Финансовый менеджмент на предприятиях и в организациях. Основной и оборотный капитал предприятия

Сущность и функции ФМ:

Финансовый менеджмент- это процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятия. Это также система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: объекта управления и субъекта управления. Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе. Субъект управления - это аппарат управления, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Фин. менеджмент как управленческий процесс включает в себя управление комплексом финансовых отношений:

1) разработку и реализацию финансовой стратегии предприятия;

2) осуществление финансовой тактики предприятия;

3) финансово-информационное обеспечение;

4) оценку и систематизацию резервов;

5) оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций;

6) оценку затрат на капитал и эффективность управления им;

7) финансовое планирование и контроль.

Функции финансового менеджмента подразделяются на 3 группы:

§ функции финансового менеджмента как системы управления:

-финансовое планирование (бюджетирование);

-финансовая организация;

-мотивация на достижение намеченных финансовых показателей;

-финансовый контроль (контроллинг или управленческий учет).

§ функции финансового менеджмента как управляющей системы;

-функция разработки финансовой стратегии предприятия

-организационная функция

-информационная функция

-функция анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия

- функция планирования

-стимулирующая функция;

-функция контроля.

§ функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием.

-управление активами; выявление реальной потребности в отдельных видах активов исходя из предусматриваемых объектов операционной деятельности предприятия, и определение их суммы в целом;

-управление капиталом; определяется общая потребность в капитале для финансирования предприятия;

-управление инвестициями; определение важнейших направлений инвестиционной деятельности предприятия;

-управление денежными потоками; формирование входящих и выходящих потоков денежных средств предприятия, их синхронизации по объему и во времени по отдельным предстоящим периодам;

-управление финансовыми рисками; выявляется состав основных финансовых рисков, присущих хозяйственной деятельности данного предприятия;

Состав и функции финансовых служб:

Основные функции и задачи финансовой службы:

· ведение бухгалтерского учета в соответствии с российским законодательством;

· представление налоговой и статистической отчетности в контролирующие органы;

· формирование международной финансовой отчетности;

· ведение управленческого учета финансово-хозяйственной деятельности;

· управление финансами;

· планирование и бюджетирование;

· казначейство, осуществление платежей, привлечение финансирования, проведение финансовых операций;

· внутренний контроль;

· финансово-экономический анализ.

Управление финансами в компании осуществляется специально созданными для этого службами, возглавляемыми, как правило, вице-президентом по финансам или финансовым директором.

В структуру финансовой службы входят подразделения, занимающиеся финансовым анализом, прогнозированием и планированием, кредитной политикой, управлением денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями, налогообложением и взаимоотношениями с государственными регулирующими органами, инвестиционной деятельностью.

Состав: Ген.директор, финансовый директор, гл. бухгалетр, финансовая бухгалтерия, аналитический отдел, отдел финансового планирования, отдел налогового планирования, отдел ценных бумаг, отдел оперативного управления.

Краткосрочное и стратегическое финансовое управление на предприятиях:

Под краткосрочным финансовым управлением понимается ком­плексное управление краткосрочными (оборотными, текущими) активами и краткосрочными пассивами. Сущность краткосрочно­го финансового управления состоит в определении оптимальной структуры и оптимального объема краткосрочных активов, а так­же источников их финансирования — краткосрочных пассивов. Различные по направлениям и масштабам деятельности предпри­ятия испытывают разные потребности в краткосрочных активах и могут использовать разные источники финансирования.

Стратегическое управление –умение планировать денежные потоки и эффективно управлять финансовой деятельностью предприятия. Умения разработать оптимальную стратегию, правильно и быстро оценить решение, грамотно и с наибольшей отдачей использовать различные фин.инстументы – все это позволяет выстроить мозаику экономическо-инвестиционной системы предпрятия.

Фин.планирование и прогнозирование на предприятии заключается в управлении процессами создания, использования, распределения и перераспределения денежных ресурсов. Общая стратегия бизнеса должна найти четкое отражение в детализированном планировании финансов, которое помимо формирования определённых целей и методов, позволить свести к минимуму факторы неопределенности рыночной среды и их отрицательное влияние на функционирование предприятия в целом.

Финансовые стратегии организации:

Финансовая стратегия- это генеральный план действий но обеспечению предприятия денежными средствами.

Виды:

-Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия. Например, взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на год.

-Оперативная финансовая стратегия - это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами, т.е. стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности; разрабатывается на квартал, месяц.

-Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.

Финансовая политика предприятия:

Финансовая политика предприятия - это целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач. Содержание финансовой политики предприятия многогранно и включает следующие аспекты:
-Разработку концепции управления финансами предприятия, обеспечивающей сочетание высокой доходности и низкого риска;
-Определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (месяц, квартал) и на перспективу (год и более длительный период) с учетом планов предприятий и коммерческой деятельности;
-Практическое достижение поставленной цели (финансовый анализ и контроль, выбор способов финансирования, оценка экономической эффективности инвестиционных проектов.

Финансовое планирование и прогнозирование в фирме:

Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации. Основными целями этого процесса являются установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

Финансовое прогнозирование - это обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или прочий временной период. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5 - 10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.

Долгосрочное, текущее и оперативное финансовое планирование , их назначение и методы:

Финансовые планы подразделяются на долгосрочные, текущие и оперативные.

Вдолгосрочном финансовом плане определяются ключевые финансовые параметры развития организации, разрабатываются стратегические изменения в движении ее финансовых потоков. Втекущем финансовом плане все разделы плана развития организации увязываются с финансовыми показателями, определяется влияние финансовых потоков на производство и продажу, конкурентоспособность организации в текущем периоде.Оперативныйфинансовый план включает в себя краткосрочные тактические действия — составление и исполнение платежного и налогового календаря, кассового плана на месяц, декаду, неделю.

Методы:
1. Экономический анализ. Этот метод делает возможным определение основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей. С его помощью выявляются внутренние резервы предприятия.
2. Нормативный. Данный метод предполагает расчет планового показателя на основе заранее установленных норм и нормативов.

3. Расчетно-аналитический. Состоит в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимающегося за базу, и индексов его отклонения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя.
4. Балансовый. Алгоритм его использования предполагает балансовое соотношение показателей. Таким образом, путем построения баланса осуществляется увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. При этом балансовое уравнение может иметь следующий вид:
Он + П = Р + Ок, где Он – остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;
П – поступление средств в фонд, руб.; Р – расходование средств фонда, руб.; Ок – остаток средств фонда на конец планового периода, руб.
5. Оптимизация плановых решений. Необходимость ситуационного подхода в планировании предполагает разработку нескольких вариантов плановых решений.

6. Экономико-математическое моделирование.

Бюджетирование как современный метод финансового менеджмента в организации:

Бюджетирование - процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным подразделениям или функциональным сферам организации, разработанным на основе утвержденных высшим руководством программ.

Бюджетирование позволяет согласовать деятельность подразделений внутри компании и подчинить ее общей стратегической цели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные. В бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по достижению запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.

Формирование сводного бюджета предприятия:

Сводный бюджет – это скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы предприятия, в котором в денежной форме отражаются доходы и расходы, поступление и расходование денежных средств по операциям, динамика активов и обязательств на предстоящий бюджетный период, а также прогнозные количественные и финансовые показатели.

Составление сводного бюджета предприятия, а также прогнозирование ставки банковского процента и платежеспособности клиентов позволяют определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия.
Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, учитываются остатки средств на счетах предприятия.
Расходная часть сводного бюджета планируется на основе: плана-графика налоговых выплат; бюджета фонда оплаты труда; плана-графика платежей в государственные целевые фонды, бюджета материальных затрат, плана-графика погашения кредитов и других бюджетных расходов.
В современных условиях рекомендуется внедрять локальные автоматизированные системы бюджетного планирования на предприятиях (на базе компьютерной сети). Это позволит оперативно получать информацию об исполнении бюджета и своевременно при необходимости вносить коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами.

Финансовый контроль на предприятиях и формы его осуществления:

Финансовый контроль на предприятии представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ним вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Объектами финансового контроля являются все направления финансовой деятельности предприятия, а именно: денежные средства предприятия; расчеты предприятия с контрагентами (покупателями, заказчиками, поставщиками и подрядчиками); расчеты по оплате труда; расчеты с бюджетом и государственными целевыми фондами; финансовый результат деятельности; операции с капиталом предприятия; операции по реализации продукции (товаров, работ, услуг) и т.д..

Классификация финансового контроля:

По субъекту контроля

-Государственный контроль

-Вышестоящий контроль

-Внутрихозяйственный контроль

-Независимый (коммерческий) контроль — аудит.

-Общественный контроль

По времени проведения

-Предварительный контроль

-Текущий контроль

-Последующий контроль

По направлению

-Контроль на соответствие (формальный контроль)

-Контроль финансовой отчётности

-Контроль эффективности

По срокам выполнения

-Оперативный контроль (обычно в рамках внутреннего контроля)

-Плановый контроль

-Внезапный контроль

По источнику финансирования

-Контроль за счёт проверяемого лица — внутрихозяйственный контроль, независимый контроль.

-Контроль за счёт контролирующего субъекта — государственный контроль, вышестоящий контроль.

-Контроль за счёт третьих лиц — встречается крайне редко, только общественный контроль.

Антикризисное финансовое управление:

Антикризисное управление - система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.

Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии:

Данные факторы можно разделить на две основные группы:

Внешние (не зависящие от деятельности предприятия); рост инфляции, стихийные бедствия, усиление монополизма

Внутренние (зависящие от деятельности предприятия); высокий уровень коммерческого риска, отсутствие гибкости в управлении, низкая производительность труда.

Наши рекомендации