Экономическая сущность и функции торговой организации
Торговля - обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда - получила в последние годы новые импульсы своего развития, существенно расширив "поле и правила игры" в экономике переходного периода. В нее влилось много новых предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом поменявших свою профессию и жизненные ориентиры.
Торговое предприятие- это имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли.
Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий.
Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой – требует кардинального улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений.
Сложность поставленных задач вызывает необходимость всестороннего изучения сущности и содержания такого понятия, как предприятие торговли, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становится основным звеном рыночного механизма отрасли.
Максимальное использование рыночных и финансовых механизмов, при которых самостоятельность предприятий в осуществлении торгово-производственного процесса в соответствии со спросом потребителей является наибольшей, характерно, прежде всего, для отраслей, предприятия которых удовлетворяют потребности населения в товарах и услугах, а именно для торговли и общественного питания.
Суть этого вида деятельности составляют товарно-денежные отношения и товарообменные операции. В широком смысле слова под товарами и услугами могут пониматься здания, сооружения, помещения, имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и т.д.), валюта, ценные бумаги и любые другие товары и услуги, за которые потребитель готов заплатить деньги.
В гражданском законодательстве Российской Федерации подчеркивается, что под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказании услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Этим критериям в полной мере отвечает торгово-хозяйственная деятельность предприятий отрасли. С учетом изложенного торговое предприятие следует рассматривать как форму коммерческого предпринимательства.
Вместе с тем следует учитывать, что коммерческая деятельность торговых предприятий имеет ряд характерных особенностей:
· ассортимент товаров в значительной степени зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионального, национального, возрастного состава, покупательной способности, условий труда и быта;
· предприятия организационно и торгово-технологически достаточно автономны и самостоятельны в процессе реализации товаров, и каждое имеет свои доходы и расходы, которые можно учесть и сопоставить;
· предприятия максимально приближены к потребителям и по размеру сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать на изменения рыночной ситуации;
· спрос на товары и услуги торговых предприятий с учетом профиля деятельности подвержен значительным колебаниям по временам года, дням недели и даже часам суток;
· наряду с реализацией товаров предприятия оказывают большой объем дополнительных услуг с целью привлечения покупателей
Наиболее общий характер, присущий всем предприятиям независимо от отраслевой принадлежности, имеет юридический аспект. С правовой точки зрения торговое предприятие следует рассматривать как юридическое лицо. Значение законодательного оформления торгового предприятия проявляется в том, что оно:
· позволяет определенным образом организовать, упорядочить внутренние отношения между участниками (учредителями) предприятия, объединить интересы каждого в общую цель;
· является оптимальной формой для долговременного объединения капиталов, без чего невозможна крупномасштабная предпринимательская деятельность;
· позволяет ограничить имущественный риск участников суммой вклада в капитал конкретного предприятия;
· создает основания для гибкого управления капиталом. Отлаженное законодательство о юридических лицах (прежде всего акционерное законодательство), ценных бумагах служит одним из средств управления капиталом в масштабах не только отрасли, но и всей страны, способствует интернационализации предпринимательской деятельности.
В ходе своей деятельности предприятие торговли выполняет и другие функции, связанные с доведением товаров до конечного потребителя. К этим функциям, которые часто называют дополнительными, относятся изучение покупательского спроса на товары, формирование ассортимента товаров, реклама товаров и услуг, оказание помощи покупателям в выборе товаров, размещение и выкладка их в торговом зале, оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров на дом покупателю, прием заказов на товары, отсутствующие в продаже, и т.д.
Объем и характер выполняемых функций зависит от хозяйственной самостоятельности торговой организации, ее типа, размера, технической оснащенности, места расположения и других факторов. Осуществляя свои функции, торговые предприятия обеспечивают:
а) развитие производства - путем организации коммерческой работы по заключению договоров, контрактов, заказов на производство и поставку товаров и т.д., тем самым стимулируя процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;
б) денежное распределение - путем развития финансово-кредитной системы, установления уровня и соотношения цен на товары на основе поддержания баланса между спросом и предложением;
в) личное потребление - посредством удовлетворения потребностей населения путем применения различных форм и методов торгового обслуживания, эффективной направленности рекламных, маркетинговых мероприятий.
Торговые предприятия можно классифицировать по многим признакам: по формам собственности, по целям деятельности, по характеру прав учредителей на имущество торгового предприятия, по организационно-правовым формам, по задачам и функциям.
По задачам и функциям торговые предприятия делятся на оптовые, розничные, предприятия общественного питания, объединения этих организаций и смешанные объединения - оптово-розничные торговые предприятия, производственно-торговые предприятия, торгово-промышленные предприятия (группы).
Торговое предприятие имеет четко выраженное целевое назначение и характеризуется единством материально-вещественной, торгово-технологической и организационно-экономической структур.
Под материально-вещественной структурой понимается общность материальных ресурсов, использование однотипных помещений и однородного торгово-технологического оборудования.
Виды торговых организаций.
Торговые организации могут быть классифицированы по следующим признакам:
1. По формам собственности выделяют торговые организации:
· государственные (в собственности РФ и ее субъектов);
· муниципальные (в собственности городских, сельских и поселковых образований);
· частные (в собственности физических лиц);
· смешанной формы (государственно-частные предприятия).
2. По количеству собственников:
· индивидуальные предприниматели и коллективное предпринимательство (юридические лица).
3. По организационно-правовым формам:
· хозяйственные товарищества;
· хозяйственные общества;
· производственные кооперативы;
· государственные и муниципальные предприятия.
4. По видам торговой деятельности:
· предприятия оптовой торговли;
· предприятия розничной торговли;
· предприятия оптово-розничной торговли (совмещение двух видов торговой деятельности).
5. По виду торгового предприятия:
· с универсальным ассортиментом;
· со специализированным ассортиментом (предприятия, реализующие одну группу товаров или ее часть);
· с комбинированным ассортиментом (предприятия, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности);
· со смешанным ассортиментом (предприятия, реализующие отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров).
6. По степени концентрации (главный критерий - средняя численность):
· крупные – от 251 человек;
· средние – от 101 до 250 человек;
· малые – до 100 человек в промышленности, до 50 человек в торговле;
· микропредприятия – до 15 человек.
В зависимости от целей деятельности в торговле выделяют две категорий предприятий: коммерческие организации, зарегистрированные в формах хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов и государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоммерческие организации.
Коммерческими признаются юридические лица, основной целью деятельности которых является получение прибыли. Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли, а имеют иные цели. Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей, но не вправе распределять полученную прибыль между участниками. В торговле в качестве некоммерческих организаций осуществляют свою деятельность ассоциации, общественные организации, учреждения, потребительские кооперативы.
С точки зрения вклада в национальную экономику, коммерческие организации представляют наибольший интерес. Именно они формируют основную часть доходов государства, которые в последующем перераспределяются в национальном хозяйстве по различным каналам и служат источником экономического роста и социального развития общества.
Деятельность коммерческих организаций регламентируется учредительными документами. В ГК РФ приведена классификация юридических лиц по организационно-правовым формам. Наиболее распространенными формами являются хозяйственные общества.