Технология проведения стратегического анализа и принятия на этой основе стратегических решений.

Стратегический анализ – это средство преобразования базы данных, полученных в результате анализа среды, в базу данных для принятия стратегических решений. Анализ внешней среды помогает выработать стратегические решения, обеспечивающие алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволяют поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей, и вскрыть угрозы и возможности. Внешнюю среду обычно условно делят на две части: макроокружение и микроокружение. Анализ макроокружения включает в себя экономические, политические, правовые, технологические и социальные прогнозы для определения долгосрочных возможностей организации в условиях прогнозируемых возмущений среды (PEST-анализ). Анализ микроокружения предполагает анализ рыночного окружения и включает в себя анализ покупателей, поставщиков, конкурентов и рынка рабочей силы. Анализ маркетинговой среды(маркетинговая среда фирмы – совокупность субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на возможности предприятия устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами успешные взаимовыгодные отношения сотрудничества)– анализ внешней среды и анализ внутренней среды .К внешней относят все явления и факторы, которые не входят в предприятие, но влияют на его работу. Разделяют микро- и макросреды. Внутренняя среда - это потенциал фирмы, его общепроизводственные и рыночные внутренние резервы. Основные фонды фирмы, персонал (его состав и квалификация), финансовые возможности предприятия, использование различных технологий, имидж предприятия - все это включает в себя внутренняя среда маркетинга. Анализ конкуренции – подразумевает анализ маркетинговых стратегий и тактики конкурентов, исследуется занимаемая ими доля целевого рынка. Анализ этих параметров проводится в табличной форме путём количественной (в рублях, штуках и т.д.) или качественной (в процентах) оценки. В качестве источников информации используется наблюдение или экспертные заключения торговых посредников. Анализ потребительских рынков и поведения потребителей позволяет определить, кто составляет рынок (покупатели), что покупает рынок (товары), зачем рынок покупает (цели), кто участвует в процессе покупки (организации), как покупает рынок (операции), когда покупает рынок (когда в этом появляется необходимость) и где покупает (магазины). Чтобы понять, что определяет поведение покупателя, надо рассмотреть факторы: культурные, социальные, личностные, психологические. Анализ структуры рынка (структура рынка – соотношение отдельных частей/элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рыночного явления/процесса) - ставит перед собой следующие задачи:

• определение размера продажи отдельных товаров и товарных групп; • характеристика места отдельных товаров в общем объеме реализованной товарной массы; • оценка и анализ структурных сдвигов в товарообороте; • анализ и моделирование социально-экономических и региональных различий товарной структуры товарооборота. Анализ бизнес-процессов организации- это систематическое получение данных с целью идентификации, определения, оценки и представления процесса как основы для его организации и улучшения. Поводом для проведения анализа, как правило, является конкурентное положение компании на рынке. Сравнение цен, затрат и продуктов/услуг может прояснить необходимые требования и подтолкнуть к улучшению Анализ стратегических показателей деятельности организации: Анализ стоимости капитала (норма прибыли, которую инвестор ожидает получить на свою инвестицию с учетом рисков, связанных с ней) Стоимость компании методом чистого дисконтированного дохода (NPV)показывает инвестору доход или убыток от вложений средств по сравнению с доходом от хранения денег в банке Анализ рыночной стоимости компании(суммарной рыночной стоимости ее акций, котирующихся на рынке) – это оценка инвесторами и аналитиками ценности компании. Она определяется с учетом всех источников ее финансирования: долговых обязательств, привилегированных акций, доли меньшинств и обыкновенных акций. Анализ прибыли на инвестированный капитал (ROI)используется для того, чтобы сравнить инвестиционный проект, связанный с вложением средств в какую-либо компанию, с другими инвестиционными проектами (например, депозитный вклад в банке) по степени их эффективности. Основано на том, что каждой возможной ситуации развития событий может быть задана определенная вероятность его осуществления. Это позволяет взвесить каждое из конкретных значений эффективности по отдельным альтернативам на значение вероятности и получить на этой основе интегральный показатель уровня риска, соответствующий каждой из альтернатив принятия решений. Сравнение этого интегрального показателя по отдельным альтернативам позволяет избрать для реализации ту из них, которая приводит к избранной цели (заданному показателю эффективности) с наименьшим уровнем риска. Принятие решений в условиях неопределенности Основано на том, что вероятности различных вариантов ситуаций развития событий субъекту, принимающему рисковое решение, неизвестны. В этом случае при выборе альтернативы принимаемого решения субъект руководствуется, с одной стороны, своим рисковым предпочтением, а с другой — соответствующим критерием выбора из всех альтернатив по составленной им «матрице решений». Основные критерии, используемые в процессе принятия решений в условиях неопределенности: 1.критерий Вальда (критерий «максимина») предполагает, что из всех возможных вариантов «матрицы решений» выбирается та альтернатива, которая из всех самых неблагоприятных ситуаций развития события (минимизирующих значение эффективности) имеет наибольшее из минимальных значений (т.е. значение эффективности, лучшее из всех худших или максимальное из всех минимальных). 2.критерий «максимакса» предполагает, что из всех возможных вариантов «матрицы решений» выбирается та альтернатива, которая из всех самых благоприятных ситуаций развития событий (максимизирующих значение эффективности) имеет наибольшее из максимальных значений (т.е. значение эффективности лучшее из всех лучших или максимальное из максимальных). 3.критерий Гурвица (критерий «оптимизма-пессимизма» или «альфа-критерий») позволяет руководствоваться при выборе рискового решения в условиях неопределенности некоторым средним результатом эффективности, находящимся в поле между значениями по критериям «максимакса» и «максимина» (поле между этими значениями связано посредством выпуклой линейной функции). 4.критерий Сэвиджа (критерий потерь от «минимакса») предполагает, что из всех возможных вариантов «матрицы решений» выбирается та альтернатива, которая минимизирует размеры максимальных потерь по каждому из возможных решений. проставляются размеры потерь при различных вариантах развития событий.



Наши рекомендации