Аналитические концепции стратегического анализа и поддержки принятия управленческих решений. Типология инструментов стратегического анализа.
Системы поддержки принятия решений (СППР)
Система поддержки принятия решений — это диалоговая автоматизированная система, использующая правила принятия решений и соответствующие модели с базами данных, а также интерактивный компьютерный процесс моделирования. Основу СППР составляет комплекс взаимосвязанных моделей с соответствующей информационной поддержкой исследования, экспертные и интеллектуальные системы, включающие опыт решения задач управления и обеспечивающие участие коллектива экспертов в процессе выработки рациональных решений.
Поддержка принятия решений
Инструменты стратегического анализа
ABC-анализ
Сущность: разбиение, на основе стоимостного и количественного критериев, объектов управления на 3 основные группы: А- наиболее важные, В- средние, С- наименее важные. Необходимо делать 2 анализа:по прибыли и по выручке (АВСАВС-анализ)
XYZ-анализ (анализ стабильности продаж)
Сущность: Метод анализа, позволяющий произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в течение определенного временного цикла на три категории: х- самые стабильные товары (0-10%); у – менее стабильные (10-25%); z – нестабильные товары (больше 25%).
ABCXYZ-анализ
Если объединить результаты этих 2х методик, можно получить выводы о том, какие товары являются не только самыми доходными, но и насколько часто они пользуются спросом.
Матрица БКГ
В основе матрицы БКГ лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товары-"дикие кошки"), рост (товар-"звезда"), зрелость (товар-"дойная корова") и спад (товар-"собака"). Для оценки конкурентоспособности отдельных видов бизнеса в матрице БКГ используются два критерия: среднегодовой темп прироста объема продаж по продукту (за 5 лет, а в России за 1 год); относительная доля рынка.
SWOT-анализ
Метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: (Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны))-внутренние, (Opportunities (возможности) и Threats (угрозы))-внешние. Угрозами и возможностями мы не управляем, а сильными и слабыми сторонами мы можем управлять. В основе анализа так же, как в матрице БКГ, лежит модель жизненного цикла организации.
6. Конкурентный анализ ( 5 сил Портера)
М. Портер с помощью пяти структурных единиц, свойственных каждой отрасли, описал способы формирования конкурентного преимущества и долгосрочной прибыльности товара, а также способы, с помощью которых компания в долгосрочном периоде может удерживать свою прибыльность и сохранять конкурентоспособность.
Политика управления структурой капитала. Воздействие структуры капитала на рыночную стоимость организации.
Одну из главных задач управления капиталом — максимизацию уровня рентабельности собственного капитала при заданном уровне финансового риска — реализуют разными методами. Основной механизм ее решения — расчет эффективности использования заемного капитала, измеряемой эффектом финансового рычага.