Сущность и функции финансов.

Финансовая система РФ и её звенья.

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Финансовая система делится на централизованную (общегосударственные финансы: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок) и децентрализованную (финансы хозяйствующих субъектов: государственные предприятия, частные предприятия, акционерные предприятия, муниципальные, арендные).

Финансовая система охватывает следующие звенья:

1) Финансы хозяйствующих субъектов являются основой единой финансовой системы страны. Они являются главным источником формирования государственного бюджета.

2) Финансы домашних хозяйств (граждан) – это денежные отношения физических лиц с другими субъектами, возникающие в процессе образования и использования денежных доходов семейного бюджета. Финансы домашних хозяйств состоят из семейного бюджета.

3) Государственные финансы. Обеспечивают определенный темп развития всех отраслей народного хозяйства.

Главным звеном государственных финансов является государственный бюджет. Утверждается Федеральным собранием РФ как закон. Рассматривается как централизованный фонд денежных средств государства и выражает экономические отношения по перераспределению национального дохода.

Внебюджетные фонды – средства Федерального правительства и региональных властей, связанные с финансированием целевых расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые имеют налоговую природу. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Государственный кредит, который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств различных субъектов на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов.

4) Финансы общественных организаций включают в себя:

- финансы общественных, в том числе профорганизаций,

- финансы политических и общественных движений,

- финансы специальных целевых фондов.

- финансы благотворительных фондов.

Экономическое содержание финансовых общественных организаций включает в себя следующие виды и группы денежных отношений:

- уплата различного рода взносов, с оказанием материальной помощи и пр.;

- добровольные пожертвования;

- формирование и использованию целевых денежных фондов.

Сводный бюджет организации.

Сводный бюджет – это скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы предприятия, в котором в денежной форме отражаются доходы и расходы, поступление и расходование денежных средств по операциям, динамика активов и обязательств на предстоящий бюджетный период, а также прогнозные количественные и финансовые показатели. Бюджет предприятия определяет план деятельности предприятия на установленный период времени (бюджетный период), выраженный в ряде целевых (бюджетных или плановых) показателей, охватывающих все сегменты бизнеса компании и подразделения, составляющие ее организационную структуру.

В состав сводного бюджета входят: операционные и финансовые бюджеты, содержащие финансово-экономические показатели деятельности предприятия в целом и структурных подразделений.

Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих доходов и расходов от текущих операций за бюджетный период. Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционной деятельности. Цель финансового бюджета – сводное представление о планируемых результатах деятельности.

Выходными результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной отчетности:

Бюджет доходов и расходов - отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках), который включает планируемые доходы от реализации основной продукции, работ и услуг, а также текущие расходы и ожидаемые финансовые результаты от деятельности предприятия.

Бюджет движения денежных средств отражает планируемые поступления и выплаты денежных средств и их эквивалентов, отдельно по операционной и инвестиционной деятельности, а также включает план привлечения финансовых ресурсов.

Прогнозный баланс определяет предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования и позволяет оценить планируемые изменения финансового состояния на конец бюджетного периода.

Инвестиционный бюджет отражает планируемые расходы на приобретение долгосрочных активов и инвестиций в новые направления деятельности.

Смета производственных затрат позволяет определить затраты на выпускаемую продукцию в соответствии с утвержденными статьями, рассчитать производственную себестоимость. Производственная себестоимость товарной продукции отражает конечный результат производственного процесса и характеризует размер действительно затраченных средств. Расчет производственной себестоимости на товарный выпуск ведется по местам возникновения затрат в разрезе объектов калькулирования.

Планируемая сумма налоговых платежей, рассчитанных и подлежащих уплате в бюджет в соответствии с налоговым законодательством, отражается в налоговом бюджете.

Бюджет движения ТМЦ позволяет определить совокупность затрат и прирост запасов по материальным ресурсам, используемым на производство и инвестиционную деятельность.

Сумма планируемой дебиторской и кредиторской задолженности по утвержденным статьям доходов и расходов указывается в соответствующих отчетных формах.

К основным бюджетным документам прилагается Пояснительная записка, в которой раскрываются целевые показатели и предположения (ограничения), использованные при составлении Бюджета, а также приводится описание основных параметров Бюджета.

Сводный бюджет составляется на основе данных функциональных бюджетов и состоит из доходной и расходной частей. При формировании бюджета определяются приоритетные направления расходов, среди которых можно назвать: заработную плату; затраты на покупку материалов, комплектующих и т. п., необходимых для выполнения производственной программы; платежи в государственные целевые фонды, налоги.

Составление сводного бюджета предприятия, а также прогнозирование ставки банковского процента и платежеспособности клиентов позволяют определить объем прибыли, необходимый для обеспечения платежеспособности предприятия.

Доходная часть бюджета планируется на основании плана продаж (реализации) продукции и финансовых поступлений от прочих источников. Кроме того, учитываются остатки средств на счетах предприятия.

Расходная часть сводного бюджета планируется на основе: плана-графика налоговых выплат; бюджета фонда оплаты труда; плана-графика платежей в государственные целевые фонды, бюджета материальных затрат, плана-графика погашения кредитов и других бюджетных расходов.

В современных условиях рекомендуется внедрять локальные автоматизированные системы бюджетного планирования на предприятиях (на базе компьютерной сети). Это позволит оперативно получать информацию об исполнении бюджета и своевременно при необходимости вносить коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами.

Порог рентабельности.

Порог рентабельности (точка безубыточности, критическая точка, порог прибыльности) – это объем продаж предприятия, при котором достигается минимальный уровень прибыли (равный нулю). Другими словами, предприятие функционирует на самоокупаемости своих затрат. Порог рентабельности предприятия иногда на практике называют точка безубыточности.

Цель оценки порога рентабельности в определении минимально допустимого уровня объема производства и продаж, на основе которого рассчитывают запас финансовой прочности необходимого для поддержания устойчивого функционирования предприятия. Порог рентабельности оценивают, как собственники предприятия при планировании будущих объемов производства и продаж, а также кредиторы и инвесторы при оценке финансового состояния.

Порог рентабельности. Формула расчета

При расчете порога рентабельности используют два вида затрат (издержек):

· Постоянные затраты (англ. VA, Variable Costs) – вид издержек предприятия, размер которых не зависит от изменения объема производства и продаж продукции.

· Переменные затраты (англ. FC, Fixed Costs) – вид издержек предприятия, размер которых напрямую зависит от объема производства и продажи продукции.

Постоянные затраты включат в себя ­– расходы на заработную плату персонала, аренда производственных и иных помещений, отчисления по единому социальному налогу и налогу на имущество, маркетинговые затраты и т.д.

Переменные затраты состоят из расходов на сырье, материалы, комплектующие, топливо, электроэнергию, премиальную часть заработной платы персонала и т.д.

Сумма всех постоянных затрат формирует совокупные постоянные и переменные затраты предприятия (TVC, TFC).

Для расчета порога рентабельности предприятия аналитически используют формулу:

Порог рентабельности = Постоянные затраты / ((Выручка от реализации - Переменные затраты) / Выручка от реализации)

Запас финансовой прочности.

Запас финансовой прочности предприятия – это разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности. Определяется по формуле:

ЗФП=ВР-ПР, где ЗФП – запас финансовой прочности, ВР – выручка от реализации, ПР – порог рентабельности.

Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать производство про­дукции, не неся при этом убытков.

Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.

Полная и всесторонняя оценка риска имеет принципиаль­ное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочис­ленные методы, позволяющие с помощью математического аппарата просчитать последствия предпринимаемых мер.

Запас финансовой прочности показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не неся при этом убытков. Запас финансовой прочности (зона безопасности) представляет собой разность между фактическим и безубыточным объемами производства и реализации продукции.

При отрицательном значении зоны безопасности предприятие может снять с производства отдельные виды продукции, изменить условия производства и тем самым снизить издержки или прекратить производство продукции.

Запас финансовой прочности показывает, насколько можно сокращать производство продукции, не имея при этом убытков. В абсолютном выражении расчет представляет разницу между запланированным объемом реализации и точкой безубыточности.

Сущность и функции финансов.

Финансы — это совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств; возникли в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Финансы — это совокупность всех денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства и хозяйствующих субъектов, а также система их формирования, распределения и использования.

Финансы представляют денежные ресурсы производства и потребления, а также денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости созданного национального продукта и части национального богатства с целью формирования денежных доходов и накоплений у хозяйствующих субъектов и государства, использования их на воспроизводство, вознаграждение работников и удовлетворение общественных потребностей.

Основные функции финансовой системы

Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции:

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на республиканском и местном уровнях управления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между республиканским и местными бюджетами. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации реализуется через бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, разграничения полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей субъектов системы государственных финансов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятель­ность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение государственных служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности

Финансы выполняют две функции:

· Распределительная функция проявляется в том, что посредством финансов происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода как между участниками общественного производства, отраслями, регионами, так и всеми членами общества, а также между сферами материального производства и социально-культурной сферой. С помощью распределительной функции осуществляется первичное распределение стоимости созданного продукта и формирование первичных доходов, денежных поступлений в различных сферах и секторах экономики, собственников факторов производства, участников производственного процесса, бюджетных и внебюджетных фондов.

· Учетно-контрольная функция проявляется в том, что финансы являются универсальным средством учета и контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением созданного общественного продукта. Для полноценного и эффективного применения учетно-контрольной функции финансов нужна достоверная финансовая информация, т.е. необходимо уметь собирать, систематизировать, рассчитывать, анализировать показатели, которые содержатся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют оценить все стороны работы предприятий и выявить результаты хозяйственной деятельности и на основе этой информации принимать меры, направленные на эффективные использования финансов.

Наши рекомендации