Особенности оценки проектов в России
Современная социально-политическая и макроэкономическая обстановка в России в высшей степени неблагоприятна для осуществления активной деятельности в сфере реальных инвестиций. Не касаясь причин, которые привели к ее возникновению, продолжают действовать до сих пор и, очевидно, будут существовать еще достаточно продолжительное время, выделим основные аспекты сложившейся ситуации, с наибольшей силой, сказывающиеся на инвестиционной активности в целом и затрудняющих оценку инвестиционных проектов - в частности. Это:
1. общая нестабильность и непредсказуемость развития событий во всех сферах жизни страны;
2. специфика рынка финансовых ресурсов, характеризующегося отрицательной реальной стоимостью денежного капитала;
3. несовершенство действующего законодательства, не позволяющее в полной мере учитывать отрицательное воздействие высоких темпов инфляции.
Каждое из трех перечисленных обстоятельств накладывает свое ограничение на использование стандартных методов оценки, в том виде, в котором они используются на Западе и в других странах с развитым рыночным хозяйством и которые были достаточно подробно описаны в первых четырех разделах данного пособия.
В этой связи Исследовательско-консультационной фирмой «АЛЬТ» разработан ряд рекомендаций, позволяющих, при сохранении методической корректности и объективности оценки инвестиционных проектов, учесть особенности российских условий их осуществления.
Общая нестабильность, проявляющаяся в невозможности сколько-нибудь достоверного прогнозирования динамики развития нескольких параллельных процессов - политического, экономического, финансового и т.д. (к тому же, слишком в большой степени зависимых друг от друга), ставит под вопрос саму правомерность и необходимость попыток объективной оценки проектов. В условиях, когда погрешность субъективных прогнозов многократно превышает точность выполняемых расчетов, большее внимание с неизбежностью будет уделено интуитивным и неформальным методам оценки. Подтверждением этому могут служить результаты исследования, выполненного экспертами газеты «Коммерсантъ»: коммерческая состоятельность проекта фигурирует только в качестве одного из вспомогательных критериев, которыми руководствуются банки при принятии решения о предоставлении кредита, а почти в половине случаев кредиты выдаются на основании личного знакомства банкира и предпринимателя.
Тем не менее, как представляется, на стадии подготовки предложения о предоставлении кредита, при получении гарантий от других финансовых институтов, при страховании бизнеса, в случае оценки недвижимого имущества, а также при выработке стратегии развития предприятия использование специальных методов анализа состоятельности инвестиций все-таки является необходимым.
В этой связи первоочередной проблемой становится обеспечение объективности как при подготовке исходной информации, так и при интерпретации результатов, полученных при ее обработке.
Ниже приводится изложение четырех основных рекомендаций по использованию стандартных методов оценки проектов в условиях России.
1. Базовым (исходным) вариантом расчета всегда должен быть расчет в постоянных ценах.
Это жесткое требование основывается на признании одного очевидного факта: прогнозировать развитие макроэкономической ситуации в России не в состоянии ни один эксперт, сколь бы прозорливым он не был. Рабочих гипотез может быть выдвинуто множество и все они должны быть приняты во внимание и рассмотрены. Однако единственной общей исходной позицией для всех сценариев развития инфляционных процессов может и должно стать предположение о сохранении сложившегося соотношения цен на товарном рынке и достигнутого уровня процентных ставок на рынке капиталов.
Главное условие достоверности оценки инвестиционного проекта заключается в возможности проверки использованных исходных данных. Это условие может быть выполнено только если вся исходная информация, используемая в расчетах, имеется в действительности, то есть, цены на все элементы затрат могут быть взяты либо по фактически сложившемуся уровню, либо по ближайшим аналогам на рынке товаров и услуг. Имеющийся стандартизированный аппарат позволит в этом случае, если не измерить, то хотя бы сопоставить и проранжировать проекты, подготовленные специалистами, располагающими различными взглядами на текущую ситуацию и имеющие неодинаковый доступ к информации.
Все вышесказанное в связи с оценкой инфляционных процессов, относится и к тенденциям развития законодательной и нормативной базы в России. В первую очередь это должно проявиться в отказе от попыток предсказать точные даты проведения долгожданной переоценки основных фондов предприятий или введения механизмов индексирования амортизационных отчислений. Также надо признать труднопрогнозируемыми минимальный размер оплаты труда, ставки налога на добавленную стоимость и других налогов, ставку рефинансирования ЦБ России. Наконец, существует «опасность» введения новых налогов или, наоборот, установления новых льгот по уже имеющимся налогам. Безусловно, перечисленные факторы могут оказывать значительное влияние на результаты расчетов - через величину налогов, амортизации и процентных выплат.
Расчет в постоянных ценах или, если выражаться корректнее, расчет в денежных единицах с постоянной покупательной способностью, при фиксированных ставках налогов и процента - тот самый «худой мир», который лучше «доброй ссоры», это компромисс, на который должны согласиться все, кто всерьез собирается заниматься оценкой инвестиций в России в сложившейся обстановке.
2. Исходя из необходимости выполнения расчетов в постоянных ценах, возникает проблема определения реальной стоимости капитала, измеряемой, как правило, размером банковской процентной ставки. Из теории следует, что последняя представляет собой разность между номинальной ставкой и темпом инфляции, отнесенную к индексу инфляции.
Прежде чем начинать считать, необходимо напомнить, что годовая банковская ставка, используемая в России, не отражает действительную ставку доходности кредитора. Это вызвано тем, что в подавляющем большинстве ссуды коммерческих банков выдаются на условиях ежемесячного начисления процентов и, следовательно, у банка появляется возможность использовать изымаемые проценты для увеличения своих кредитных ресурсов. Значит, ссуда, выданная банком, приносит последнему доход, исчисляемый методом сложных процентов.
В сложившихся условиях можно рекомендовать использовать ставку ЦБ в качестве ставки сравнения или минимальной нормы окупаемости (cut-off rate) для выполнения расчетов чистой текущей стоимости проекта. Она же должна выступать и в качестве приближенного измерителя инфляции при расчете реальной процентной ставки по коммерческим кредитам. Указанное допущение снова относится к категории «консенсуса», так как иных, абсолютно объективных механизмов оценки темпа инфляции нет.
3. Расчеты в текущих оценках, безусловно, необходимы для анализа риска, связанного с осуществлением инвестиций. В данном контексте должна исследоваться устойчивость проекта к вероятным изменениям внешних факторов. Количество просчитываемых в процессе анализа сценариев может быть неограниченно большим. В том числе должны рассматриваться и возможные последствия изменения законодательного окружения. Все расчеты, тем не менее, должны выполняться на основе базового варианта, являясь, по сути, дополнением к нему.
4. Проекты, связанные с импортом оборудования (сырья) или экспортом продукции, а также финансируемые за счет валютных кредитов, могут обсчитываться в долларах. При этом, однако, следует иметь в виду, что доллар в России не является денежной единицей с неизменной покупательной способностью, более того - последняя практически непрерывно снижается, то есть, фактически, доллар также подвержен воздействию внутренней инфляции. Следовательно, наряду с расчетом в постоянных долларах при сложившейся структуре цен, дополнительно должны быть учтены и возможные различия в динамике внешних и внутренних цен.
Оценка коммерческой состоятельности инвестиционных проектов, выполненная с учетом четырех вышеприведенных рекомендаций, как представляется, обеспечит, в первую очередь, объективность результатов.
Вторым существенным моментом является гарантия сопоставимости проектов, подготовленных различными группами экспертов, что может быть особенно актуально для инвестиционных и финансовых институтов и организаций (в том числе государственных), имеющих дело с большим объемом работы по экспертизе поступающих или готовящихся предложений.
§ 2.4. Разработка бизнес-плана: краткие комментарии
В своей текущей деятельности предприятия, лизинговые компании довольно часто сталкиваются с вопросами по подготовке бизнес-плана.
Бизнес-план нужен там, где планируются какие-то изменения в компании, требующие финансовых вложений (получение кредитов, вложение собственных средств).
С одной стороны, редко кто даст деньги просто так - без информации о направлениях их использования, сроках и гарантиях возврата. С другой стороны, прежде чем брать деньги надо оценить насколько они «дешевы», за счет чего мы сможем их вернуть и как быстро (даже если мы вкладываем собственные средства). На эти и другие вопросы призван ответить бизнес-план.
Бизнес-план - это документ, в котором содержится необходимая информация об инвестиционном проекте. Разработка такого документа - это комплексный процесс, который потребует объективной оценки всей необходимой информации, требующейся для его подготовки.
Бизнес-план может быть использован в качестве внутреннего документа при планировании деятельности и в качестве коммерческого предложения для внешней стороны - инвестора, кредитора. В последнем случае бизнес-план служит обоснованием того, что существуют реальные возможности достижения поставленных в нем целей и компания достаточно компетентна для их достижения и способна отвечать по своим обязательствам, в том числе, своевременно и в полном объеме выплачивать лизинговые платежи.
Если представить проект графически, то получим следующую картину:
Рис. 2.3.
|
|
|
|
|
Обозначения:
1. Срок жизни проекта
2. Интервал планирования
3. Инвестиционная фаза проекта
4. Эксплуатационная фаза развития проекта
5. Срок окупаемости инвестиционных затрат
График построен на основании чистых денежных потоков проекта. Но бизнес-план - это не только движение денежных средств, он должен отражать все составляющие инвестиционного проекта. Ниже приведены краткие характеристики основных разделов бизнес-плана. Структура и содержание документа зависят от специфики инвестиционного проекта (например, от его масштабности). Поэтому при разработке плана необходимо придерживаться принципа «разумной достаточности». Дальнейшее описание разделов бизнес-плана этой статьи направлено на инвестиционные проекты действующих предприятий, ориентированных на привлечение внешних инвесторов.
4.1. Структура бизнес – плана
Резюме
Этот раздел должен показать потенциальным инвесторам привлекательность проекта. Главная задача - «зацепить» инвестора.
Резюме - это «концентрированное» описание инвестиционного проекта: его идеи шагов, осуществляемых для реализации идеи, требуемых затрат, итоговых показателей. Содержание резюме должно очень четко отражать идею проекта, требуемые ресурсы, возможные риски и результаты реализации проекта в «оцифрованном» виде.
В данном разделе отражается:
· Основная идея проекта
· Планируемые результаты от его реализации
· Показатели эффективности инвестиций, которые характеризуют соотношение доходов и затрат, связанных с проектом: срок окупаемости (простой, дисконтированный), внутренняя норма доходности (IRR), чистая текущая стоимость (NPV), рентабельность инвестиций (NPVR). Финансовую состоятельность проекта характеризует модель расчётного счета проекта, график привлечения и возврата кредита.
Инвесторы начинают знакомство с проектом с резюме и нередко рассмотрение проекта на этом разделе и заканчивается. В связи с этим необходимо отнестись к написанию резюме с особым вниманием - к чёткости, понятности и содержательности его информации.
В практике работы зарубежных консультантов оформление отчётов в Рower Рoint - общепринятая практика (безусловно, к такому отчёту разрабатывается много дополнительных приложений, схем и т.д.). Оформленные таким образом бизнес-планы смотрятся презентабельно. В практике работы российских банков также всё чаще возникает требование представлять разработанные заявителями бизнес-планы в форме презентации.
Информация о предприятии
В этом разделе необходимо чётко и структурировано отразить информацию о предприятии (если проект осуществляется на действующем предприятии).
Первую часть этого раздела необходимо отвести для описания истории создания предприятия, его области деятельности и динамики развития.
Вторая часть должна содержать анализ деятельности предприятия за предшествующий период: отражаются финансово-хозяйственные показатели работы предприятия за последний отчётный год. По сути, эта часть представляет собой краткую аналитическую записку, в которой производится анализ финансового состояния предприятия. Можно рассчитать ряд показателей самостоятельно, можно воспользоваться компьютерными моделями, например «Альт-Финансы».
Если предприятие имеет ранее привлеченные кредиты, необходимо указать условия и график возврата средств.
Желательно представлять информацию о финансовом состоянии предприятия не в целом за год, но в разбивке по кварталам или месяцам. Это позволит более четко представить динамику изменения финансового положения предприятия в течение года. Графики и диаграммы сделают представление информации более наглядным. По возможности следует провести сравнительный анализ показателей деятельности предприятия со среднеотраслевыми значениями (если есть доступ к информационным базам). Также можно использовать открытую информацию, например, годовые отчёты, для расчёта финансовых коэффициентов компаний - конкурентов.
Информация об отрасли
В этом разделе приводятся результаты анализа характера отрасли (развивающаяся, стабильная, стагнирующая). Отражается информация о положении дел в отрасли: общая характеристика объёмов и динамики производства и потребления продукции (в целом по стране, а также по регионам, в которых предполагается реализация продукции проекта), динамика импорта.
Можно привести прогноз развития отрасли. Такие документы часто «рождаются» в недрах отраслевых министерств, коммерческих ассоциаций. Прогнозы развития рынка, что не одно и то же, готовят консультационные компании, когда проводят комплексные проекты.
Информацию можно получить в различных источниках: отраслевых изданиях, интернете, Госкомстате, и т.д. Можно купить готовые отчёты, заказать исследование в консультационной компании. Но надо помнить, что некорректно сформулированный запрос может дать ответ, который не будет содержать информации, необходимой для принятия решения.
Продукция
В разделе приводятся характеристики продукции (услуг) проекта, приводится описание продуктов-аналогов и проводится сравнительный анализ продукции проекта с продуктами-аналогами, заменителями. Акцент следует сделать на преимуществах продукции по отношению к конкурентам: лучшие технические характеристики, лучший дизайн, надёжность, простота в эксплуатации, что-то ещё. Для этого можно определить и проанализировать ключевые факторы принятия решения о покупке, путём проведения опросов потребителей, экспертов, целевых фокус групп.
Полезно привести фотографии образцов продукции, отзывы потенциальных покупателей, результаты опроса потребителей.
5. Производственный план
Определение и аргументация выбора производственного процесса и оборудования - основная задача этого раздела бизнес-плана.
Здесь приводится краткое описание производственного процесса и технологии производства, которое будет понятно неспециалисту, приводится перечень, стоимость, условия поставки и условия оплаты необходимого оборудования, перечень работ. Если предполагается аренда оборудования, то определяются условия аренды.
В разделе также даётся описание потребности в сырье и материалах для производства продукции (предоставления услуг).
Часто к составлению раздела привлекаются отраслевые специализированные проектные компании, ведь выбор технологии, организации производства - один из определяющих моментов эффективности проекта.