Переход от «ревизий» к внутреннему аудиту


Данная статья посвящена работникам контрольно-аудиторских подразделений органов Федерального казначейства. Информация, возможно, будет интересна и полезна специалистам отделов внутреннего контроля и аудита управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и потенциальным претендентам на должности государственной гражданской службы в органах Федерального казначейства.

Целью статьи является рассмотрение опыта проведения внутреннего контроля и аудита отделом внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Самарской области (далее – ОВКиА УФК по Самарской области).

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что современный этап деятельности Федерального казначейства характеризуется реформированием его системы внутреннего контроля и аудита. Изменяются подходы к организации проведения внутреннего контроля и аудита в органах Федерального казначейства и, как результат, система работы государственных гражданских служащих в установленной сфере деятельности. То есть, изменяется философия специалистов в отношении проведения внутреннего контроля и аудита.

На сегодняшний момент во исполнение Плана реализации в 2009 – 2011 годах Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006 – 2011 годах, утвержденной руководителем Федерального казначейства 15.06.2009, в рамках поставленных задач разработаны следующие нормативные документы, направленные на повышение эффективности контрольно-аудиторской деятельности в органах Федерального казначейства:

- приказ Федерального казначейства от 25.01.2011 № 19 «Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе»;

- приказ Федерального казначейства от 29.06.2011 № 253 «Об утверждении стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности» (далее – Стандарты);

- приказ Федерального казначейства от 25.10.2011 № 487 «Об утверждении Положения о Всероссийском конкурсе на лучшее освещение в средствах массовой информации деятельности по осуществлению внутреннего контроля и внутреннего аудита в Федеральном казначействе и его территориальных органах»;

- приказ Федерального казначейства от 25.10.2011 № 488 «Об утверждении Положения о конкурсе на звание «Лучшее контрольно-аудиторское подразделение Казначейства России»»;

- приказ Федерального казначейства от 11.11.2011 № 530 «Об утверждении Положения о конкурсе на звание «Лучший внутренний аудитор Казначейства России»»;

- приказ Федерального казначейства от 16.04.2012 № 164 «Об утверждении Стандарта внутреннего контроля Федерального казначейства».

Документы, регламентирующие контрольно-аудиторскую деятельность в Федеральном казначействе, ориентированы на использование в работе принципа «четырех глаз» или «контроллинга». Сегодня Казначейство России можно назвать одним из первопроходцев в этой области. Определено место внутреннего контроля и аудита в казначейской системе. Существуют Стандарты внутреннего контроля и аудита. Однако отсутствует система подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов контрольно-аудиторских подразделений. На сегодняшний день возникла необходимость развития внутреннего аудита на уровне специалистов. То есть необходимо изменить философию человека, его отношение к происходящим процессам.

Философия внутреннего аудита основывается на следующих основных посылках:

Аудиторы должны раскрывать слабые места в процессах и операциях внутреннего контроля и внутреннего аудита, и свое внимание концентрировать на том, что именно эти слабые места должны быть проверены.

Аудиторы должны выявлять факторы, приведшие к нарушениям требований нормативных правовых актов (далее – НПА), а не просто фиксировать нарушения;

Совершенствование деятельности казначейской системы – цель внутреннего аудита.

Цель философии аудита – увлечь специалиста проведением внутреннего аудита. Как это осуществить?

На данный момент целью внутреннего аудита является предоставление руководству органов Федерального казначейства независимой и объективной информации о деятельности органов Федерального казначейства при осуществлении ими функций в установленной сфере деятельности.

Цель – «обеспечение соответствия деятельности требованиям НПА», не является основополагающей при проведении внутреннего аудита.

Тем не менее, в головах специалистов по прежнему сидят «старые» шаблоны проведения проверок, которые, как правило, сводятся к ревизионной функции, то есть проверка исключительно на соответствия деятельности объекта проверки требованиям НПА.

Сломать «старые» шаблоны проведения проверки – задача текущего момента. Однако сделать это не просто.

Для решения поставленной задачи необходимо:

- создать среду, в которой работники казначейской системы воспринимают внутреннего аудитора, прежде всего как консультанта и помощника, а не «злого ревизора» цель которого найти нарушения;

- разработать систему подготовки, переподготовки специалистов контрольно-аудиторских подразделений, учитывающую современные требования при проведении внутреннего аудита;

- проводить тренинги специалистов контрольно-аудиторских подразделений с участием практикующих лицензированных аудиторов;

- открыть более широкий доступ к информации о деятельности контрольно-аудиторских подразделений органов Федерального казначейства с целью обмена и распространения передового опыта работы между специалистами контрольно-аудиторских подразделений органов Федерального казначейства (форум например);

- проводить стажировки специалистов контрольно-аудиторских подразделений в структурных подразделениях органов Федерального казначейства с целью более углубленного познания выполняемых функций.

Так как внутренний аудит в Федеральном казначействе является весьма молодым и развивающимся процессом, в УФК по Самарской области это направление деятельности методом проб и ошибок неуклонно двигается вперед, отбрасывая старые и неэффективные методы.

Так что уже сделано или доработано?

Всем известно, что эффективное планирование контрольной деятельности (как и любой другой деятельности) – залог успешной подготовки и проведения контрольного мероприятия.

В настоящее время План контрольной деятельности УФК по Самарской области охватывает все структурные подразделения за один год вместо допустимых двух, что позволяет анализировать результаты контрольной деятельности в целом по УФК по Самарской области и делать своевременные, адекватные, обобщенные выводы. Данное решение не является догмой для других территориальных органов Федерального казначейства. Вместе с тем, данный подход к планированию контрольной деятельности, ни в коей мере, не исключает этапа подготовки к внутреннему аудиту и наличие времени для проведения внеплановых проверок.

Внедрение прикладного программного обеспечения «Автоматизированная система федерального казначейства» и иных информационных ресурсов (далее по тексту – ППО) позволило:


  1. Большую часть документов проверять автоматически на этапе предварительного и текущего контроля и, как следствие, изменить способ построения аудиторской выборки.


При проведении внутреннего аудита специалистами ОВКиА аудиторские процедуры применяются не ко всем элементам документов находящихся в ППО, или группе однотипных операций, а в отношении некоторых характеристик отобранных документов, не проходящих автоматический контроль. Данная процедура повышает эффективность внутреннего аудита за счет стратификации генеральной совокупности. Практикуемый способ позволяет использовать наименьший объем выборки, не ухудшая качества самой проверки.


  1. Сократить бюджетные расходы на проведение проверок структурных подразделений УФК по Самарской области, созданных для осуществления полномочий на территории Самарской области.


В настоящее время проведение контрольных мероприятий ОВКиА УФК по Самарской области осуществляется без выезда на объект проверки, благодаря применению удаленного доступа, участников группы проверки к базам данных ППО в режиме просмотра по проверяемому направлению деятельности объекта проверки.

Предметы внутреннего аудита, требующие проверки непосредственно в месте расположения объекта внутреннего аудита (территориальные отделы УФК по Самарской области) направляются в ОВКиА УФК по Самарской области посредством автоматизированной системы документооборота в сканированном виде.

Специалисты ОВКиА УФК по Самарской области участвуют в предварительном контроле при открытии, переоформлении, закрытии лицевых счетов, а также проверке документов для внесения изменений в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

Однако, несмотря на проделанную работу, существуют факторы ограничивающие эффективность проведения внутреннего аудита:

В Стандартах отсутствуют требования к содержанию информации в части процедур по установлению причин выявленных нарушений требований НПА; недостаток знаний у специалистов в области современного проведения внутреннего аудита.

Именно квалифицированный анализ причин, приведших к нарушению требований НПА, может снизить казначейский риск. Однако отсутствие методологии по данному направлению сводит все проверки к элементарному фиксированию нарушений и все предложения по совершенствованию деятельности органов Федерального казначейства в основном сводятся к соблюдению требований НПА объектом проверки.

В международной практике существуют результативные способы установления причин, приведшие к нарушениям требований НПА и разнообразные методы выявления наличия риска, которые можно применить и в казначейской системе. В настоящее время специалисты ОВКиА УФК по Самарской области нацелены на изучение данного направления деятельности.

Реализация мер рассмотренных в данной статье по совершенствованию внутреннего аудита на уровне специалистов контрольно-аудиторских подразделений, на наш взгляд, позволит вносить более объективные, своевременные и практичные рекомендации по совершенствованию деятельности органов Федерального казначейства.


Главный казначей отдела внутреннего контроля и аудита УФК по Самарской области Л.Г. Асмолова

Об утверждении Регламента проведения Федеральным казначейством ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд (с изменениями на 3 апреля 2017 года)

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПРИКАЗ

От 29 мая 2014 года N 106

Об утверждении Регламента проведения Федеральным казначейством ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд

(с изменениями на 3 апреля 2017 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Казначейства России от 3 апреля 2017 года N 70.
____________________________________________________________________

В соответствии со статьей 100 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст.1652; N 52 (часть I), ст.6961) и пунктом 4 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 89 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 7, ст.683; N 12, ст.1290),

приказываю:

1. Утвердить Регламент проведения Федеральным казначейством ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд (далее - Регламент) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Установить, что подпункт "в" пункта 4 Регламента вступает в силу с 1 июля 2014 года, подпункты "б", "д", "е" пункта 4 Регламента вступают в силу с 1 января 2016 года, пункт 7 Регламента вступает в силу с 1 января 2017 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального казначейства А.Ю.Демидова.


Руководитель
Р.Е.Артюхин

Наши рекомендации