов предприятия складывается за счет средств, которые только формально принадлежат ему, но не находятся в его хозяйственном обороте.
Таким образом, фирма может использовать в хозяйственном обороте то, что ей не принадлежит, но не может использовать в хозяйственном обороте то, что ей принадлежит (российская практика показывает, что принадлежит формально и в ряде случаев в реальность и не превращается!).
Можно ли фирме извлечь известную выгоду из такого положения с точки зрения ее финансового механизма? Ответ представляется положительным. Предприятие, манипулируя дебиторской и кредиторской задолженностями, может извлекать очевидные финансовые выгоды. Например, за счет кредиторской задолженности можно решать текущие финансовые проблемы (в частности, связанные с нехваткой оборотных средств, такой ход может быть предпочтительным при высокой ставке процента, не российская ли это картинка?).
В ряде случаев российские предприятия идут и на сознательное раздувание дебиторской задолженности. Это позволяет минимизировать выплаты по налогу на прибыль, так как при таком положении дел продукция не считается реализованной.
Баланс плюсов и минусов в такой ситуации очень сложен и поэтому не может быть рассмотрен здесь подробно, но мы все-таки сформулируем правило, которым можно пользоваться (правда, только при нормальных условиях функционирования фирмы).
С точки зрения финансового механизма функционирования предприятия предпочтительным представляется некоторое превышение кредиторской задолженности над дебиторской. Это позволяет предприятию в большей степени использовать чужие ресурсы для решения собственных проблем. Однако это правило не является абсолютным. Ограничением “сверху” в данном случае выступают размер превышения и сроки оплаты кредиторской и дебиторской задолженностей.
Отмеченные выше ограничения показывают, что пользоваться этим правилом можно далеко не всегда. Кроме этого, некоторые фирмы вообще не могут себе позволить “дирижировать” собственной дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях современного высокомонополизированного рынка России. Например, крупнейшими должниками перед федеральным бюджетом России являются предприятия топливно-энергетического комплекса. Причина, казалось бы, — неплатежи потребителей топлива и энергии. Но если посмотреть на данную ситуацию через призму предложенного правила, становится понятно, что именно эти крупнейшие монополисты и заинтересованы в неплатежах за собственную продукцию!? Парадоксальный вывод, но не будем спешить. В такой ситуации данные предприятия получают тройную выгоду: а) раздувая дебиторскую задолженность, они минимизируют выплаты по налогу на прибыль, б) спекулируя проблемой неплатежей потребителей, они увеличивают собственную кредиторскую задолженность (см. правило) и могут в значительной степени использовать чужие финансовые ресурсы в собственном хозяйственном обороте, в) используя свою монополистическую мощь (нефть, газ, электроэнергию можно заменить только дровами и лучиной!), они добиваются от правительства или налоговых льгот (скандально известный фонд стабилизации Газпрома, в котором, по некоторым оценкам, оказывалось до трех и более миллиардов долларов), или “реструктуризации” своей задолженности перед федеральным бюджетом (известные Указы Президента РФ, подписанные в период избирательной компании 1996 года о такой “реструктуризации”). Таким образом, некоторые российские предприятия в состоянии “дирижировать” не только своей дебиторской и кредиторской задолженностью, но также дебиторской и кредиторской задолженностью очень многих других предприятий.
В нормально работающей рыночной экономике перечисленные выше проблемы, как правило, не возникают. Существует система взаимозависимости фирм друг от друга, поэтому сформулированным выше правилом фирмы могут пользоваться для улучшения собственного финансового положения. Они могут быть уверены, что действующие естественные механизмы балансировки (сочетания) экономических интересов всех экономических субъектов (производителей и потребителей) и государства (как регулирующего экономического субъекта) не позволят “выходить за рамки” и подчинять себе существующие общие “правила игры”.
Теперь стоит специально сказать о роли времени в функционировании финансового механизма фирмы и возможностях его использования с пользой для предприятия. Прежде всего, следует отметить, что экономические процессы нужно рассматривать в координатах времени, но при этом само время также становится экономическим явлением. Можно ставить вопрос о его “растягивании”, “сжатии” (самый простой пример — рост производительности труда, когда сокращается время, необходимое для производства единицы товара, стало быть, время “сжимается”). Время представляет собой и результат производства, наряду с товаром, стоимость которого выражена деньгами. Строго говоря, следует вести речь об экономической системе пространство — время. Перед экономическими субъектами встает дилемма: выигрыш времени — проигрыш пространства или, наоборот, выигрыш пространства — проигрыш времени. Этот сугубо философский подход в экономической науке трансформируется в рассмотрение реальных экономических процессов в мгновенном (где это возможно), краткосрочном и долгосрочном периодах.
Анализ финансового механизма фирмы в координатах времени с учетом самостоятельной экономической роли времени как такового позволяет утверждать, что любая “фотография” деятельности фирмы на конкретную дату (баланс предприятия) не может отражать реальных процессов, протекающих в ней в период между двумя “снимками” (период между датами, на которые составляется баланс). Что это может значить для фирмы? Прежде всего, то, что необходимо не только использовать данные бухгалтерской отчетности и баланса предприятия, но и на их основе производить расчеты того, что происходит за конкретный период. Здесь выводы могут быть диаметрально противоположными, что можно доказать с помощью простого примера.
На 1 января 1995 года индекс розничных цен и денежных доходов на душу населения равен 100. На 1 января следующего года эти цифры составили: цены — 200, денежные доходы на душу населения — 250. Можно ли на основании данной информации точно сказать: выросли или упали реальные доходы населения? Задачка может показаться примитивной, но только на первый взгляд. Изменение (динамика) цен и денежных доходов в течение года может быть таким, что ответ будет: а) выросли (кажется очевидным!), б) не изменились, в) снизились!? (см. рис. 4).
Второй аспект, связанный с ролью времени в функционировании финансового механизма фирмы, сводится к достаточно очевидному экономическому постулату: сам механизм использования заемных средств (в виде кредита) и кредиторской задолженности предполагает, что предприятие сегодня платит по вчерашним долгам, а сегодняшние долги переносит на завтра (на будущее). При этом следует помнить, что в течение какого-то периода времени объем производства предприятия изменяется. Если он возрастает, то фирма использует время с положительным для себя эффектом, бремя задолженности становится легче. Если же за этот период объем производства снижается, то время используется фирмой с отрицательным для нее эффектом, бремя задолженности становится тяжелее.
Теперь мы вправе непосредственно приступить к рассмотрению проблем финансового менеджмента как такового.
Рис. 4