Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции.
Ключевое место в зарубежной практике управления прибылью от обычного вида деятельности занимает классификация издержек (затрат) переменные и постоянные. Переменные издержки (ПИ) изменяются пропорционально росту объема производства, а постоянные издержки (ФИ) остаются неизменными – стабильными, при колебании объема производства в данном временном (релевантном) периоде (квартал, полугодие, год). В более длительном временном периоде все виды издержек подвержены изменению под влиянием внутренних и внешних факторов (например, новаций в организации и технологии производства, конъюнктуры товарного рынка и т. д.).
Деление производственных затрат на постоянные и переменные позволило рассчитывать маржинальный доход (путем исключения из выручки от реализации всей суммы переменных издержек) и выявить не пропорциональный характер влияния постоянных затрат на прибыль предприятия при изменении объемов реализации. Это вызвано тем, что сумма постоянных затрат не изменяется при росте объемов продаж, а, следовательно, их доля в объеме себестоимости продукции будет снижаться при возрастании объемов продаж.
Определив такую взаимосвязь между разными видами производственных затрат, выручкой и прибылью, появилась возможность выявить:
1) объем продаж, превысив который корпорация начнет получать прибыль, что называется точкой безубыточности
(Т без.). Это – количество реализуемой продукции в натуральном измерении (кг, штуки и т.п.), обеспечивающее нулевую прибыль. В этой точке корпорация, возместив фиксированные и переменные затраты, не получает ни прибыли ни убытка;
2) выручку от продаж (руб.), обеспечивающую полное покрытие постоянных и переменных затрат, обеспечивая нулевую прибыль. Это – порог рентабельности или сумма выручки от продаж соответствующая совокупной величине постоянных и переменных затрат;
3) запас финансовой прочности – превышение фактической выручки от продаж над порогом рентабельности. Его наличие и размер позволяют предприятию снижать цену единицы товара или повышать их себестоимость без опасения получить убыток от продаж;
4) силу воздействия операционного рычага, т.е. процент изменения прибыли при росте или снижении объема продаж под воздействием соотношения постоянных и переменных затрат (операционного рычага). Чем больше удельный вес постоянных затрат в себестоимости продукции, тем выше порог рентабельности, но и тем больше производимая после прохождения точки безубыточности общая сумма прибыли.
Логическая и математическая взаимосвязь выручки, расходов и прибыли такова:
1. Условия формирования точки безубыточности и порога рентабельности:
Пр = 0 и Вр = ПИ+ ФИ, где
Вр – выручка от реализации;
Пр – прибыль от продаж.
2. Произведем простые преобразования в приведенных формулах. Путем замены некоторых компонентов на равнозначные величины:
Пр = Вр – Ср=Вр – (ПИ+ФИ) = (Крп х Цед) – (Крп х ПИед) –ФИ = Крп х (Цед – ПИед) – ФИ.
3. Пр + ФИ = Крп х (Цед – ПИед).
4. Крп = где,
Ср – себестоимость реализуемой продукции;
Крп – количество реализуемой продукции;
Цед – цена единицы продукции;
ПИед – переменные издержки на единицу продукции.
5. Поскольку в точке безубыточности Пр = 0 (п.1). то следовательно:
А) Крп в точке безубыточности (т.е. точка безубыточности в натуральном выражении) = ФИ : (Цед – ПИед).
Б) Порог рентабельности (в руб.) = Тбез. х Цед.
В) Сила воздействия операционного рычага (СВОР) = Валовая маржа: Пр или = (ФИ + Пр) : Пр
Если СВОР равен 3%, то при увеличении выручки от продаж на 1% и неизменной структуре затрат, прибыль увеличится на 3%. Это объясняется тем, что после прохождения порога рентабельности и точки безубыточности корпорации нет необходимости направлять часть выручки на покрытие постоянных затрат (они не растут) и эта ее часть – валовая маржа, полностью формирует прибыль.
Тема 6. Формирование и распределение доходов корпорации
1.Систематизация доходов и факторы, влияющие на их величину.
2.Планирование доходов.
3.Методы планирования прибыли.