Сущность, классификация ревизий, их основные задачи

Проверка финансово-хозяйственной деятельности (проверка) – способ контроля, в процессе которого устанавливается законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

Ревизия (от лат. revision – пересмотр) финансово-хозяйственной деятельности – способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведения бухгалтерского учета по нескольким или всем направлениям деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

Основными задачами, решаемыми в ходе проведения проверки (ревизии), являются:

· проверка соблюдения субъектом предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;

· проверка законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;

· своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих ущерб экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению;

· принятие мер по возмещению причиненного ущерба;

· выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта хозяйствования.

Проверки (ревизии) различают по их назначению, объему охватываемых ими операций, методу проведения и другим признакам.

В зависимости от того, какой орган осуществляет проверку (ревизию), они бывают внутренние и внешние, ведомственные и вневедомственные.

Внутренние проверки (ревизии) проводятся непосредственно специалистами или специально созданными ревизионными комиссиями субъекта хозяйствования. В основном такие проверки выполняются в связи с требованиями учредительных документов для подтверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Внешние проверки (ревизии) осуществляются специально созданными для этих целей контролирующими органами сторонних организаций. Они, в свою очередь, подразделяются на ведомственные и вневедомственные.

Ведомственные проверки (ревизии) проводятся контрольно-ревизион-ными управлениями или отделами вышестоящих органов (министерств, ведомств, концернов).

Вневедомственные проверки (ревизии) осуществляются специалистами контролирующих органов (государственных органов и иных организаций, которые в пределах своей компетенции имеют право осуществлять проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности), наделенных контрольными правами по отношению к субъектам предпринимательской деятельности независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.

В зависимости от назначения проверки могут быть плановые и внеплановые.

Плановыми проверками (ревизиями) являются проверки (ревизии), включенные в координационный план контрольной деятельности в Республике Беларусь или области (г. Минске). При этом включение проверок (ревизий) в соответствующий координационный план контрольной деятельности осуществляется только при условии указания контролирующим органом конкретной темы проверки (ревизии), субъекта предпринимательской деятельности, подлежащего проверке (ревизии), и срока ее проведения.

Иные проверки (ревизии) являются внеплановыми.

Проверка может быть проведена при ее включении в координационный план контрольной (надзорной) деятельности (далее – плановая проверка) в двух случаях:

· в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утверждаемыми Указом Президента № 510;

· на основании решения или поручения Президента Республики Беларусь, в соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующего ее безотлагательного начала.

Контролирующий (надзорный) орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

· к высокой группе риска, – не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через два года;

· к средней группе риска, – не чаще одного раза в три года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через пять лет;

· к низкой группе риска, – по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

Плановые проверки в отношении проверяемого субъекта, отнесенного к средней группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска, – не назначаются в одном из следующих случаев:

· По результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе представленной проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства.

· На дату назначения проверки имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. В этом случае плановые проверки могут не назначаться (не назначаются) за период и по вопросам, проверенным в ходе аудита, за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды.

Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

В рамках проведения плановой проверки организации может быть осуществлена плановая проверка обособленного подразделения по вопросам, которые не были проверены в ходе проведенной в течение календарного года плановой проверки этого обособленного подразделения. Проведение в течение календарного года плановой проверки обособленного подразделения организации не исключает возможности проведения в том же календарном году плановой проверки данной организации, а также ее иного обособленного подразделения.

Сроки назначения плановой проверки исчисляются контролирующим (надзорным) органом со дня окончания им предыдущей плановой проверки. Порядок установления сроков проведения совместных проверок определяется Комитетом государственного контроля.

Без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности проверки в отношении проверяемых субъектов (далее – внеплановые проверки) назначаются:

· по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь;

· Председателем Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции;

· Генеральным прокурором Республики Беларусь и его заместителями в пределах компетенции;

· руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.

Поручение на проведение внеплановой проверки может быть дано, внеплановая проверка – назначена по следующим основаниям:

· При наличии у контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе полученной от государственного органа, иностранного государства, иной организации или физического лица, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты (подготовкой внутренних (служебных) документов, содержащих указание на такие нарушения или факты и обоснование необходимости проведения проверки). При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих данные нарушения или факты, заявитель (в том числе руководитель, другой представитель государственного органа, иной организации) должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений или фактов. В случае последующего отказа заявителя дать свидетельские показания в отношении указанных нарушений или фактов либо неподтверждения в результате проведенной проверки таких нарушений или фактов проверяемый субъект вправе потребовать в судебном порядке от заявителя возмещения убытков, причиненных распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих его деловую репутацию. Анонимное заявление не является основанием для проведения внеплановых проверок.

· Использование (расходование) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки.

· Значительный рост (не менее чем в два раза в календарном году) показателей аварийности и подтвержденное документально ухудшение транспортной дисциплины водителей проверяемого субъекта, выполняющего перевозки. Такие проверки проводятся контролирующими (надзорными) органами, уполномоченными Указом Президента № 510 на осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства о транспортной деятельности, обеспечением безопасности дорожного движения.

· Существенное ухудшение показателей деятельности банков или небанковских кредитно-финансовых организаций, не являющихся банками (далее – банки), юридических лиц, не являющихся банками и признаваемых входящими в состав банковского холдинга, исходя из данных бухгалтерского баланса и других форм отчетности; невыполнение предписания Национального банка Республики Беларусь; необходимость оценки эффективности мероприятий по улучшению финансового состояния, выполняемых данными юридическими лицами; вероятность возникновения в банке положения, которое может повлечь за собой его неплатежеспособность либо создать угрозу поддержанию стабильности банковской системы и (или) интересам вкладчиков и иных кредиторов; необходимость проверки готовности таких юридических лиц к внедрению новых подходов к осуществлению и организации деятельности, оценке рисков и управлению ими, оценке достаточности нормативного капитала, составлению отчетности, установлению новых пруденциальных требований и (или) процедур либо оценке результатов апробации на практике перспективных методологических подходов (в том числе по проектам, принятым в порядке эксперимента), а также по иным основаниям, определенным Национальным банком Республики Беларусь, в целях проведения им надзора за банковской деятельностью, в том числе на консолидированной основе.

Внеплановые проверки назначаются руководителем контролирующего (надзорного) органа (в том числе территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа по следующим основаниям:

· реорганизация проверяемого субъекта, решение иностранной организации о прекращении деятельности открытого ею представительства на территории Республики Беларусь, проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства);

· проведение дополнительной проверки;

· поручение органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам);

· получение доказательств по делу об административном правонарушении;

· возникновение инфекционных заболеваний либо подозрений на них, ухудшение гигиенических показателей среды обитания человека (по результатам проведенных лабораторно-инструментальных исследований);

· необходимость подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов над суммами налога на добавленную стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

· необходимость проверки восстановленных проверяемым субъектом документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, представленных в налоговый орган в течение сроков, определенных налоговым законодательством;

· необходимость оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности (далее – внеплановая тематическая оперативная проверка). Такие проверки вправе проводить контролирующие (надзорные) органы, определенные в пункте 10 Указа Президента № 510;

· расследование причин несчастных случаев, технических причин аварий и инцидентов на производстве, зарегистрированных случаев возникновения профессиональных заболеваний, расследование аварий, в том числе строительных, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дорожно-транспортных происшествий;

· проведение государственного надзора за эксплуатацией потенциально опасных объектов;

· необходимость проверки соблюдения требований технических нормативных правовых актов при строительстве (в том числе реконструкции, реставрации, капитальном ремонте и благоустройстве), утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности;

· проведение встречной проверки;

· необходимость проверки факта неосуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение последних шести месяцев подряд (в целях признания задолженности такого субъекта безнадежным долгом и ее списания);

· проведение контрольной проверки;

· заявление проверяемого субъекта.

Внеплановые тематические оперативные проверки проводятся в пределах компетенции органами Комитета государственного контроля, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь и их территориальными органами, Национальным банком Республики Беларусь и его главными управлениями по областям, подразделениями Государственной автомобильной инспекции, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и ее филиалами.

В рамках ведомственного контроля могут проводиться исключительно:

· плановые проверки не чаще одного раза в два года независимо от отнесения проверяемого субъекта к группам риска;

· внеплановые проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам (материалам).

По объему охватываемых проверкой хозяйственных операций проверки (ревизии) делятся на сплошные, выборочные и комбинированные.

Сплошные проверки (ревизии) охватывают все хозяйственные операции за ревизуемый период. В ходе такой ревизии проверяются все первичные документы и записи в регистрах бухгалтерского учета за весь проверяемый период.

Выборочные проверки (ревизии) предусматривают проверку хозяйственных операций не за весь период, а только за какое-то время. При такой ревизии в акте обязательно указывается, документы какого периода проверялись.

Комбинированные проверки (ревизии) сочетают приемы сплошной и выборочной ревизий, т. е. какие-то вопросы или участки деятельности субъекта предпринимательской деятельности проверяются сплошным порядком, а какие-то – выборочным.

В зависимости от повторяемости контрольных функций различают проверки (ревизии) первичные, повторные и дополнительные.

Первичные проверки (ревизии)проводятся у конкретного субъекта предпринимательской деятельности по конкретному вопросу (тематике) впервые.

Проверки (ревизии), проводимые у одного и того же субъекта предпринимательской деятельности тем же или иным контролирующим органом повторно за тот же период, называются повторными проверками (ревизиями).

Дополнительные проверки (ревизии) проводятся, как правило, тем же контролирующим органом, который проводил проверку вопроса (темы) за тот же период для уточнения и детализации вопросов, по которым возникли разногласия.

В зависимости от объема охватываемых вопросов производственной и финансово-хозяйственной деятельности проверки (ревизии) подразделяются на полные и частичные.

Полными проверками (ревизиями)называются проверки (ревизии), охватывающие всю деятельность субъекта хозяйствования.

В ходе частичных проверок (ревизий)проверяются вопросы, охватывающие одну или несколько сторон деятельности субъекта хозяйствования, отдельные виды хозяйственных процессов, операций или правильность использования различных видов средств.

По содержанию и объему программы контроля проверки (ревизии) подразделяются на комплексные, сквозные, некомплексные и тематические.

В ходе комплексных проверок (ревизий) всесторонне и глубоко проверяется производственная и финансово-хозяйственная деятельность субъекта предпринимательской деятельности и обособленных структурных подразделений.

Сквозные проверки (ревизии)являются разновидностью комплексных. Они проводятся при проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности министерств, ведомств, трестов, концернов и т. п. и одновременно подведомственных им организаций и обособленных структурных подразделений.

Некомплексные проверки (ревизии)проводятся, как правило, специалистом одного профиля (например, по бухгалтерскому учету) и охватывают вопросы финансово-хозяйственной деятельности.

При проведении тематической проверки (ревизии) проверяются вопросы состояния отдельных разделов, отдельных вопросов (тем), например соблюдения кассовой дисциплины, своевременности и правильности расчетов с бюджетом по налогу на доходы и прибыль.

В зависимости от места проведения проверки (ревизии) подразделяют на камеральные, выездные и рейдовые.

Камеральные проверки (ревизии) проводятся, как правило, специалистами контролирующих органов по месту своего нахождения на основе данных налоговых деклараций, расчетов, бухгалтерской отчетности и пояснительных записей к ней, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и неналоговых платежей, статистических данных, а также объяснений, представленных субъектом предпринимательской деятельности или его представителями, и имеющихся у проверяющего органа документов и сведений.

Выездные проверки (ревизии) проводятся по месту нахождения (юридическому адресу) субъекта предпринимательской деятельности. Это, как правило, все виды проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности.

Рейдовые проверки (ревизии)финансово-хозяйственной деятельности – проверка финансово-хозяйственной деятельности, направленная на оперативное выявление нарушений актов законодательства, регулирующих экономические отношения непосредственно в момент их совершения.

Наши рекомендации