Тема 1 - Основы организации финансов корпораций и состояние их финансовой среды

1. Финансы как стоимостная категория. Функции финансов

2. Принципы организации корпоративных финансов

3. Формы организации и преимущества корпоративных структур

е

1.Финансы выражают систему денежных отношений, регулируемых государством в целях формирования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения различных общественных потребностей. Корпоративные группы представляют собой такие институциональные образования, которые позволяют строить партнерские отношения между государством и предприятиями, малым и крупным бизнесом, предприятиями и регионами в лице органов исполнительной власти с использованием финансовых методов концентрации капитала.
Финансы предприятий и корпорацийвыражают систему денежных отношений, возникающих в процессе их хозяйственной деятельности и необходимых для формирования • и использования капитала, доходов и денежных фондов.

Капитал (пассивы баланса) служит источником образования активов (внеоборотных и оборотных).

Доходы выступают в форме выручки от продажи товаров и прочих операционных и внереализационных доходов.

Денежные фонды представлены фондами потребления, накопления и резервами. Денежный фонд - это обособив­шаяся часть денежных средств хозяйствующего субъекта, получившая целевое назначение и относительно самостоя­тельное функционирование. Денежные фонды составляют только часть денежных средств, находящихся в обороте предприятия.

Корпоративные финансы обусловливают возникновение денежных отношений в процессе индивидуального кругообо­рота фондов хозяйствующих субъектов - в этом заключается их главная функция (рис. 1).

В условиях рыночного (товарного) хозяйства правомерно признать за корпоративными финансами наличие трех функций:

1) формирование капитала, доходов и денежных фондов;

2) использование капитала, доходов и денежных фондов;

3) контрольную функцию.

Первая является необходимым условием обеспечения не­прерывности процесса воспроизводства. За счет первичного распределения выручки от продажи товаров образуются спе­циальные фонды предприятий и корпораций, находящие от­ражение в их финансовых планах (бюджетах).

В процессе перераспределения выручки от продаж за счет всех ее элементов (с + v + т) формируют следующие доходы государства:

- за счет фонда возмещения (с) уплачивают налоги, включаемые в издержки производства и обращения;

- от фонда оплаты труда (v) по установленным тарифам уплачивают социальный налог, зачисляемый в госу­дарственные бюджет и обязательные отчисления в Го­сударственный фонд социального страхования;

- за счет прибыли (т) вносят в бюджет корпоративный подоходный налог.

Следовательно, функция «Формирование капитала, дохо­дов и денежных фондов» обусловливает осуществление сле­дующих хозяйственных операций:

1.Образование и пополнение уставного и резервного ка­питала акционерных обществ.

2.Привлечение источников финансирования с фондово­го рынка на цели развития.

3.Мобилизацию кредитов и займов с рынка ссудного ка­питала.

4.Аккумуляцию денежных фондов, образуемых в соста­ве выручки от продажи товаров.

5. Формирование нераспределенной прибыли.

6. Привлечение специальных целевых средств.

7. Учет и анализ формирования капитала, доходов и денежных фондов

В результате достигается сбалансированность между движением материальных и денежных ресурсов и формируются финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения непрерывности производственно-коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта и выполнения всех его обязательств перед государством и контрагентами.

Использование капитала, доходов и денежных фондов на цели, предусмотренные в финансовом плане (бюджете) предприятия (корпорации), составляет экономическое содер­жание второй функции финансов.

В процессе использования доходов предприятия происходит:

- их распределение (первичное разделение на составля­ющие элементы с + V + т);

- перераспределение - при уплате КПН в бюджетную систему государства;

- конкретное расходование образованных за счет чистой прибыли

денежных фондов, которое сопровождается встречным движением стоимости в товарной форме (Д-ТиТ-Д).

Например, приобретение за счет средств, направляемых на капиталовложения, проектно-сметной документации, ма­териалов и оборудования для строительства. Здесь финансы способствуют превращению денег в товар и обратно.

Государство за счет полученных доходов (в форме налогов и сборов) осуществляет использование этих средств на цели, предусмотренные государственным и местными бюджетами.

Функция «Использование капитала, доходов и денежных фондов» обусловливает следующие экономические процессы:

- оптимизацию вложения капитала (собственного и за­емного) во

внеоборотные и оборотные активы;

- обеспечение налоговых платежей;

- вложение свободных денежных средств в наиболее ликвидные активы;

- использование доходов на цели потребления, развитие и создание

резервов;

- учет и анализ использования капитала, доходов и де­нежных фондов.

В результате происходит максимизация стоимости капи­тала предприятия(корпорации).

В третьей {контрольной) функции финансы используют­ся для контроля над соблюдением стоимостных и материаль­но-вещественных пропорций при образовании и использова­нии доходов предприятий и государства. Данная функция ба­зируется на движении финансовых ресурсов, например, при уплате налогов и сборов в бюджетную систему. Она предо­ставляет возможность государству воздействовать на конеч­ные финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Инструментом реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности.

Эта информация служит исходной базой для расчета ана­литических финансовых коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость, доходность, деловую и рыночную активность предприятий. Финансовые показатели позволяют оценить результаты хозяйственной деятельности, наметить меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Поскольку контрольная функция финансов бази­руется на количественных финансовых показателях (выручка от продажи товаров, инвестиции, активы, собственный капи­тал, прибыль и др.), то остро стоит вопрос о достоверности финансовой информации. Только при таком условии можно принимать обоснованные управленческие решения.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться на практике с большей или меньшей полнотой. Полнота реализации контрольной функции финан­сов во многом определяется состоянием финансовой дисцип­лины в народном хозяйстве.

Финансовый контроль в народном хозяйстве осущест­вляют:

1.Финансовая и бухгалтерская службы предприятий (корпораций) при

оплате счетов поставщиков за мате­риальные ценности и услуги - контроль над издержка­ми производства и обращения и отгрузкой продукции; над взысканием дебиторской и погашением кредитор­ской задолженности и т.д..

2.Банки - в процессе кредитования своих клиентов и соблюдения ими

кассовой дисциплины:

3.Налоговые органы - при уплате юридическими и фи­зическими лицами

налогов и сборов в бюджетную систему и др.

Контрольная функция обусловлена существованием дру­гих функций финансов.

2.Принципы организации корпоративных финансов

Принципы организации финансов предприятий и корпораций тесно связаны с целями и задачами их деятельности.

К принципам организации финансов корпораций можно отнести следующие:

Принцип саморегулирования заключается в предоставлении предприятиям (корпорациям) полной самостоятель­ности в принятии и реализации решений по производствен­ному и научно-техническому развитию на основе имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Предприятие (корпорация) непосредственно планирует свою деятельность и

определяет перспективы развития ис­ходя из спроса на выпускаемую продукцию (услуги). Основу оперативных и текущих планов составляют договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (услуг) и поставщиками материальных ресурсов. Финансовые планы призваны обеспечивать денежными ресурсами мероприятия, предусмотренные в производственных планах (бизнес-пла­нах), а также гарантировать интересы бюджетной системы государства. Пополнение оборотных средств осуществляют главным образом за счет собственных финансовых ресурсов (чистой прибыли), а в необходимых случаях - за счет заем­ных и привлеченных средств .Для привлечения дополнительных финансовых ресурсов корпорации выпускают эмиссионные ценные бумаги (акции
и облигации) и участвуют в работе фондовых бирж.

Принцип самоокупаемости предполагает, что средства, вложенные в развитие корпорации, окупятся за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений. Эти средства призваны обеспечивать минимум нормативной экономической эффективности принадлежащего предприятию (корпорации) собственного капитала.

При самоокупаемости предприятие финансирует за счет собственных источников простое воспроизводство и вносит налоги в бюджетную систему.Реализация данного принципа на практике требует рентабельной работы всех предприятий и ликвидации убытков.

В отличие от самоокупаемости самофинансирование предполагает не только рентабельную работу ,но и формирование на коммерческой основе финансовых ресурсов, обес­печивающих не только простое, но и расширенное воспро­изводство, а также доходов бюджетной системы.

Принцип самофинансирования предполагает усиление материальной ответственности

предприятий (корпораций) за соблюдение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины. Уплата штрафных санкций за нарушение усло­вий хозяйственных договоров, а также возмещение причинен­ных убытков другим организациям не освобождает предпри­ятие (без согласия потребителей) от выполнения обязательств по поставкам продукции (работ, услуг).

Для осуществления принципа самофинансирования не­обходимо соблюдение ряда условий:

- накопление собственного капитала в объеме, доста­точном для покрытия затрат не только по текущей, но и по инвестиционной деятельности;

- выбор рациональных направлений для вложения ка­питала;

- постоянное обновление основного

капитала;

- гибкое реагирование на потребности товарного и фи­нансового рынков.

Рассмотрим данные условия более подробно. Содержа­ние первого условия заключается в обособлении денежных средств для финансирования текущей и инвестиционной деятельности. Эти денежные средства концентрируются на расчетных счетах хозяйствующего субъекта до дальнейшего их распределения. С позиции управления финансами важно осуществлять периодизацию денежной наличности, т. е. рас­пределение ее по времени нахождения в реальном обороте на краткосрочные и долгосрочные денежные средства.

Второе условиеподразумевает определение таких путей вложения капитала, которые приводят к укреплению финан­сового состояния предприятия и повышению его конкурен­ конкурен­тоспособности на товарном и финансовом рынках. Соблюде­ние данного условия связано с оценкой уровня самофинанси­рования, разработкой критериев подобной оценки, с анализом движения капитала по видам деятельности предприятия.

Третье условие самофинансирования заключается в обес­печении нормального процесса обновления основного капи­тала. Увеличение стоимости основных средств в результате их переоценки выгодно для предприятия, поскольку при этом не производят никаких дополнительных выплат в форме ди­видендов и процентов, а объем собственного капитала увели­чивается.

Четвертое условие самофинансирования предполагает осуществление такой финансовой политики, при которой предприятие может нормально функционировать в условиях жесткой конкуренции на товарном и финансовом рынках. Та­кая политика направлена на снижение издержек производства и обращения и на увеличение прибыли. Самофинансирование, базирующееся на высоких ценах, способствует увеличению денежной массы и становится генератором инфляционных процессов в народном хозяйстве. Поэтому для повышения уровня самофинансирования хозяйствующие субъекты обя­заны четко реагировать на потребности рынка в соответству­ющих товарах (услугах). Механизм реагирования на потреб­ности рынка предполагает специализацию, диверсификацию и концентрацию производства. Ориентация этого механизма должна быть увязана с налоговой, ценовой и инвестиционной политикой государства. Применение принципа самофинанси­рования является важным фактором предотвращения банк­ротства хозяйствующего субъекта и создает возможность для эффективного использования финансового менеджмента.

Деление источников формирования оборотных средств на собственные и заемные определяется особенностями тех­нологии и организации производства в отдельных отраслях хозяйства. В отраслях с сезонным характером производства повышается доля заемных источников формирования оборот­ных средств (торговля, пищевая промышленность, сельское хозяйство и др.). В отраслях с несезонным характером произ­водства (тяжелая промышленность, транспорт, связь) в соста­ве источников образования оборотных средств преобладают собственные оборотные средства.

Образование финансовых резервов необходимо для обеспечения устойчивой работы предприятий (корпораций) в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры, возросшей материальной ответственности за невыполнение своих обязательств перед партнерами. В акционерных обще­ствах финансовые резервы формируют в соответствии с уста­вом предприятия из чистой прибыли.

Реализация данных принципов на практике должна осу­ществляться при разработке финансовой политики и органи­зации системы управления финансами хозяйствующих субъ­ектов. При этом следует учитывать:

3!

- сферу деятельности (коммерческая и некоммерческая деятельность);

- виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);

- отраслевую принадлежность (промышленность, сель­ское хозяйство, транспорт, строительство, торговля и т.д.);

-организационно

правовыеформыпредприниматель­ской деятельности.

Соблюдение указанных принципов на практике обеспе­чивает финансовую устойчивость, платежеспособность, до­ходность и деловую активность предприятий (корпораций).

3.Формы организации и преимущества корпоративных структур

 

Организация корпоративного хозяйствования может выступать в таких экономических формах :

1.Горизонтальная корпоратизация формируется на основе расширения масштабов производства на рынке однородной продукции. Она стимулирует борьбу за укрепление конкурентных позиций в отрасли на длительную перспективу, устраняя возможность ущерба долгосрочных интересов. При этом потенциал конкурентоспособности не отождествляется с показателями текущей прибыли, а рассматривается как долгосрочные преимущества на рынке однородной продукции. Среди них необходимо выделить качество и цену продажи изделий; инновационный потенциал; достаточность производственных и сбытовых мощностей; наличие долгосрочной стратегии деятельности, обеспечивающей сохранение или рост объемов продаж,

Порог развития горизонтальной корпоратизации в республике установлен в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» полностью или частично достигнутое в любой форме соглашение субъектов рынка, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара 35%. Считается, что превышение данного порога может привести к ограничению конкуренции.

2.Вертикальная корпоратизация - строится на базе интеграции производств от добычи сырья до изготовления конечной продукции и ее реализации. Она исходит из принципов технологической взаимозависимости производств и последовательности процессов, совпадающих во времени и пространстве.

Вертикальная корпоратизация наиболее эффективна в непрерывном производстве (химическая, металлургическая, нефтяная и газовая промышленность и т.д.), где достигается концентрация капитала и углубление общественного разделения труда под воздействием научно-технического прогресса. Порогом вертикальной корпоратизации является снижение нормы прибыли от дальнейшего расширения технологических и кооперационных связей.

3.Диверсифицированная корпоратизация - формируется за счет объединения различных производств. Преимуществами данной формы корпоратизации являются снижение рисков от предпринимательской деятельности и зависимости от конъюнктуры рынка «одноименной продукции», обеспечение более широкой экономической основы, смягчение влияния структурных сдвигов в экономике, создание конкурентных преимуществ в новой сфере деятельности, обладание емким рынком, получение высокой прибыли в долгосрочной перспективе.

Порогом развития диверсифицированной корпоратизации является снижение нормы прибыли от расширения круга деятельности. Затраты при создании нового производства не должны быть настолько высоки, чтобы существенно снизить возможности получения прибыли и повлиять на бла­госостояние акционеров.

В целях достижения эффективной сбалансированности производств при

диверсифицированной корпоратизации применяется портфельная стратегия, которая позволяет добиться разумного баланса активов и операционной стабильности в целом.

В индустриально развитых странах (США, Канада, Япония) корпоративная форма предпринимательской деятельности является ключевой.

По оценкам специалистов, в современном мире насчитывается более 40 тыс. межотраслевых объединений, имеющих признаки корпоративных структур, которые включают в себя примерно 180 тыс. филиалов в 150 странах. Они концентрируют примерно до 50% промышленного производства и торговли развитых стран, около 80% всех патентов и лицензий на новейшую технику, технологии и ноу-хау. 2

Основное отличие корпорации от других форм организации бизнеса.состоит в том, что она существует независимо от её собственников.

Если рассмотреть формы корпоратизации по критерию эффективности, то трудно судить - какая из них наиболее эффективна. Хотя бытует мнение, что эффективными являются диверсифицированные и вертикальные, а неэффективными - горизонтальные схемы. Однако мировой опыт не дает од­нозначной оценки рангов их эффективности. Каждая из этих форм имеет право на экономическую «жизнь» и проявляет свою эффективность при определенных условиях и среде, определенной организации производства.

Развитие корпоративных групп за счет масштаба и интеграции производственной, технологической, финансовой деятельности обеспечивает следующие преимущества.

1) неограниченный период жизни корпорации (акции могут передаваться

другим лицам, а предприятие может существовать вечно);

2)ограниченную ответственность (корпорация вправе привлекать капитал в денежной форме от своего имени, не возлагая на своих собственников неограниченную ответственность. Следовательно, для удовлетворения претензий к корпорации невозможно конфисковать личное имущество акционеров);

3)экономию трансакционных издержек;

4)синергию за счет комбинирования достоинств отдельных участников группы, координации дополняющих активов;

5)инновационные преимущества, обусловленные усилением мотиваций участников группы за счет имущественных связей между ними;

6) инвестиционные преимущества, связанные с реинвестированием большей доли прибыли, мотивацией роста курсовой стоимости акций, с большими возможностя­ми привлечения заемного капитала (кредиты и облигационные займы);

7)информационные преимущества, обеспечиваемые интенсивным информационным обменом между участниками группы, что благоприятствует адаптации ин­новаций в производстве, повышает надежность инвес-тиционных решений;

8) расширение сферы влияния квалифицированных предпринимателей;

9) фактическое взаимострахование друг друга участниками одной и той же деловой группы и др.

Корпоративная форма имеет один существенный недостаток, который заключается в двойном налогообложении (подоходный корпоративный налог и налог на дивидендный доход), но малые корпорации, работающие в форме товарищества, уплачивают только подоходный корпоративный налог. Акционерная компания в форме корпорации имеет много

разновидностей по всему миру. Правила поведения на рынке меняются от страны к стране, но главные характеристики - коллективная (публичная) форма собственности и ограни­ченная ответственность - остаются.

Одной из ведущих форм организации корпораций явля­ются холдинговые компании (промышленность, транспорт, торговля, банковское дело и др.).

Холдинговая(держательская) компания - это особый тип финансовой компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью (США, Канада, Япония).

Существует два типа холдинговых компаний:

1) чистый холдинг, выполняющий только контрольно-управленческие и

финансовые функции;

2) смешанный холдинг, занимающийся, кроме указан­ных функций, также

определенной предприниматель­ской деятельностью - производственно-торговой, кре­дитно-финансовой и др.

 

Холдинги могут располагать капиталом, во много раз превосходящим собственный. Холдинги, приобретая конт­рольный пакет акций той или иной компании, получают возможность назначать своих представителей в Совет директоров и другие органы управления подконтрольной компании.

Преимуществахолдинговых компаний состоят в следующем:

- значимый контроль в виде доли в собственном капитале (10-51%)

- элиминирование (нейтрализация) рисков. Снижение рисков достигается за счет того, что отдельные компании внутри системы холдинга являются самостоятельными |юридическими лицами, и обязательства любой из них отделены от обязательств других компаний. (Однако на практике материнская компания часто вынуждена оказывать финансовую помощь своим филиалам ради удержания покупателей товаров (услуг),

- осуществления программы начальных инвестиций, предоставления гарантий банку-кредитору своей дочерней компании и т.д.)

Слияние— один из способов объединения потенциала двух и более компаний. При слиянии объединяются все активы вовлекаемых в сделку компаний, а также управленческий и технический потенциалы.

Корпоративные альянсы позволяют компаниям создать структуру, которая концентрирует свои усилия на определен­ном виде бизнеса (освоение новых технологий и рынков сбы­та). Альянсы существуют во многих формах: от соглашения, непосредственно ориентированного на рынок, до совместной собственности и операций международного масштаба. Одной из форм корпоративного альянса является совместное пред­приятие, в котором ряд компаний объединяется для дости­жения определенных целей (перекрестное лицензирование, консорциумы, совместная заявка на торги и т.д.).

Транснациональные компании (ТНК) - это, как правило, крупные корпорации, осуществляющие операции за рубе­жом. Головной холдинг ТНК выполняет следующие функ­ции: разработка экономической и маркетинговой стратегии, координация финансовой политики всех филиалов, проведе­ние крупномасштабных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В индустриально развитых странах (США, Канада, ЕЭС, Япония) корпорации становятся транснациональными по сле­дующим причинам:

1) поиск и освоение новых рынков сбыта товаров;

2) поиск источников сырья и энергоресурсов;

3) поиск новых технологий;

4) диверсификация экономических и политических рис­ков, что достигается путем

организации производства и сбытовой сети по всему миру;

5) обход политических барьеров и мер по контролю (обход импортных квот на автомобили, электронику и т.д.);

6) поиск путей повышения эффективности производства (перемещение производства в страны, где издержки производства ниже расходов на сырьё, материал , оп­лату труда и др.).

В процессе управления финансами корпорации её руко­водство может ставить перед собой различные цели:

- недопущение банкротства и больших финансовых по­терь

- лидерство в конкурентной борьбе;

- максимизация «цены фирмы» (максимизация стои­мости собственного капитала) через рост курсовой стоимости акций;

- рост объема производства и продаж;

- максимизация прибыли и минимизация расходов;

- обеспечение достаточного уровня доходности (отда­чи) активов, собственного капитала и продаж и др.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) представляет собой совокупность юридических лиц,действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленнойгруппы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбытатоваров и услуг, повышение эффективности производства,создание новых рабочих мест.

Участниками группы признаются юридические лица, |подписавшие договор о ёе создании,включая учрежденную ими центральную компанию (ЦК). Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере про- изводства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций. В состав участников могут входить инвестиционные институты, пенсионные фонды, страховые компании, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ .

Центральная компания - юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом и уполно­моченным в силу договора на ведение дел группы. Центральная компания выступает от имени участников в отношениях, «а связанных с созданием и деятельностью ФПГ, ведет свод-ные (консолидированные) учет, отчетность и баланс труппы. Предприятия и организации несут солидарную ответетвенность по обязательствам ЦК. Роль ЦК часто сводится к представительским функциям, отвечающим за лоббирование интересов группы в органах исполнительной власти и полу­чение различных льгот.

1.Центральная компания - основное производство: це­левое финансирование, кредиты и займы, дивиденды и проценты по финансовым вложениям, денежные средства на оплату машин и оборудования, прочие платежи. Основное производство (товаропроизводи­тели) - центральная компания: выручка от продаж, дивиденды и проценты по займам, оплата приобретен­ных товаров (работ, услуг), прочие платежи (расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами).

2.Основное производство - покупатели: дивиденды и проценты по займам, прочие платежи. Покупатели -основное производство: денежные средства за реали­зованную продукцию, инвестиции в инвестиционные ценные бумаги и др.

3.Центральная компания - инвестиционные институты: средства на финансовые вложения, доходы (дивиден­ды, проценты) по финансовым вложениям.

4.Центральная компания - торговые фирмы: доходы по финансовым вложениям, прочие платежи.

Наши рекомендации