Наднациональное регулирование движения капитала
Внешнеинвестиционная политика государств, как уже отмечалось в предыдущей главе, формируется с учетом основных положений международных соглашений, осуществляющих регулирование потоков капитала между странами и других связанных с инвестициями вопросов.
Международные соглашения могут заключаться на трех уровнях: двустороннем, то есть между двумя государствами; региональном, или между странами региона; международном, то есть в рамках международных экономических и финансовых организаций.
На двустороннем уровне основными договорами являются:
- двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций
- соглашения об избежании двойного налогообложения.
Двустороннее регулирование движения капитала между странами до 60-х гг. ХХ века осуществлялось на основе подписания Договоров о дружбе, сотрудничестве, торговле и мореплавании. Во второй половине ХХ века с ростом инвестиционных вложений в экономику бывших колоний и зависимых стран, добившихся политической независимости, возникла необходимость заключения нового типа соглашений — соглашений о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций – с тем, чтобы снизить экономические и политические риски для инвестиций из развитых стран. Значительный рост соглашений о взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций пришелся на 80—90-е гг., которые охватывают период глобальной либерализации движения капитала между странами.
Преимущества двустороннего уровня регулирования международных инвестиций объясняются:
- реализацией принципа избирательностиправ и обязанностей непосредственно между двумя странами в конкретной области – взаимных инвестиций;
- возможностью прямого воздействия на рост объема взаимных инвестиций для целей экономического развития договаривающихся стран (что особенно существенно для развивающихся государств и стран с переходной экономикой);
- признанием правомочности национального законодательства принимающего государства в отношении определения порядка допуска и функционирования иностранных инвестиций;
- предоставлением сторонам возможности менять положения соглашения в одностороннем порядке при наступлении чрезвычайных обстоятельств (в частности, вводить запрет на перевод прибыли при хроническом дефиците платежного баланса, при угрозе национальной безопасности).
Резкий рост количества соглашений овзаимном поощрении и защите иностранных инвестиций привел к необходимости разработки соответствующего типового договора, который имеет четыре базовых условия:
- условия режима иностранных инвестиций в договаривающихся странах, требующие справедливого и равноправного режима, в качестве которого на сегодняшний день всемирно признан национальный режим;
- условия защиты иностранных инвесторов от возможной экспроприации, национализации или проведения иных мер, лишающих инвесторов их собственности:
- условия перевода прибыли и доходов за рубеж требуют, как правило, беспрепятственного перевода;
- условия, определяющие порядок разрешения споров. Цель таких условий — обеспечить признание договаривающимися странами выполнения арбитражных решений, принимаемых при разрешении споров.
После включения особых условий в типовой договор и подписания договаривающимися сторонами он приобретает силу закона, позволяющего обеспечить признание договаривающимися странами выполнения арбитражных решений, принимаемых при разрешении споров.
Содержание двусторонних инвестиционных соглашений между отдельными группами стран имеет свою специфику:
ü между промышленно развитыми странами с рыночной экономикой и странами остального мира акцент делается на решении проблемы взаимосвязи инвестиционных вложений с экономическим развитием принимающего государства;
ü между промышленно развитыми странами с рыночной экономикойв основу положены задачи регулирования принципов и норм конкуренции, расширения обмена информацией, расширения прозрачности национального законодательства договаривающихся сторон.
Инвестиционные соглашения, как правило, включают семь основных разделов: предмет соглашения и срок его действия; условия допуска инвестиций в принимающую страну; условия режима в отношении инвесторов; порядок перевода прибыли и капитала за рубеж; условия экспроприации и выплаты компенсации; порядок разрешения споров между сторонами контракта; порядок разрешения споров между инвестором и принимающим государством.
Итак, практика заключения двусторонних соглашений о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций является условием для либерализации движения капитала в форме инвестиций между странами.
Важную роль в международной инвестиционной деятельности играют различия в ставках налогообложения в разных странах. Исходя из налогового суверенитета каждое государство имеет право взимать налоги с доходов, полученных от зарубежной деятельности. В результате возникает ситуация, когда одна и та же сумма прибыли подлежит двойному налогообложению — сначала в стране — источнике получения, а затем в стране — резиденции материнской компании.
Подобная ситуация связана с действием двух принципов налогообложения: принципа территориальности и принципа резиденции. Принцип территориальности (или взимания налога у источника) требует взимания налогов с доходов или с экономической деятельности юридических и физических лиц, полученных в конкретной стране (т.е. государство имеет право на обложение налогами доходов, которые были получены на его территории). Напротив, принцип резиденции (или принцип обложения мировых прибылей) действует в отношении налогообложения глобальных доходов, полученных компанией в разных странах. В последнем случае страна резиденции (т.е. место, где зарегистрирована данная компания) реализует право налогового суверенитета облагать налогами доходы «своих» компаний.
Для разрешения такой противоречивой ситуации страны используют практику заключения межгосударственных договоров об избежании двойного налогообложения, основные положения которых включают:
- определение детальных правил распределения доходов, подлежащих полному и ограниченному налогообложению в стране — источнике получения;
- уточнение принципов ведения коммерческих операций между независимыми друг от друга участниками в рамках внутрифирменных отношений ТНК;
- правила, освобождающие от налогообложения, или правила предоставления налогового кредита на зарубежные доходы в стране резиденции, если доходы подлежат налогообложению в стране-источнике их получения;
- правила недискриминации, взаимной помощи и обмена информацией между налоговыми властями договаривающихся сторон;
- совместные процедуры разрешения споров при урегулировании проблемы двойного налогообложения;
- условия оказания помощи в сборе налогов.
Конечный эффект налоговых соглашений связан с ограничением прав договаривающихся сторон взимать налоги. Для этого соглашения определяют способы избежания двойного налогообложения, в качестве которых чаще всего используются: система освобождения от налогообложения и система налогового кредита.
Система освобождения от налогообложения, заключается в том, что страна резиденции полностью освобождает от налогообложения соответствующие виды доходов, полученных из зарубежных источников, или наоборот, происходит освобождение от налогообложения в стране — источнике получения доходов. Освобождение действует только в отношении активных доходов — прибыли и др. С пассивных доходов — процентов, роялти, дивидендов взимаются налоги (но по сниженным ставкам, размеры которых определяются в двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения).
Система налогового кредита подразумевает, что страна резиденции разрешает уплату налогов с доходов от зарубежной деятельности в стране — источнике их получения. Поэтому полученные за рубежом доходы вычитаются из суммы налогооблагаемой прибыли материнской компании.
Таким образом, соглашения об избежании двойного налогообложения имеют целью снизить риск двойного налогообложения, и уменьшить масштабы трансфертного ценообразования.