Формирование воли — это переход внешнего социального кон­троля к внутреннему самоконтролю личности

Физиологические механизмы волевой регуляциине локализо­ваны в каких-либо отдельных структурах мозга. Они представ-

Глава 5. Волевые психические процессы

ляют собой сложные функциональные системы. Нейрофизио­логической основой воли является системная работа всего моз­га, но центральное значение в этой системе имеют лобные доли коры больших полушарий. Акцепторы действия человека фун­кционируют в его понятийной сфере.

В составе мозга человека можно выделить три основных функциональных блока, совместная работа которых лежит в основе сознательной деятельности:

• блок, регулирующий тонус мозга, его бодрствующее состо­яние (ретикулярная формация и другие подкорковые образова­ния);

• блок получения, переработки и хранения информации;

• блок программирования, регулирования и контроля пси­хической деятельности (лобные доли коры).

Лобные доли коры осуществляют функции синтеза внешних раздражителей, подготавливают действие, формируют его про­грамму, контролируют процесс ее реализации и оценивают ито­говый результат.

Как показывают клинические данные, поражение лобных долей мозга вызывает патологическое безволие — абулию.

§ 2. Структура волевой регуляциидеятельности

Деятельность осуществляется системой действий. Дей­ствие— структурная единица деятельности.Различаются перцеп­тивные, умственные, мнемические и практические действия. В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполни­тельную и контрольную части.

Цели деятельности определяют характер и последователь­ность действий, а конкретные условия действий — характер и последовательность операций. Операция — структурная единица действия. (Всложной деятельности сами отдельные действия выполняют роль операций.) Конкретные условия деятельности определяют способы реализации отдельных действий, выбор средств и орудий действия.

Приступая к той или иной деятельности, человек предвари­тельно ориентируется в ее условиях, обследуя обстановку с це­лью выработки плана действий. При этом устанавливаются от­ношения между элементами ситуации, определяются их значе­ние, возможности их комбинации для достижения цели.

§ 2. Структура волевой регуляции деятельности 157

Система представлений индивида о цели, порядке ее дости­жения и необходимых для этого средствах называется ориенти­ровочной основой деятельности.Эффективность деятельности человека зависит от содержания ее ориентировочной основы. Успех деятельности обеспечивается лишь полной ориентиро­вочной основой, которая специально формируется при обуче­нии индивида.

При осуществлении деятельности субъект вступает во взаи­модействие с предметным миром: происходит преобразование предметной ситуации. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также уме­ниями и навыками субъекта деятельности.

Умение— освоенный субъектом способ выполнения действия, основанный на совокупности имеющихся у него знаний и навыков.Умение реализуется как в привычных, так и в измененных усло­виях деятельности.

Навык — стереотипизированный способ совершения отдельных действий-операций, сформировавшийся в результате многократно­го их повторения и отличающийся свернутостью(сокращенное-тью) его сознательного контроля.

Различаются следующие навыки поведения:

• перцептивные — одномоментное, стереотипизированное отражение комплекса опознавательных признаков хорошо зна­комых предметов; навыки симультанного опознания объектов;

• интеллектуальные — стереотипизированные способы реше­ния задач определенного класса;

• двигательные — стереотипизированные действия, система хорошо отлаженных движений. Двигательные навыки включа­ют в себя и стереотипизированное использование привычных орудий действий.

Навыки характеризуются различной степенью обобщеннос­ти — широтой охвата тех или иных ситуаций, гибкостью, готов­ностью к быстрой реализации. Действие на уровне навыка от­личается свернутостью (снятием) некоторых его регуляционных компонентов. Здесь потребности, мотивы и цели слиты воедино, а способы выполнения стереотипизированы.

Так, навык письма не требует обдумывания того, как его совершать. Благодаря тому что многие действия закрепляются в качестве навыков и переходят в фонд автоматизированных ак­тов, сознательная деятельность человека разгружается и может направляться на решение более сложных задач.

Глава 5. Волевые психические процессы

Большинство повседневных действий относится к числу на­выков. Действие на уровне навыка совершается быстро и точно. По мере выработки навыка ослабляется зрительный контроль над выполнением физического движения. Он заменяется мы­шечным (кинестезическим) контролем. (Так, опытная машини­стка может печатать, не глядя на клавиши, тогда как начинаю­щий печатать человек постоянно отыскивает букву глазами.)

Навык характеризуется меньшей затратой сил, объединени­ем отдельных движений, избавлением от лишних движений. Но ни один навык не осуществляется полностью автоматически. Изменение привычной обстановки действий, возникновение непредвиденных препятствий, несоответствие полученных ре­зультатов ранее поставленной цели немедленно включают час­тично автоматизированное действие в сферу сознательного кон­троля, происходит сознательная корректировка действий.

В следственной практике встречаются попытки обвиняемого умыш­ленно исказить свои функциональные особенности, проявляющиеся в различных навыках — почерке, походке и т. п. В этих случаях соответ­ствующий навык берется обвиняемым под сознательный контроль. Для демаскировки таких приемов следователь создает различные ситуации, затрудняющие сознательный контроль навыка: ускорение темпа дик­товки контрольного текста, организация отвлекающих действий.

Навыки могут быть частными (навыки вычисления, решения типовых задач и т. п.) и общими (навыки сравнения, обобщения и др.). Ранее сформированные навыки затрудняют формирова­ние новых, родственных по содержанию навыков — происходит интерференция навыков. Сформировать новый навык легче, чем переделать ранее сформированный, — отсюда трудности пе­реучивания.

Нейрофизиологической основой навыков является динами­ческий стереотип — система условно-рефлекторных ответов на определенные пусковые раздражители.

Действия человека ориентируются и контролируются ценно­стными эталонами, схемами, поведенческими образцами. В по­ведении человека закрепляется его операционально-стереоти-пизированный поведенческий механизм, формируются его це­левые и операциональные установки.

Деятельность индивида — устойчивая система его взаимосвя­зей с миром, основанная на концептуальном образе мира и стерео-типизированном поведенческом фонде.Этот фонд способов пове­дения реализуется в виде простых и сложных волевых действий.

§ 2. Структура волевой регуляции деятельности 159

Простые волевые действиясостоят из трех структурных эле­ментов: 1) мотив, совмещенный с целью; 2) исполнение дей­ствия; 3) оценка результата. Простые действия обычно не связа­ны со значительными волевыми усилиями и реализуются обыч­но в форме навыков и привычек.

В каждом простом действии различаются сенсорный, цент­ральный, моторный и контрольно-корректирующий компоненты. Вы издалека увидели приближающийся транспорт и освободи­ли ему дорогу. В этом действии можно выделить все четыре компонента. Восприятие транспорта — сенсорный компонент; мысль о том, что опасно стоять близко у проезжей части доро­ги, — центральный мыслительный компонент; непосредствен­ное передвижение — моторный, двигательный компонент и удо­стоверение в том, что вы передвинулись в безопасную зону, — контрольный компонент.

В различных действиях тот или иной из первых трех компо­нентов приобретает ведущее значение. Например, при старто­вом рывке биатлониста ведущим является моторный компонент, а при стрельбе по мишени, когда успех действия зависит глав­ным образом от зрительной работы, — сенсорный. При игре в шахматы или при записи формулы на доске, несмотря на нали­чие сенсорного и двигательного компонентов, ведущим являет­ся центральный, мыслительный компонент действия.

Во многих движениях ведущими являются сенсорный и мо­торный компоненты. Эти движения называются сенсомоторны-ми реакциями.Они характеризуются координационно-каче­ственными и временными параметрами.

Скорость, с которой человек может реагировать на раздра­житель, называется временем реакции (ВР).Время реакции зави­сит от:

• модальности стимула;

• интенсивности раздражителя (увеличение интенсивности раздражителя до определенного предела сокращает ВР);

• тренированности индивида;

• его установки на совершение данного действия;

• действующих органов тела (правая рука и нога реагируют на стимул быстрее, чем левая);

• сложности реакции.

Двигательные реакции подразделяются на простые и слож­ные. Простая реакция— это ответ на одиночный стимул одним определенным действием (например, нажатие на кнопку в ответ

Глава 5. Волевые психические процессы

на красный свет). Время простой сенсомоторной реакции в среднем составляет 0,2 с.

Сложная реакцияпроисходит при необходимости принятия решений (например, при красном свете — нажать на кнопку, а при зеленом — переключить тумблер).

Время сложных сенсомоторных реакций в несколько раз превышает время простых реакций; оно рассчитывается по сле­дующей формуле:

ВР (м/с) = 270« (п + 1),

где п — число возможных альтернатив.

Все устройства отображения информации и управления дол­жны соответствовать ряду эргономических требований, предус­мотренных соответствующими ГОСТами .

Приборы и сигнальные элементы должны быть сгруппиро­ваны по их функциям или отношению к отдельным управляе­мым агрегатам, наиболее значимые элементы должны быть вы­делены размером, формой и цветом.

Воспринимая и перерабатывая информацию, человек затра­чивает на это определенное время. Приведем некоторые дан­ные:

Время в секундах

Обнаружение сигнала 0,1

Фиксация предмета глазами 0,28

Опознание простого сигнала 0,4

Считывание показания стрелочного прибора 1

Восприятие цифры или транспаранта 0,2

Восприятие семизначного числа 1,2

Время реакции на раздражители различной модальности не одинаково. Самое короткое время реакции получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительное — на свето­вые, самое продолжительное — на обонятельные и тактильные. При критических перегрузках световые сигналы должны быть заменены акустическими.

При управлении техникой кроме времени реакции необхо­димо также учитывать время движения органов человеческого тела и время взаимодействия оператора с органами управления.

См.: ЕникеевМ. И. Энциклопедия общей и социальной психоло­гии. М., 2002. С. 118.

§ 2. Структура волевой регуляции деятельности 161

Приведем данные о времени движения различных органов человеческого тела:

Время в секундах

Движение

пальцами 0,17

ладонью 0,33

Нажатие рукой, ногой на педаль 0,72

Сгибание и разгибание

ноги 1^3

руки 0,72

Рассмотренные выше действия имеют простую структуру. Они, как правило, совершаются стереотипно, на уровне умений и навыков.

Более развернутую структуру имеют сложные волевые дей­ствия.

В структуре сложного волевого акта существенны стадии формирования цели, предрешения, моделирования значимых условий деятельности, программирование исполнительских действий, обработка текущей информации о достигаемых про­межуточных результатах, текущая коррекция действий и оценка итогового результата (рис. 29).

Рассмотрим подробнее каждый этап сложного волевого дей­ствия.

Наши рекомендации