Чистая монополия как тип рынка. Условия и последствия монополии. Антимонопольная политика государства.

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия — рынок, на котором действует только одна фирма, в силу этого обстоятельства способная оказывать влияние на рыночное равновесие и рыночную цену. Монополия — наибо­лее яркое проявление несовершенной конкуренции. Монопо­лия — рыночная структура, отвечающая следующим условиям:

1. Выпуск товара всей отраслью контролируется одним про­давцом этого товара, т. е. фирма-монополист является единст­венным производителем данного блага и олицетворяет собой всю отрасль.

2. Производимый монополистом товар является особым в своем роде (уникальным) и не имеет близких заменителей, в этой связи спрос на продукт монополиста отличается низкой степенью ценовой эластичности, а график спроса на него имеет резко «падающий» характер,

3. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм, поэтому в условиях монополии отсутствует какая-либо конкурентная борьба.

Данные условия позволяют сделать вывод, что фирма-моно­полист обладает рыночной властью и в состоянии самостоятель­но в определенных пределах менять цену продаваемого товара (в отличие от совершенной конкуренции, где каждая отдельная фирма вынуждена только «соглашаться» с ценой).

Анализ экономического поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии позволяет выделить некоторые основные экономические последствия монополии.

1. В условиях чистой монополии фирме при тех же издержках и спросе выгодно продавать меньше продукции, но по более высокой цене, чем в условиях совершенной конкуренции. Это можно показать графически. Предположим, что речь идет об одной и той же отрасли, которая производит определенную однородную продукцию.

2. Чистая монополия способствует увеличению неравенства в распределении доходов в обществе в результате монопольной рыночной власти и установления более высоких цен при тех же издержках, чем в условиях совершенной конкуренции, что позволяет получить монопольную прибыль.

3. В условиях рыночной власти возможно использование монополистом ценовой дискриминации, когда назначаются разные цены для различных покупателей. Такая возможность связана с тем, что существуют покупатели, платежеспособный спрос которых позволяет им приобретать товар монополиста по цене более высокой, чем Р,". В то же время есть покупатели, которые не в состоянии заплатить за товар цену Р,", но могут приобрести его за более низкую цену.

Антимонопольное регулирование - это целенаправлен­ная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направ­ленная на создание и поддержание честной конкуренции.

Антимонопольное регулирование обеспечивает соблюдениеустановленных «правил игры» на рынке, защиту прав потре­бителя и производителя, реализуется через комплекс экономи­ческих,административных и законодательных мер. Цели и направления антимонопольного регулирования общие в боль­шинстве стран мира:

· обеспечение и сохранение конкуренции;

· контроль над хозяйствующими субъектами-монополи­стами;

· контроль за процессами концентрации капитала (слия­ния, поглощения и т.п.);

· защита интересов потребителя;

· защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

Меры антимонопольного регулированияв зависимости от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычай­ными или повседневными, запретительными или ограничитель­ными, поощрительнымии другими. Основные меры антимонопольного регулирования:

  1. Изучение рынка. Определение индекса Герфинделя, который показывает концентрацию рынка и степень власти над ценой. Оценивается доля фирмы на рынке (доля в общем объеме продаж в % = S), определяется количество фирм в отрасли; Показатель каждой фирмы возводится в квадрат и все эти данные суммируются. Если общий показатель меньше 20%, значит монополии нет. Для России этот показатель меньше 36%. Если индекс Герфинделя больше 60% - наличие монополии.
  2. Используется дифференцированный подход. Остается только то, что выгодно, т.е. естественные монополии.
  3. Жесткий контроль за процессом слияния методом административного контроля цены и качества.
  4. Сочетание антимонопольной политики правовых норм и организационного механизма через комитеты приватизации и антимонопольные комиссии.
  5. Демонополизация и либерализация цен.
  6. Развитие и укрепление рыночной структуры, которая может противостоять монополии: снижение таможенных пошлин, поддержка малых предприятий, упрощение лицензирования.
  7. Разгосударствление – денационализация, приватизация, снижение бюджетных дотаций, отмена льгот.
  8. Принятие специального закона «об ограничении монополистической деятельности на товарных ранках».

Целью антимонопольной политики является борьба не с монополиейкак таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противоза­конными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.



Наши рекомендации