Тема 5. Затраты на производство и реализацию продукции и другие расходы корпорации
1.Расходы корпорации.
2.Планирование расходов.
3.Финансовые методы управления затратами и расходами.
4.Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции
1.Расходы корпорации.
В бухгалтерском финансовом учете расходы трактуются как уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств и иного имущества, а также возникновения денежных обязательств, приводящее к уменьшению капитала. Расходы взаимосвязаны с понятием затраты (издержки). Затраты на производство и продажу продукции признаются расходами в момент извлечения дохода от продажи продукции. Вместе с тем не признаются расходами выбытие денежных средств и иных активов, связанное:
- с приобретением инвестиционных активов для целей производственно-хозяйственной деятельности (строительство или покупка основных средств и других внеоборотных активов);
- с финансовыми вложениями в уставный капитал других организаций, на счета вкладов в банковские и другие кредитные организации;
- погашением полученных кредитов и займов.
Расходы, исходя из характера, условий осуществления и направлений деятельности предприятия классифицируют на:
♦ расходы по обычным видам деятельности;
♦ прочие расходы.
А) Расходы но обычным видам деятельности связаны с производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг). К ним относят также возмещение стоимости основных средств и нематериальных активов, осуществляемое в форме амортизационных отчислений. Расходы по обычным видам деятельности делят на:
- расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
- расходы, возникающие в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг,
- расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, по поддержанию их в исправном состоянии,
- коммерческие и управленческие расходы,
- налоговые и иные обязательные платежи в бюджетную систему государства ( взносы по обязательному социальному страхованию персонала, водный, земельный, транспортный и иные налоги, формирующие себестоимость продукции.
Расходы по обычным видам деятельности классифицируют также по следующим элементам:
♦ материальные затраты;
♦ затраты на оплату труда;
♦ отчисления на социальные нужды;
♦ амортизация;
♦ прочие затраты.
Для целей управления предприятие вправе организовать учет по статьям затрат. Перечень таких статей оно устанавливает самостоятельно с учетом рекомендаций отраслевых министерств и ведомств.
В рыночных условиях большое значение для управления прибылью ( определение точки безубыточности, запаса финансовой прочности) играет группировка затрат (расходов) по связи с объемом производства (продаж). В данном случае затраты подразделяются на переменные и постоянные (фиксированные). Фиксированные затраты не зависят от изменения объемов производства и продаж (административно- управленческие, повременная оплата труда, амортизационные отчисления и т. п.). Переменные затраты изменяются пропорционально изменению объемов производства (продаж).
Для формирования финансового результата работы предприятия от обычных видов деятельности определяют ту часть затрат, которая формирует себестоимость проданной продукции ( товаров, услуг, работ). Она определяется расчетным путем:
1 этап - определяется производственная себестоимость законченного выпуска продукции (готовой продукции): затраты незавершенного производства на начало периода + затраты на производство в текущем периоде – затраты незавершенного производства на конец периода. Себестоимость единицы продукции рассчитывается путем деления общей суммы затрат на количество полученной готовой продукции.
2 этап – определяется производственная себестоимость проданной продукции в текущем периоде. Для этого количество проданной продукции в периоде х на производственную себестоимость единицы готовой продукции.
Управленческие расходы (оплата труда управленческого персонала, затраты по содержанию офиса, легкового автотранспорта управленческого персонала, представительские расходы и т. п.) могут быть отнесены в полном объеме только на проданную продукцию (относятся на себестоимость проданной продукции) или распределяются между проданной и непроданной готовой продукцией. Корпорация самостоятельно выбирает вариант их учета.
Коммерческие расходы (стоимость доставки продукции к месту продажи, стоимость рекламы, зарплата продавцов продукции и т. п.) признают в полной сумме как расходы по проданной продукции в текущем периоде.
Б) Прочие расходы возникают при:
- выбытии инвестиционных активов (неамортизированная стоимость, т.е. остаточная стоимость основных средств, затраты на демонтаж или их продажу, балансовая стоимость продаваемых ценных бумаг других организаций);
- оплате расходов, связанных с привлечением кредитов и займов;
- списании дебиторской задолженности после срока исковой давности или по причине банкротства дебитора;
- начислении финансовых санкций по причине неисполнения договоров гражданско – правового характера и др.
Для целей налогообложения расходы корпораций группируются и признаются в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. При этом выделяются: а) расходы на производство и реализацию продукции, как изготовленной корпорацией, так и любых других активов (основных средств, материалов и т.п.)приобретенных не для продажи; б) внереализационные расходы ( проценты за кредит и займы, финансовые санкции по причине неисполнения договоров гражданско – правового характера и др.. По отдельным расходам государство утвердило лимиты. В частности, по представительским расходам, по процентам за кредит, добровольному страхованию работников и . п.).
В практической работе может использоваться и иная классификация затрат и расходов: по учетному признаку, способу включения в себестоимость, по связи с целью деятельности (связаны с извлечением прибыли – производственные расходы, покупка основных средств и ценных бумаг; не связаны с извлечение прибыли – приобретение путевок в санатории для персонала, подарки к праздникам и другие социальные расходы; принудительные расходы – налоги, штрафы и т.п.).
2 Планирование расходов
Для выявления прибыли в предстоящем периоде необходимо знать сведения не только о доходах, но и о плановых расходах, связанных с производством и продажей продукции (себестоимость продаж) и прочими хозяйственно финансовыми операциями (прочие расходы). Основным этапом является расчет расходов по обычным видам деятельности, т.е. на производство и сбыт продаваемой продукции, управление корпорацией.
Последовательность планирования себестоимости продаж продукции:
1) утверждается план производства продукции на предстоящий период с учетом спроса на продукцию, производственных мощностей, перешедших с прошлого периода остатков товарной продукции; и план продаж в натуральном исчислении.
2) составляется план прямых затрат на производство продукции (по статьям или элементам затрат в разрезе видов продукции, цехов или бригад производства, т.е. центрам ответственности - ЦО). Плановым документом может быть смета затрат, производственное задание, бюджет затрат и т.п.;
3) определяются накладные производственные затраты (зарплата начальников цехов, амортизация цеха и т.п.), которые распределяются по всем видам продукции, производимой в данном цехе. При этом составляется отдельный плановый документ ;
4) исчисляется производственная себестоимость законченного выпуска продукции: затраты незавершенного производства + прямые и накладные производственные затраты в периоде за исключением затрат незавершенного производства на конец периода. Расчет осуществляется по видам продукции. Далее составляется расчет производственной себестоимости единицы продукции.
5) определяется производственная себестоимость реализуемой продукции (план продаж в натуральном исчислении х производственную себестоимость единицы продукции);
6) формируется план управленческих и коммерческих расходов;
7) рассчитываются расходы на продажу продукции: пункт 5 + пункт 6
Для планировании производственных затрат привлекаются технологические нормы использования производственных ресурсов, нормы амортизации основных средств, тарифы страховых социальных взносов во внебюджетные социальные взносы, нормы выработки продукции (оказания работ) машинами и оборудованием, налоговые ставки, т.е. используются нормативный метод планирования. Управленческие и коммерческие расходы могут определяться как с использованием внутренних норм (как доля к производственным затратам или к выручке от продаж), так и расчетно – аналитическим (упрощенным ) методом : фактические затраты прошлого года х Темп роста инфляции (или на предполагаемый рост тарифов, оплаты труда управленческого персонала).
Из прочих расходов можно предвидеть :
- процентные платежи по кредитам и займам (предполагаемая задолженность по кредиту х годовую ставку % х дни пользования кредитом) : (365 дней х 100);
- остаточную стоимость (балансовую) и другие расходы по выбывающим основным средствам (ценным бумагам и материалам)
3.Финансовые методы управления затратами и расходами
Сферы использования финансовых методов управления затратами (расходами):
- производственными запасами и остатками готовой продукции (капитализированными расходами)
- производственными затратами, управленческими и коммерческими расходами (некапитализированными расходами).
Цель управления – разумное снижение.
Производственные запасы представляют собой «омертвленные денежные средства». Не работающие в данный момент и не приносящие прибыль ( можно было бы вложить в банк и получить процент по вкладу). К тому же предприятие несет расходы на хранение запасов (содержание складов, поддержание нужного температурного режима и т.п.) В связи с этим производственные запасы должны быть не значительными. Однако , наличие значительных запасов сырья и других материалов создает определенную независимость производства от сбоев в их поставке продавцами. Поэтому каждому предприятию необходимо формировать обоснованный запас. Это достигается посредством использования таких финансовых методов их расчета, как:
- нормирования остатков товарно-материальных ценностей ;
- определения наиболее экономичного размера заказа на приобретение материалов;
- формирование страховых запасов и др.
Нормирование остатков производственных запасов материальных ценностей основано на использовании нормы их запаса, выраженной чаще в днях, и однодневного их расхода для производственно- хозяйственной деятельности.
Норма запаса (количество дней запаса) зависит от времени доставки от поставщика, партии заказа, времени, необходимого для доведения сырья до нужных технических условий (влажности, температуры и т.п.), страхового резерва и других факторов. Однодневный расход определяется производственной мощностью организации.
Оптимальный заказ определяется в зарубежной практике на основе формулы Уилсона:
З = , где
З – оптимальный размер запаса,
Р- расход запасов за определенный период времени
С – стоимость выполнения одного заказа
В – время расхода запаса
Снижение производственных рисков достигается за счет формирования страховых (резервных) запасов сырья и других материалов. Это позволяет бесперебойно осуществлять производственно-коммерческую деятельность. Размер страховых запасов целесообразно определять путем сопоставления потерь от остановки производства при недостатке сырья с о стоимость страхового запаса и расходами на его хранение.
Финансовые методы управления производственными затратами (себестоимостью) нацелены на их снижение и максимизацию прибыли. Среди них можно выделить следующие:
1) эффективный способ калькулирования (исчисления) себестоимости продукции (услуг). Можно применять в управленческом учете расчет частичной (на основе переменных затрат) или полной себестоимости с разделение затрат на прямые и накладные и другие модели (формирование целевой себестоимости и т.п.). На многих предприятиях России широкое распространение получила система калькулирования себестоимости продукции (в рамках управленческого учета) — «директ-костинг». Ее сущность заключается в том, что калькулируют не полную себестоимость производства и сбыта продукции (изделий), а только переменные издержки (их прямые виды). Главная цель внедрения этой системы калькулирования себестоимости изделий — обеспечить контроль за формированием маржинального дохода (аналоги: маржинальная прибыль, валовая маржа, добавленная стоимость). При системе «директ-костинг» маржинальный доход (МД) по конкретным видам продукции определяют по формуле:
МД = Цр - ПИед, где
Цр — цена реализации изделия;
ПИед — переменные издержки, отнесенные на это одно изделие. Преимуществами данной системы калькулирования себестоимости продукции являются:
♦ ее простота и доступность для практического применения;
♦ минимум проведения расчетных операций, связанных с распределением непрямых (косвенных) затрат, которые учитывают по предприятию в целом;
♦ высокая надежность полученных результатов, так как устраняют погрешности отнесения непрямых затрат на отдельные изделия в процессе их распределения;
♦ возможность управления как переменными издержками, так и маржинальным доходом. Основным недостатком системы «директ-костинг» считают неполное отражение всей совокупности издержек, связанных с производством и реализацией отдельных видов продукции.
Экономическая сущность другой системы калькулирования себестоимости продукции — «стандарт-костинг» — заключается в ее осуществлении на базе разработанных предприятием норм и нормативов материальных и трудовых затрат. При этом фактические операционные (производственные) издержки по каждому изделию сравнивают с нормативными затратами для отражения в учете величины отклонений. Данную систему часто называют «управление затратами по отклонениям», что позволяет получить более объективную картину результатов калькулирования продукции. Внедрение системы «стандарт-костинг» можно осуществить только в условиях стабильной экономической среды, преодоления высокой инфляции и внедрения современного менеджмента на предприятиях и в корпоративных группах (ФПГ, холдингах и др.).
2) планирование и контроль затрат (по ЦО, путем операционного бюджетирования и т. п.)
Главной целью управления издержками производства является оптимизация их суммы и уровня, которая обеспечивает высокие темпы развития текущей деятельности предприятия в целях получения приемлемой массы прибыли и требуемой нормы доходности на вложенный капитал.