Экономическая природа и классификация капитала.

Капитал — одно из основных понятий финансового менеджмента. С позиции финансового менеджмента он выражает общую величину средств, вложенных в активы (имущество) предприятия (корпорации). В рамках корпоративных
 финансов он характеризует денежные (финансовые) отношения, возникающие между корпорацией и другими субъектами хозяйствования по поводу его формирования и использования. Такие денежные отношения возникают между корпорацией как юридическим лицом и ее акционерами
 (инвесторами), кредиторами, поставщиками, покупателями продукции 
(услуг) и государством (уплата налогов и сборов в бюджетную систему). В результате вложения капитала собственниками и прочими лицами (инвесторами, кредиторами) формируют основной и оборотный капитал корпорации. В процессе функционирования основной
 капитал принимает форму внеоборотных активов, а оборотный капитал —
форму оборотных активов.

Черты капитала:

1) характеризует источники средств корпорации (ее пассивы), приносящие доход.

2) выступает основным источником
 формирования доходов его собственников (акционеров) в текущем и будущем периодах.

3) отражает рыночную стоимость компании.
В этом качестве выступает, прежде всего, собственный капитал, определяющий объем ее чистых активов (стоимость активов за вычетом обязательств компании). Вместе с тем размер используемого собственного капитала характеризует и параметры привлечения заемного
 капитала, способного приносить дополнительную прибыль

По характеру вложения различают предпринимательский и ссудный капиталы. Предпринимательский капитал авансируют в реальные, нематериальные и финансовые активы (ценные бумаги, банковские вклады) корпорации с целью извлечения прибыли и получения прав управления ею. Ссудный капитал — это денежный капитал, предоставленный в кредит (на условиях 
возвратности, платности, срочности и обеспеченности залогом.) В отличие от предпринимательского ссудный капитал не вкладывается в предприятие, а передается заимодавцем (банком) заемщику во временное пользование с целью получения процента. Ссудный капитал выступает на
 кредитном рынке как товар, а его ценой является процент. Цена выражает, сколько следует заплатить (отдать денежных средств) за привлечение определенной суммы капитала. В финансовом менеджменте заемный капитал включает в себя ссудный капитал и кредиторскую задолженность за товары, услуги (коммерческий кредит).

Цена собственного капитала (предпринимательского)— сумма дивидендов по акциям корпорации. Цена заемного (ссудного) капитала — сумма процентов, уплаченных за банковский кредит или облигационный заем. Динамика капитала — важный измеритель масштаба производственно-коммерческой деятельности корпорации во времени.. Снижение удельного веса собственного
капитала в его общем объеме свидетельствует об усилении финансовой зависимости корпорации от внешних источников поступления средств.

Капитал классифицируют по различным признакам, имеющим практическое значение.

1.По принадлежности корпорации выделяют собственный и заемный
 капитал. Собственный капитал принадлежит ей на праве собственности и используется для формирования значительной части внеоборотных и оборотных активов. Заемный капитал отражает привлекаемые для финансирования активов дополнительные денежные средства на возвратной и
 платной основе. Все формы заемного капитала представляют

собой
 обязательства компании, подлежащие погашению в установленные сроки.

2. По срокам пользования различают краткосрочный заемный капитал (включая кредиторскую 
задолженность), направляемый на создание оборотных активов. и долгосрочный заемный капитал, привлекаемый для формирования внеоборотных активов. Собственный капитал является бессрочным (пока существует корпорация)

3. По целям инвестирования выделяют производственный, ссудный и
спекулятивный капитал. Спекулятивный капитал появляется на
вторичном фондовом рынке вследствие существенного завышения
цены обращающихся акций. Основная цель спекулятивных операций — извлечение максимального дохода (прибыли).

4. По формам инвестирования различают капитал в денежной, материальной и нематериальной формах, используемый для формирования уставного (акционерного) капитала. Однако для целей бухгалтерского учета он
получает конкретную стоимостную оценку

5. По характеру участия в производственном процессе капитал подразделяют на функционирующий и бездействующий (основные 
средства, находящиеся в ремонте, резерве, на консервации, в незавершенном строительстве).

6. По характеру использования собственниками (владельцами) выделяют потребляемый и накапливаемый (реинвестируемый) капитал.
 К потребляемому капиталу относят суммы, направляемые на выплату дивидендов. К реинвестируемому капиталу относят нераспределенную прибыль отчетного года. На практике существуют и иные классификации капитала.

Среднюю продолжительность оборота капитала выражают коэффициентом оборачиваемости (Кок), показывающим число оборотов капитала в периоде и длительностью одного оборота в днях за расчетный период (По):

Кок = ВР/К;

По = Д / Кок; 
где;

ВР -
выручка (нетто) от реализации товаров; (продукции, услуг)

К- средняя стоимость капитала
за расчетный период;

Д - количество дней в расчетном периоде (365 дней — за год; 90 дней — за
квартал).

Процесс формирования капитала корпорацией базируется на следующих
 принципах:

- учет перспектив (стратегии) развития корпорации. Это достигается путем включения в
бизнес-план проекта по созданию нового производства (филиала) расчетов, связанных с его финансированием за счет собственных источников (амортизационных отчислений и чистой прибыли) и заемных ресурсов.

- достижение соответствия между объемами привлекаемого 
капитала и формируемых активов корпорации. Общую потребность в капитале для создания нового производства (филиала) подразделяют на две
 группы:

а) предпроектиые расходы, не предусмотренные в сводном сметном
расчете стоимости строительства (расходы необходимы для разработки бизнес-плана
и связанных с этим исследований);

б) проектные расходы, включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства ( необходимы для формирования основного и оборотного капитала нового предприятия или филиала - на приобретение оборудования, транспортных средств, т. д.).

* обеспечение оптимальной структуры капитала с позиции
эффективности (представляет собой соотношение
между собственными и заемными средствами, используемыми в деятельности).

Структура капитала оказывает
существенное влияние на результаты текущей, инвестиционной и финансовой деятельности корпорации, а также на рентабельность активов и собственного капитала. В пассиве баланса в аналитических целях капитал группируют по времени погашения обязательств следующим образом:

1) краткосрочные пассивы;

2) долгосрочные пассивы;

3) собственный капитал.

Краткосрочные пассивы — это обязательства, которые покрываются 
оборотными активами или погашаются в результате образования новых 
краткосрочных обязательств. Они погашаются обычно в течение непродолжительного периода (не более одного года). Выделение краткосрочных обязательств в отдельную группу важно для мониторинга ликвидности баланса.

Долгосрочные пассивы— это обязательства, которые должны быть погашены в течение срока, превышающего один год. Основные виды этих
 обязательств — долгосрочные займы и кредиты.

Собственный капитал характеризует источники собственных средств 
корпорации. В их состав входят: уставный, резервный, добавочный капитал и нераспределенная прибыль.

Данные статьи характеризуют сумму чистых активов акционерного общества.

- обеспечение минимизации затрат на формирование капитала из различных источников, что достигается в процессе управления
его стоимостью и структурой.

- обеспечение рационального использования капитала в процессе хозяйственной деятельности. Данный принцип реализуют с помощью максимизации рентабельности собственного капитала при минимизации финансового риска. Среди методов управления формированием капитала наиболее сложными являются проблемы минимизации стоимости (цены) капитала
и оптимизации его структуры.

Наши рекомендации