Управление финансами. Субъекты и объекты управления финансами. Гос.регулирование финансовой сферы.
Управление финансами представляет целенаправленное воздействие, управляющих субьектов финансовых отношений на систему финансов и ее звенья при помощи специальных финансовых и нефинансовых методов, приемов и инструментов.
Цели управления финансами:
1. Обеспечение бесперебойного финансового обеспечения эк-ки и ее субъектов для выполнения ими надлежащим образом их функций и обязанностей.
2. Обспечивание финансовой устойчивости.
3. Обеспечивание независимости при осуществлении развития.
4. Сбалансированность финансовой системы.
В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, которые могут возникать на разных уровнях финансовой системы:
· Государственные финансы
· Муниципальные финансы
· Финансы хозяйствующих субъектов
· Финансы домашних хозяйств
В качестве субъектов управления выступают специальные службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом.
· На общегосударственном уровне аппарат управления финансами включает органы законодательной и исполнительной власти. В Российской Федерации к ним относятся Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ, соответствующие органы федеральной исполнительной власти (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, федеральная таможенная служба и другие).
· На уровне субъектов государства и муниципальном уровне аппарат управления финансами включает соответствующие органы представительной (например, законодательное собрание субъекта) и исполнительной власти.
· На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финансами определяются его организационно-правовой формой и учредительными документами.
· На уровне домашних хозяйств субъектами управления являются сами домохозяйства.
Цели государственного регулирования финансов.
Основная цель – обеспечить доверие к денежным знакам, содействовать доверию ценным бумагам.
Второстепенные цели. Не допустить насилия и обмана при проведении финансовых операций. Ограничить чрезмерные финансовые потребности и "хотения" как отдельных граждан, так и целых групп и слоев населения. Обеспечить финансовыми методами несколько большее перераспределение товаров и услуг в пользу нуждающихся. Обеспечить достижение коллективных интересов общества. Не допустить негативной зависимости финансовой сферы страны от иностранного капитала.
Кем осуществляется государственное регулирование финансов.
Практически все органы власти и их структурные и региональные подразделения так или иначе участвуют в государственном регулировании финансов. Однако ряд органов власти занимаются этим исключительно на профессиональной основе, к их числу в России относятся:
1. Министерство финансов – составление проекта бюджета, методическое руководство бюджетным процессом в целом по стране, регистрация проспектов эмиссии ценных бумаг региональных и муниципальных органов власти, регулирование страховой, пенсионной и аудиторской деятельности.
2. Центральный Банк – проведение денежной политики, в том числе эмиссия денежных знаков, регулирование банковской сферы.
3. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – регулирование фондового рынка, в том числе регистрация проспектов эмиссий корпоративных ценных бумаг.
4. Министерство по налогам и сборам – взимание налоговых и, частично, неналоговых доходов.
5. Федеральное казначейство – исполнение бюджета по расходам.
Часть полномочий по государственному регулированию финансов может быть делегировано или бесплатно вменено в обязанность хозяйствующим субъектам, например, удержание подоходного налога "у источника", или осуществление банками валютного контроля.
Что подлежит государственному регулированию финансов.
Денежные фонды, обязательства, влияние на финансы третьих лиц, а также эмиссия денежных знаков и денежное обращение, эмиссия и оборот ценных бумаг.
Как осуществляется государственное регулирование финансов.
Государственное регулирование финансов осуществляется, в основном, путем принятия законодательных и нормативных актов. Кроме того, возможно воздействие на финансовые потоки через устные (экспертные, официальные, неофициальные) высказывания высших должностных лиц.
Основные органы власти, осуществляющие оперативное и краткосрочное регулирование финансов, а также основные методы регулирования:
1. Правительство страны – получение или предоставление межгосударственных займов, определение таможенных пошлин и акцизов, формирование межбюджетной политики.
2. Министерство финансов – эмиссия государственных ценных бумаг, установление процентных ставок по госценным бумагам, разрешение эмиссий ценных бумаг субъектов федерации и муниципалитетов, установление обязательных финансовых нормативов для подведомственных компаний (страховых, пенсионных, аудиторских), принятие решений о выделении финансирования из бюджета, размещение госзаказа, формирование финансовых резервов государства.
3. Центральный Банк – эмиссия денежных знаков, регулирование денежной базы и денежной массы, определение ставки рефинансирования, формирование золотовалютных запасов государства, определение обменного курса национальной валюты; эмиссия собственных ценных бумаг, кредитование коммерческих банков, размещение депозитов комбанков, установление обязательных нормативов для комбанков, введение ограничений на вывоз капитала.
4. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг – приостановление торгов на биржах, установление обязательных нормативов для профессиональных участников рынка ценных бумаг.