Тема 1 - Основы организации финансов корпораций и состояние их финансовой среды
1. Финансы как стоимостная категория. Функции финансов
2. Принципы организации корпоративных финансов
3. Формы организации и преимущества корпоративных структур
е |
1.Финансы выражают систему денежных отношений, регулируемых государством в целях формирования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения различных общественных потребностей. Корпоративные группы представляют собой такие институциональные образования, которые позволяют строить партнерские отношения между государством и предприятиями, малым и крупным бизнесом, предприятиями и регионами в лице органов исполнительной власти с использованием финансовых методов концентрации капитала.
Финансы предприятий и корпорацийвыражают систему денежных отношений, возникающих в процессе их хозяйственной деятельности и необходимых для формирования • и использования капитала, доходов и денежных фондов.
Капитал (пассивы баланса) служит источником образования активов (внеоборотных и оборотных).
Доходы выступают в форме выручки от продажи товаров и прочих операционных и внереализационных доходов.
Денежные фонды представлены фондами потребления, накопления и резервами. Денежный фонд - это обособившаяся часть денежных средств хозяйствующего субъекта, получившая целевое назначение и относительно самостоятельное функционирование. Денежные фонды составляют только часть денежных средств, находящихся в обороте предприятия.
Корпоративные финансы обусловливают возникновение денежных отношений в процессе индивидуального кругооборота фондов хозяйствующих субъектов - в этом заключается их главная функция (рис. 1).
В условиях рыночного (товарного) хозяйства правомерно признать за корпоративными финансами наличие трех функций:
1) формирование капитала, доходов и денежных фондов;
2) использование капитала, доходов и денежных фондов;
3) контрольную функцию.
Первая является необходимым условием обеспечения непрерывности процесса воспроизводства. За счет первичного распределения выручки от продажи товаров образуются специальные фонды предприятий и корпораций, находящие отражение в их финансовых планах (бюджетах).
В процессе перераспределения выручки от продаж за счет всех ее элементов (с + v + т) формируют следующие доходы государства:
- за счет фонда возмещения (с) уплачивают налоги, включаемые в издержки производства и обращения;
- от фонда оплаты труда (v) по установленным тарифам уплачивают социальный налог, зачисляемый в государственные бюджет и обязательные отчисления в Государственный фонд социального страхования;
- за счет прибыли (т) вносят в бюджет корпоративный подоходный налог.
Следовательно, функция «Формирование капитала, доходов и денежных фондов» обусловливает осуществление следующих хозяйственных операций:
1.Образование и пополнение уставного и резервного капитала акционерных обществ.
2.Привлечение источников финансирования с фондового рынка на цели развития.
3.Мобилизацию кредитов и займов с рынка ссудного капитала.
4.Аккумуляцию денежных фондов, образуемых в составе выручки от продажи товаров.
5. Формирование нераспределенной прибыли.
6. Привлечение специальных целевых средств.
7. Учет и анализ формирования капитала, доходов и денежных фондов
В результате достигается сбалансированность между движением материальных и денежных ресурсов и формируются финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения непрерывности производственно-коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта и выполнения всех его обязательств перед государством и контрагентами.
Использование капитала, доходов и денежных фондов на цели, предусмотренные в финансовом плане (бюджете) предприятия (корпорации), составляет экономическое содержание второй функции финансов.
В процессе использования доходов предприятия происходит:
- их распределение (первичное разделение на составляющие элементы с + V + т);
- перераспределение - при уплате КПН в бюджетную систему государства;
- конкретное расходование образованных за счет чистой прибыли
денежных фондов, которое сопровождается встречным движением стоимости в товарной форме (Д-ТиТ-Д).
Например, приобретение за счет средств, направляемых на капиталовложения, проектно-сметной документации, материалов и оборудования для строительства. Здесь финансы способствуют превращению денег в товар и обратно.
Государство за счет полученных доходов (в форме налогов и сборов) осуществляет использование этих средств на цели, предусмотренные государственным и местными бюджетами.
Функция «Использование капитала, доходов и денежных фондов» обусловливает следующие экономические процессы:
- оптимизацию вложения капитала (собственного и заемного) во
внеоборотные и оборотные активы;
- обеспечение налоговых платежей;
- вложение свободных денежных средств в наиболее ликвидные активы;
- использование доходов на цели потребления, развитие и создание
резервов;
- учет и анализ использования капитала, доходов и денежных фондов.
В результате происходит максимизация стоимости капитала предприятия(корпорации).
В третьей {контрольной) функции финансы используются для контроля над соблюдением стоимостных и материально-вещественных пропорций при образовании и использовании доходов предприятий и государства. Данная функция базируется на движении финансовых ресурсов, например, при уплате налогов и сборов в бюджетную систему. Она предоставляет возможность государству воздействовать на конечные финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Инструментом реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности.
Эта информация служит исходной базой для расчета аналитических финансовых коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость, доходность, деловую и рыночную активность предприятий. Финансовые показатели позволяют оценить результаты хозяйственной деятельности, наметить меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Поскольку контрольная функция финансов базируется на количественных финансовых показателях (выручка от продажи товаров, инвестиции, активы, собственный капитал, прибыль и др.), то остро стоит вопрос о достоверности финансовой информации. Только при таком условии можно принимать обоснованные управленческие решения.
Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться на практике с большей или меньшей полнотой. Полнота реализации контрольной функции финансов во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве.
Финансовый контроль в народном хозяйстве осуществляют:
1.Финансовая и бухгалтерская службы предприятий (корпораций) при
оплате счетов поставщиков за материальные ценности и услуги - контроль над издержками производства и обращения и отгрузкой продукции; над взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности и т.д..
2.Банки - в процессе кредитования своих клиентов и соблюдения ими
кассовой дисциплины:
3.Налоговые органы - при уплате юридическими и физическими лицами
налогов и сборов в бюджетную систему и др.
Контрольная функция обусловлена существованием других функций финансов.
2.Принципы организации корпоративных финансов
Принципы организации финансов предприятий и корпораций тесно связаны с целями и задачами их деятельности.
К принципам организации финансов корпораций можно отнести следующие:
Принцип саморегулирования заключается в предоставлении предприятиям (корпорациям) полной самостоятельности в принятии и реализации решений по производственному и научно-техническому развитию на основе имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Предприятие (корпорация) непосредственно планирует свою деятельность и
определяет перспективы развития исходя из спроса на выпускаемую продукцию (услуги). Основу оперативных и текущих планов составляют договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (услуг) и поставщиками материальных ресурсов. Финансовые планы призваны обеспечивать денежными ресурсами мероприятия, предусмотренные в производственных планах (бизнес-планах), а также гарантировать интересы бюджетной системы государства. Пополнение оборотных средств осуществляют главным образом за счет собственных финансовых ресурсов (чистой прибыли), а в необходимых случаях - за счет заемных и привлеченных средств .Для привлечения дополнительных финансовых ресурсов корпорации выпускают эмиссионные ценные бумаги (акции
и облигации) и участвуют в работе фондовых бирж.
Принцип самоокупаемости предполагает, что средства, вложенные в развитие корпорации, окупятся за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений. Эти средства призваны обеспечивать минимум нормативной экономической эффективности принадлежащего предприятию (корпорации) собственного капитала.
При самоокупаемости предприятие финансирует за счет собственных источников простое воспроизводство и вносит налоги в бюджетную систему.Реализация данного принципа на практике требует рентабельной работы всех предприятий и ликвидации убытков.
В отличие от самоокупаемости самофинансирование предполагает не только рентабельную работу ,но и формирование на коммерческой основе финансовых ресурсов, обеспечивающих не только простое, но и расширенное воспроизводство, а также доходов бюджетной системы.
Принцип самофинансирования предполагает усиление материальной ответственности
предприятий (корпораций) за соблюдение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины. Уплата штрафных санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также возмещение причиненных убытков другим организациям не освобождает предприятие (без согласия потребителей) от выполнения обязательств по поставкам продукции (работ, услуг).
Для осуществления принципа самофинансирования необходимо соблюдение ряда условий:
- накопление собственного капитала в объеме, достаточном для покрытия затрат не только по текущей, но и по инвестиционной деятельности;
- выбор рациональных направлений для вложения капитала;
- постоянное обновление основного
капитала;
- гибкое реагирование на потребности товарного и финансового рынков.
Рассмотрим данные условия более подробно. Содержание первого условия заключается в обособлении денежных средств для финансирования текущей и инвестиционной деятельности. Эти денежные средства концентрируются на расчетных счетах хозяйствующего субъекта до дальнейшего их распределения. С позиции управления финансами важно осуществлять периодизацию денежной наличности, т. е. распределение ее по времени нахождения в реальном обороте на краткосрочные и долгосрочные денежные средства.
Второе условиеподразумевает определение таких путей вложения капитала, которые приводят к укреплению финансового состояния предприятия и повышению его конкурен конкурентоспособности на товарном и финансовом рынках. Соблюдение данного условия связано с оценкой уровня самофинансирования, разработкой критериев подобной оценки, с анализом движения капитала по видам деятельности предприятия.
Третье условие самофинансирования заключается в обеспечении нормального процесса обновления основного капитала. Увеличение стоимости основных средств в результате их переоценки выгодно для предприятия, поскольку при этом не производят никаких дополнительных выплат в форме дивидендов и процентов, а объем собственного капитала увеличивается.
Четвертое условие самофинансирования предполагает осуществление такой финансовой политики, при которой предприятие может нормально функционировать в условиях жесткой конкуренции на товарном и финансовом рынках. Такая политика направлена на снижение издержек производства и обращения и на увеличение прибыли. Самофинансирование, базирующееся на высоких ценах, способствует увеличению денежной массы и становится генератором инфляционных процессов в народном хозяйстве. Поэтому для повышения уровня самофинансирования хозяйствующие субъекты обязаны четко реагировать на потребности рынка в соответствующих товарах (услугах). Механизм реагирования на потребности рынка предполагает специализацию, диверсификацию и концентрацию производства. Ориентация этого механизма должна быть увязана с налоговой, ценовой и инвестиционной политикой государства. Применение принципа самофинансирования является важным фактором предотвращения банкротства хозяйствующего субъекта и создает возможность для эффективного использования финансового менеджмента.
Деление источников формирования оборотных средств на собственные и заемные определяется особенностями технологии и организации производства в отдельных отраслях хозяйства. В отраслях с сезонным характером производства повышается доля заемных источников формирования оборотных средств (торговля, пищевая промышленность, сельское хозяйство и др.). В отраслях с несезонным характером производства (тяжелая промышленность, транспорт, связь) в составе источников образования оборотных средств преобладают собственные оборотные средства.
Образование финансовых резервов необходимо для обеспечения устойчивой работы предприятий (корпораций) в условиях возможных колебаний рыночной конъюнктуры, возросшей материальной ответственности за невыполнение своих обязательств перед партнерами. В акционерных обществах финансовые резервы формируют в соответствии с уставом предприятия из чистой прибыли.
Реализация данных принципов на практике должна осуществляться при разработке финансовой политики и организации системы управления финансами хозяйствующих субъектов. При этом следует учитывать:
3! |
- сферу деятельности (коммерческая и некоммерческая деятельность);
- виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);
- отраслевую принадлежность (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля и т.д.);
-организационно
правовыеформыпредпринимательской деятельности.
Соблюдение указанных принципов на практике обеспечивает финансовую устойчивость, платежеспособность, доходность и деловую активность предприятий (корпораций).
3.Формы организации и преимущества корпоративных структур
Организация корпоративного хозяйствования может выступать в таких экономических формах :
1.Горизонтальная корпоратизация формируется на основе расширения масштабов производства на рынке однородной продукции. Она стимулирует борьбу за укрепление конкурентных позиций в отрасли на длительную перспективу, устраняя возможность ущерба долгосрочных интересов. При этом потенциал конкурентоспособности не отождествляется с показателями текущей прибыли, а рассматривается как долгосрочные преимущества на рынке однородной продукции. Среди них необходимо выделить качество и цену продажи изделий; инновационный потенциал; достаточность производственных и сбытовых мощностей; наличие долгосрочной стратегии деятельности, обеспечивающей сохранение или рост объемов продаж,
Порог развития горизонтальной корпоратизации в республике установлен в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» полностью или частично достигнутое в любой форме соглашение субъектов рынка, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара 35%. Считается, что превышение данного порога может привести к ограничению конкуренции.
2.Вертикальная корпоратизация - строится на базе интеграции производств от добычи сырья до изготовления конечной продукции и ее реализации. Она исходит из принципов технологической взаимозависимости производств и последовательности процессов, совпадающих во времени и пространстве.
Вертикальная корпоратизация наиболее эффективна в непрерывном производстве (химическая, металлургическая, нефтяная и газовая промышленность и т.д.), где достигается концентрация капитала и углубление общественного разделения труда под воздействием научно-технического прогресса. Порогом вертикальной корпоратизации является снижение нормы прибыли от дальнейшего расширения технологических и кооперационных связей.
3.Диверсифицированная корпоратизация - формируется за счет объединения различных производств. Преимуществами данной формы корпоратизации являются снижение рисков от предпринимательской деятельности и зависимости от конъюнктуры рынка «одноименной продукции», обеспечение более широкой экономической основы, смягчение влияния структурных сдвигов в экономике, создание конкурентных преимуществ в новой сфере деятельности, обладание емким рынком, получение высокой прибыли в долгосрочной перспективе.
Порогом развития диверсифицированной корпоратизации является снижение нормы прибыли от расширения круга деятельности. Затраты при создании нового производства не должны быть настолько высоки, чтобы существенно снизить возможности получения прибыли и повлиять на благосостояние акционеров.
В целях достижения эффективной сбалансированности производств при
диверсифицированной корпоратизации применяется портфельная стратегия, которая позволяет добиться разумного баланса активов и операционной стабильности в целом.
В индустриально развитых странах (США, Канада, Япония) корпоративная форма предпринимательской деятельности является ключевой.
По оценкам специалистов, в современном мире насчитывается более 40 тыс. межотраслевых объединений, имеющих признаки корпоративных структур, которые включают в себя примерно 180 тыс. филиалов в 150 странах. Они концентрируют примерно до 50% промышленного производства и торговли развитых стран, около 80% всех патентов и лицензий на новейшую технику, технологии и ноу-хау. 2
Основное отличие корпорации от других форм организации бизнеса.состоит в том, что она существует независимо от её собственников.
Если рассмотреть формы корпоратизации по критерию эффективности, то трудно судить - какая из них наиболее эффективна. Хотя бытует мнение, что эффективными являются диверсифицированные и вертикальные, а неэффективными - горизонтальные схемы. Однако мировой опыт не дает однозначной оценки рангов их эффективности. Каждая из этих форм имеет право на экономическую «жизнь» и проявляет свою эффективность при определенных условиях и среде, определенной организации производства.
Развитие корпоративных групп за счет масштаба и интеграции производственной, технологической, финансовой деятельности обеспечивает следующие преимущества.
1) неограниченный период жизни корпорации (акции могут передаваться
другим лицам, а предприятие может существовать вечно);
2)ограниченную ответственность (корпорация вправе привлекать капитал в денежной форме от своего имени, не возлагая на своих собственников неограниченную ответственность. Следовательно, для удовлетворения претензий к корпорации невозможно конфисковать личное имущество акционеров);
3)экономию трансакционных издержек;
4)синергию за счет комбинирования достоинств отдельных участников группы, координации дополняющих активов;
5)инновационные преимущества, обусловленные усилением мотиваций участников группы за счет имущественных связей между ними;
6) инвестиционные преимущества, связанные с реинвестированием большей доли прибыли, мотивацией роста курсовой стоимости акций, с большими возможностями привлечения заемного капитала (кредиты и облигационные займы);
7)информационные преимущества, обеспечиваемые интенсивным информационным обменом между участниками группы, что благоприятствует адаптации инноваций в производстве, повышает надежность инвес-тиционных решений;
8) расширение сферы влияния квалифицированных предпринимателей;
9) фактическое взаимострахование друг друга участниками одной и той же деловой группы и др.
Корпоративная форма имеет один существенный недостаток, который заключается в двойном налогообложении (подоходный корпоративный налог и налог на дивидендный доход), но малые корпорации, работающие в форме товарищества, уплачивают только подоходный корпоративный налог. Акционерная компания в форме корпорации имеет много
разновидностей по всему миру. Правила поведения на рынке меняются от страны к стране, но главные характеристики - коллективная (публичная) форма собственности и ограниченная ответственность - остаются.
Одной из ведущих форм организации корпораций являются холдинговые компании (промышленность, транспорт, торговля, банковское дело и др.).
Холдинговая(держательская) компания - это особый тип финансовой компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью (США, Канада, Япония).
Существует два типа холдинговых компаний:
1) чистый холдинг, выполняющий только контрольно-управленческие и
финансовые функции;
2) смешанный холдинг, занимающийся, кроме указанных функций, также
определенной предпринимательской деятельностью - производственно-торговой, кредитно-финансовой и др.
Холдинги могут располагать капиталом, во много раз превосходящим собственный. Холдинги, приобретая контрольный пакет акций той или иной компании, получают возможность назначать своих представителей в Совет директоров и другие органы управления подконтрольной компании.
Преимуществахолдинговых компаний состоят в следующем:
- значимый контроль в виде доли в собственном капитале (10-51%)
- элиминирование (нейтрализация) рисков. Снижение рисков достигается за счет того, что отдельные компании внутри системы холдинга являются самостоятельными |юридическими лицами, и обязательства любой из них отделены от обязательств других компаний. (Однако на практике материнская компания часто вынуждена оказывать финансовую помощь своим филиалам ради удержания покупателей товаров (услуг),
- осуществления программы начальных инвестиций, предоставления гарантий банку-кредитору своей дочерней компании и т.д.)
Слияние— один из способов объединения потенциала двух и более компаний. При слиянии объединяются все активы вовлекаемых в сделку компаний, а также управленческий и технический потенциалы.
Корпоративные альянсы позволяют компаниям создать структуру, которая концентрирует свои усилия на определенном виде бизнеса (освоение новых технологий и рынков сбыта). Альянсы существуют во многих формах: от соглашения, непосредственно ориентированного на рынок, до совместной собственности и операций международного масштаба. Одной из форм корпоративного альянса является совместное предприятие, в котором ряд компаний объединяется для достижения определенных целей (перекрестное лицензирование, консорциумы, совместная заявка на торги и т.д.).
Транснациональные компании (ТНК) - это, как правило, крупные корпорации, осуществляющие операции за рубежом. Головной холдинг ТНК выполняет следующие функции: разработка экономической и маркетинговой стратегии, координация финансовой политики всех филиалов, проведение крупномасштабных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В индустриально развитых странах (США, Канада, ЕЭС, Япония) корпорации становятся транснациональными по следующим причинам:
1) поиск и освоение новых рынков сбыта товаров;
2) поиск источников сырья и энергоресурсов;
3) поиск новых технологий;
4) диверсификация экономических и политических рисков, что достигается путем
организации производства и сбытовой сети по всему миру;
5) обход политических барьеров и мер по контролю (обход импортных квот на автомобили, электронику и т.д.);
6) поиск путей повышения эффективности производства (перемещение производства в страны, где издержки производства ниже расходов на сырьё, материал , оплату труда и др.).
В процессе управления финансами корпорации её руководство может ставить перед собой различные цели:
- недопущение банкротства и больших финансовых потерь
- лидерство в конкурентной борьбе;
- максимизация «цены фирмы» (максимизация стоимости собственного капитала) через рост курсовой стоимости акций;
- рост объема производства и продаж;
- максимизация прибыли и минимизация расходов;
- обеспечение достаточного уровня доходности (отдачи) активов, собственного капитала и продаж и др.
Финансово-промышленная группа (ФПГ) представляет собой совокупность юридических лиц,действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленнойгруппы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбытатоваров и услуг, повышение эффективности производства,создание новых рабочих мест.
Участниками группы признаются юридические лица, |подписавшие договор о ёе создании,включая учрежденную ими центральную компанию (ЦК). Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере про- изводства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций. В состав участников могут входить инвестиционные институты, пенсионные фонды, страховые компании, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ .
Центральная компания - юридическое лицо, учрежденное всеми участниками договора о создании ФПГ или являющееся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу договора на ведение дел группы. Центральная компания выступает от имени участников в отношениях, «а связанных с созданием и деятельностью ФПГ, ведет свод-ные (консолидированные) учет, отчетность и баланс труппы. Предприятия и организации несут солидарную ответетвенность по обязательствам ЦК. Роль ЦК часто сводится к представительским функциям, отвечающим за лоббирование интересов группы в органах исполнительной власти и получение различных льгот.
1.Центральная компания - основное производство: целевое финансирование, кредиты и займы, дивиденды и проценты по финансовым вложениям, денежные средства на оплату машин и оборудования, прочие платежи. Основное производство (товаропроизводители) - центральная компания: выручка от продаж, дивиденды и проценты по займам, оплата приобретенных товаров (работ, услуг), прочие платежи (расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами).
2.Основное производство - покупатели: дивиденды и проценты по займам, прочие платежи. Покупатели -основное производство: денежные средства за реализованную продукцию, инвестиции в инвестиционные ценные бумаги и др.
3.Центральная компания - инвестиционные институты: средства на финансовые вложения, доходы (дивиденды, проценты) по финансовым вложениям.
4.Центральная компания - торговые фирмы: доходы по финансовым вложениям, прочие платежи.