Финансовый менеджмент на предприятиях и в организациях. Основной и оборотный капитал предприятия
Сущность и функции ФМ:
Финансовый менеджмент- это процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятия. Это также система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.
Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: объекта управления и субъекта управления. Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе. Субъект управления - это аппарат управления, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.
Фин. менеджмент как управленческий процесс включает в себя управление комплексом финансовых отношений:
1) разработку и реализацию финансовой стратегии предприятия;
2) осуществление финансовой тактики предприятия;
3) финансово-информационное обеспечение;
4) оценку и систематизацию резервов;
5) оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций;
6) оценку затрат на капитал и эффективность управления им;
7) финансовое планирование и контроль.
Функции финансового менеджмента подразделяются на 3 группы:
§ функции финансового менеджмента как системы управления:
-финансовое планирование (бюджетирование);
-финансовая организация;
-мотивация на достижение намеченных финансовых показателей;
-финансовый контроль (контроллинг или управленческий учет).
§ функции финансового менеджмента как управляющей системы;
-функция разработки финансовой стратегии предприятия
-организационная функция
-информационная функция
-функция анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия
- функция планирования
-стимулирующая функция;
-функция контроля.
§ функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием.
-управление активами; выявление реальной потребности в отдельных видах активов исходя из предусматриваемых объектов операционной деятельности предприятия, и определение их суммы в целом;
-управление капиталом; определяется общая потребность в капитале для финансирования предприятия;
-управление инвестициями; определение важнейших направлений инвестиционной деятельности предприятия;
-управление денежными потоками; формирование входящих и выходящих потоков денежных средств предприятия, их синхронизации по объему и во времени по отдельным предстоящим периодам;
-управление финансовыми рисками; выявляется состав основных финансовых рисков, присущих хозяйственной деятельности данного предприятия;
Состав и функции финансовых служб:
Основные функции и задачи финансовой службы:
· ведение бухгалтерского учета в соответствии с российским законодательством;
· представление налоговой и статистической отчетности в контролирующие органы;
· формирование международной финансовой отчетности;
· ведение управленческого учета финансово-хозяйственной деятельности;
· управление финансами;
· планирование и бюджетирование;
· казначейство, осуществление платежей, привлечение финансирования, проведение финансовых операций;
· внутренний контроль;
· финансово-экономический анализ.
Управление финансами в компании осуществляется специально созданными для этого службами, возглавляемыми, как правило, вице-президентом по финансам или финансовым директором.
В структуру финансовой службы входят подразделения, занимающиеся финансовым анализом, прогнозированием и планированием, кредитной политикой, управлением денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями, налогообложением и взаимоотношениями с государственными регулирующими органами, инвестиционной деятельностью.
Состав: Ген.директор, финансовый директор, гл. бухгалетр, финансовая бухгалтерия, аналитический отдел, отдел финансового планирования, отдел налогового планирования, отдел ценных бумаг, отдел оперативного управления.
Краткосрочное и стратегическое финансовое управление на предприятиях:
Под краткосрочным финансовым управлением понимается комплексное управление краткосрочными (оборотными, текущими) активами и краткосрочными пассивами. Сущность краткосрочного финансового управления состоит в определении оптимальной структуры и оптимального объема краткосрочных активов, а также источников их финансирования — краткосрочных пассивов. Различные по направлениям и масштабам деятельности предприятия испытывают разные потребности в краткосрочных активах и могут использовать разные источники финансирования.
Стратегическое управление –умение планировать денежные потоки и эффективно управлять финансовой деятельностью предприятия. Умения разработать оптимальную стратегию, правильно и быстро оценить решение, грамотно и с наибольшей отдачей использовать различные фин.инстументы – все это позволяет выстроить мозаику экономическо-инвестиционной системы предпрятия.
Фин.планирование и прогнозирование на предприятии заключается в управлении процессами создания, использования, распределения и перераспределения денежных ресурсов. Общая стратегия бизнеса должна найти четкое отражение в детализированном планировании финансов, которое помимо формирования определённых целей и методов, позволить свести к минимуму факторы неопределенности рыночной среды и их отрицательное влияние на функционирование предприятия в целом.
Финансовые стратегии организации:
Финансовая стратегия- это генеральный план действий но обеспечению предприятия денежными средствами.
Виды:
-Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия. Например, взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на год.
-Оперативная финансовая стратегия - это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами, т.е. стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности; разрабатывается на квартал, месяц.
-Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.
Финансовая политика предприятия:
Финансовая политика предприятия - это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач. Содержание финансовой политики предприятия многогранно и включает следующие аспекты:
-Разработку концепции управления финансами предприятия, обеспечивающей сочетание высокой доходности и низкого риска;
-Определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный период) с учетом планов предприятий и коммерческой деятельности;
-Практическое достижение поставленной цели (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования, оценка экономической эффективности инвестиционных проектов.
Финансовое планирование и прогнозирование в фирме:
Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Основными целями этого процесса являются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.
Финансовое прогнозирование - это обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или прочий временной период. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5 - 10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.
Долгосрочное, текущее и оперативное финансовое планирование , их назначение и методы:
Финансовые планы подразделяются на долгосрочные, текущие и оперативные.
Вдолгосрочном финансовом плане определяются ключевые финансовые параметры развития организации, разрабатываются стратегические изменения в движении ее финансовых потоков. Втекущем финансовом плане все разделы плана развития организации увязываются с финансовыми показателями, определяется влияние финансовых потоков на производство и продажу, конкурентоспособность организации в текущем периоде.Оперативныйфинансовый план включает в себя краткосрочные тактические действия — составление и исполнение платежного и налогового календаря, кассового плана на месяц, декаду, неделю.
Методы:
1. Экономический анализ. Этот метод делает возможным определение основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей. С его помощью выявляются внутренние резервы предприятия.
2. Нормативный. Данный метод предполагает расчет планового показателя на основе заранее установленных норм и нормативов.
3. Расчетно-аналитический. Состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимающегося за базу, и индексов его отклонения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя.
4. Балансовый. Алгоритм его использования предполагает балансовое соотношение показателей. Таким образом, путем построения баланса осуществляется увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. При этом балансовое уравнение может иметь следующий вид:
Он + П = Р + Ок, где Он – остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;
П – поступление средств в фонд, руб.; Р – расходование средств фонда, руб.; Ок – остаток средств фонда на конец планового периода, руб.
5. Оптимизация плановых решений. Необходимость ситуационного подхода в планировании предполагает разработку нескольких вариантов плановых решений.
6. Экономико-математическое моделирование.
Бюджетирование как современный метод финансового менеджмента в организации:
Бюджетирование - процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным подразделениям или функциональным сферам организации, разработанным на основе утвержденных высшим руководством программ.
Бюджетирование позволяет согласовать деятельность подразделений внутри компании и подчинить ее общей стратегической цели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные. В бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по достижению запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.
Формирование сводного бюджета предприятия:
Сводный бюджет – это скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы предприятия, в котором в денежной форме отражаются доходы и расходы, поступление и расходование денежных средств по операциям, динамика активов и обязательств на предстоящий бюджетный период, а также прогнозные количественные и финансовые показатели.
Составление сводного бюджета предприятия, а также прогнозирование ставки банковского процента и платежеспособности клиентов позволяют определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия.
Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, учитываются остатки средств на счетах предприятия.
Расходная часть сводного бюджета планируется на основе: плана-графика налоговых выплат; бюджета фонда оплаты труда; плана-графика платежей в государственные целевые фонды, бюджета материальных затрат, плана-графика погашения кредитов и других бюджетных расходов.
В современных условиях рекомендуется внедрять локальные автоматизированные системы бюджетного планирования на предприятиях (на базе компьютерной сети). Это позволит оперативно получать информацию об исполнении бюджета и своевременно при необходимости вносить коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами.
Финансовый контроль на предприятиях и формы его осуществления:
Финансовый контроль на предприятии представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ним вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.
Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Объектами финансового контроля являются все направления финансовой деятельности предприятия, а именно: денежные средства предприятия; расчеты предприятия с контрагентами (покупателями, заказчиками, поставщиками и подрядчиками); расчеты по оплате труда; расчеты с бюджетом и государственными целевыми фондами; финансовый результат деятельности; операции с капиталом предприятия; операции по реализации продукции (товаров, работ, услуг) и т.д..
Классификация финансового контроля:
По субъекту контроля
-Государственный контроль
-Вышестоящий контроль
-Внутрихозяйственный контроль
-Независимый (коммерческий) контроль — аудит.
-Общественный контроль
По времени проведения
-Предварительный контроль
-Текущий контроль
-Последующий контроль
По направлению
-Контроль на соответствие (формальный контроль)
-Контроль финансовой отчётности
-Контроль эффективности
По срокам выполнения
-Оперативный контроль (обычно в рамках внутреннего контроля)
-Плановый контроль
-Внезапный контроль
По источнику финансирования
-Контроль за счёт проверяемого лица — внутрихозяйственный контроль, независимый контроль.
-Контроль за счёт контролирующего субъекта — государственный контроль, вышестоящий контроль.
-Контроль за счёт третьих лиц — встречается крайне редко, только общественный контроль.
Антикризисное финансовое управление:
Антикризисное управление - система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.
Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии:
Данные факторы можно разделить на две основные группы:
Внешние (не зависящие от деятельности предприятия); рост инфляции, стихийные бедствия, усиление монополизма
Внутренние (зависящие от деятельности предприятия); высокий уровень коммерческого риска, отсутствие гибкости в управлении, низкая производительность труда.