Руководитель и его роль в успешности предприятия. Стили руководства организацией и её подразделениями.

Руководители предприятия – это категория работников, которые занимают посты управления как самой организацией, так и ее филиалами и структурными подразделениями. Помимо того, руководителями считаются лица, являющиеся заместителями по управленческим должностям.

Должности руководителя свойственна двойственность правового статуса. С одной стороны, руководитель и организация часто отождествляются, потому как действия руководителя – это акты самого юридического лица. Полномочия руководителя устанавливаются гражданским законодательством и Трудовым кодексом. С другой стороны, менеджер считается наемным работником, реализующим особую трудовую функцию – реализацию актов, в которых воплощается деятельность организации. Двойственность порождает юридическое противоречие между необходимостью защищать права акционеров и учредителей компании от неграмотных и низкоквалифицированных действий руководителя и важностью защиты прав самого менеджера как наемного работника.

Любой руководитель предприятия должен выполнять следующие функции:

· Определение основной цели и постановка задач, которые позволят достичь поставленной цели.

· Распределение обязанностей между подчиненными в соответствии с их компетенциями.

· Мотивация сотрудников на достижение поставленной цели. Мотивация может быть материальной (сотрудник получает денежную премию сверх основного оклада) и нематериальной (возможны такие инструменты, как доска почета, грамота).

· Создание благоприятного психологического климата в коллективе. Руководитель должен предупреждать намечающиеся конфликты и разрешать разногласия между членами коллектива.

· Поощрение кооперации (объединения внутри и вне группы, способствующего более эффективному выполнению задач) и инициативы (стремления сотрудников высказывать свои идеи и предложения).

· Принятие управленческих решений и ответственности за них.

· Создание таких условий труда, чтобы работникам ничего не мешало трудиться с полной самоотдачей.

· Формирование системы наказаний за дисциплинарные нарушения (если это необходимо).

Функции руководителя не исчерпываются приведенным выше списком, однако, этот список демонстрирует их широту. Функции руководителя опираются на базовые компетенции, в число которых входят умение убеждать, обучать, демонстрировать высокую квалификацию. Есть и ряд специфических навыков, которыми должен обладать руководитель:

1 Информирование. Руководитель должен сообщать подчиненным всю информацию, которая известна ему самому – утаивание сведений приведет к разобщенности коллектива и возникновению недоверия к действиям самого менеджера.

2 Оценка. Руководитель должен владеть несколькими методами оценки результатов как каждого отдельного подчиненного, так и всей группы. Также менеджер должен понимать, какие мероприятия позволят изменить ситуацию к лучшему в случае отставания от плана.

3 Чувство перспективы. Руководитель должен уметь абстрагироваться от оперативных проблем (например, текучки кадров) и понимать, насколько далеко от поставленной цели он находится.

4 Планирование. Важно не только поставить задачи, но и разработать подробный (детальный) план их выполнения. В этом руководителю могут помочь такие инструменты, как дерево целей и диаграмма Исикавы.

5 Контроль и координация. Менеджер должен обеспечить достижение согласованности в работе разных звеньев организации и регулярно проверять их результаты.

6 Делегирование. Эффективность работы руководителя организации зависит от его умения поручать выполнение рутинных обязанностей заместителям или рядовым работникам.

Роль руководства очень важна, руководитель играет значительную роль в жизни организации. На руководителя возлагают ответственность за эффективное функционирование организации.

Во-первых, руководитель определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки, причем он несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения, но и решиться на то, чтобы повести руководимый им коллектив в определенном направлении.

Во-вторых, собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и, наконец, разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, зависит результат его работы.

В-третьих, выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия, выступающего в качестве представителя организации. Он должен быть человеком, за которым люди готовы идти.

Руководитель - это человек, который в большой степени, чем руководимые им работники, несет ответственность за оптимальное использование ресурсов. Плох тот руководитель, который стремится к максимальному успеху за счет хладнокровной и расчетливой эксплуатации потенциала работников.

В современных условиях возрастает роль менеджера способного сплотить вокруг себя людей, убедить их в реальности и важности как для компании, так и для общества предпринимательского дела.

Большую популярность в западной социологической и экономической мысли получила так называемая концепция организованного человека Менеджер, продвигаясь по иерархической лестнице компании, являясь частью организации, неизбежно испытывает воздействия организационной этики, чтобы остаться в организации он должен соответствовать ее нормам. Став во главе организации, он испытывает бремя унаследованных от организации социально - психологических черт и тем самым сохраняет психологический климат организации.

Менеджеры - это профессиональные управляющие, специалисты по управлению. Они занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, начальник, заведующий и т. д.), решают далеко не одинаковые задачи, выполняют разные функции. Это связано с тем, что в основном в организациях существуют иерархия, а также различные виды управленческой деятельности.

Успех коллективу обеспечивает нормальный морально - психологический климат в нем. Благоприятный социально- психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению высокой эффективности предприятия.

Создание нормальных взаимоотношений - основная задача руководителя в достижении успешности функционирования организации.

Таким образом, для успешного функционирования организации необходим профессионально подготовленный руководитель - менеджер, который должен обладать целым рядом качеств и свойств.

Чтобы стать не просто предпринимателем, а предпринимателем успешным, нужно проявлять сметливость, постоянно вводить новое в деловой процесс. Деятельность инициативного, инновационного предпринимателя направлена на:

• разработку новых идей и концепций в производстве продуктов и сфере услуг;

• открытие новых рынков благодаря новым продуктам, процессам и сервисным услугам;

• преодоление барьеров в мышлении;

• сфокусированную концентрацию инвестиционного капитала;

• оживление спроса;

• заботу о доступных ценах;

• форсирование конкуренции.

При успешном ведении предприятия для руководящего неотъемлемы черты:

· самостоятельность действий и готовность нести ответственность;

· социальная компетенция;

· желание повышать свой профессиональный уровень;

· творческая жилка, богатство идей;

· умение эффективно распределять время;

· оптимизм.

Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

• Директивный стиль (авторитарный);

• Демократический стиль (коллегиальный);

• Либеральный стиль (попустительский или анархический).

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников

Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.

Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат). Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.

Наши рекомендации