Семинар 5 (Тема 5. Управление текущими издержками и ценовая политика предприятия)
Доклад «Нормативные ограничения, регулирование ценообразования в России и за рубежом».
Вопросы для обсуждения.
1. Как влияет уровень деловой активности на поведение затрат?
2. В чем сущность метода максимальной и минимальной точки?
3. Что такое точка безубыточности? Как рассчитать точку безубыточности по стоимости и по количеству?
4. Как рассчитать объем продаж, соответствующий целевому уровню прибыли?
5. На какие вопросы может дать ответ анализ ассортиментной политики предприятия?
6. В чем сущность ценовой политики предприятия? Как влияют на ценовую политику покупатели, конкуренты и затраты? Подтвердите высказывания примерами.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-13; ПК-3, ПК-7, ПК-11.
б) для студентов очно-заочной формы обучения
Семинар 1. (Тема 1. Основы финансовой политики предприятия. Тема 2. Долгосрочная финансовая политика предприятия*. Тема 3. Финансовое планирование и прогнозирование)*
Доклад «Направление влияния глобализации на информационное обеспечение финансовой политики», «Отражение тенденций глобальной экономики в прогнозировании», «Влияние отраслевой принадлежности на финансовые планы».
Вопросы для обсуждения.
1. Какие стратегические цели ставят с помощью финансовой политики?
2. Что подразумевают понятия «финансовая стратегия» и «финансовая тактика»?
3. Раскройте основные направления разработки финансовой политики.
4. Перечислите основные этапы финансовой политики предприятия.
5. Приведите основные факторы, влияющие на приоритетность стратегических целей финансовой политики.
6. Какие источники финансирования и критерии их классификации вы знаете?
7. Перечислите достоинства финансирования деятельности предприятия при помощи реинвестированной прибыли.
8. Перечислите источники выплаты дивидендов по обыкновенным акциям.
9. Что такое капитализация компании, как ее рассчитать?
10. Перечислите финансовые источники формирования добавочного капитала.
11. Перечислите основные методы финансового планирования.
12. Перечислите основные методы прогнозирования.
13. Охарактеризуйте структуру прогнозного баланса и плана прибылей и убытков.
14. Перечислите основные методы и модели долгосрочного финансового планирования.
15. Как рассчитать потребность в дополнительном внешнем финансировании (EFN)?
* Семинар с использованием метода «круглого стола» - разновидность диалога. Он требует от преподавателей и/или привлекаемых для проведения занятия специалистов-практиков реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии с последующим подведением итогов работы.
Решение тестов.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-9, ОК-13; ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6,ПК-7, ПК-13.
Семинар 2 (Тема 4. Бюджетирование как инструмент финансового планирования*. Тема 5. Управление текущими издержками и ценовая политика предприятия)
Доклад «Влияние специфики производства на разработку бюджетов», «Нормативные ограничения, регулирование ценообразования в России и за рубежом».
Вопросы для обсуждения.
1. Перечислите наиболее значимые задачи, решаемые с помощью бюджетирования.
2. Какие бюджеты являются основными?
3. Назовите отличия в методах составления бюджета движения денежных средств.
4. Что такое организация процесса бюджетирования?
5. В чем сущность планирования затрат по центрам финансовой ответственности?
6. Как влияет уровень деловой активности на поведение затрат?
7. В чем сущность метода максимальной и минимальной точки?
8. Что такое точка безубыточности? Как рассчитать точку безубыточности по стоимости и по количеству?
9. Как рассчитать объем продаж, соответствующий целевому уровню прибыли?
10. На какие вопросы может дать ответ анализ ассортиментной политики предприятия?
11. В чем сущность ценовой политики предприятия? Как влияют на ценовую политику покупатели, конкуренты и затраты? Подтвердите высказывания примерами.
* Примечание: форма проведения занятия – семинар дискуссия: «Достоинства и недостатки жестких и гибких бюджетов с учетом деловой активности организации».
Семинар-дискуссияорганизуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем, теоретико-практического мышления будущего специалиста.
Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-9; ОК-13; ПК-3, ПК-7, ПК-11.
Практические занятия
а) для студентов очной формы обучения
Занятие 1.