Базовые показатели финансового менеджмента

Изучение методик финансового менеджмента должно начинается с усвоения основных показателей, используемых в финансовом управлении.

Первый показатель, применяемый в западной системе финансо­вого управления - прибыль от продаж (EBIT) или нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ), который является основным результатом деятельности компании.

1. Прибыль от продаж (НРЭИ) =

Выручка от реализации -

Перене­сенная стоимость (материалы и купленные услуги) -

Затраты на воспроизводство рабочей силы (заработная плата со страховыми платежами) -

Затраты на воспроизводство основных средств и нематериальных активов (амортизация) = Прибыль до налого­обложения + Проценты за кредит.

В российской отчетности прибыль от продаж показана в Отчете о финансовых результатах.

2. Чрезвычайно важным и интересным является показатель экономической рентабельности (ЭР).

Экономическая рентабельность показывает эффективность (до­ходность) использования инвестированного капитала независимо от того, собственный это или заемный капитал, по существу это пока­затель инвестиционной привлекательности предприятия.

Наиболее общая формула рентабельности, характеризующая эффективность затрат и вложений, равна отношению эффекта производства (НРЭИ) к затратам и вложениям, которые находят отражение в активе баланса.

ЭР = (НРЭИ/актив)х100%или (Прибыль от продаж/(ЗК+СК))х100%

Для определения основных факторов, влияющих на экономиче­скую рентабельность предприятия, проведем преобразования:

ЭР = ((НРЭИ/оборот)х(оборот/актив)) х100% = (КМхКТ)х100%

КМ (коммерческая маржа) показывает, какой результат эксплуатации дают каждые 100руб. оборота (т.е. это рентабельность продаж или рентабельность реализованной продукции).

КТ (коэффициент трансформации) показывает, сколько руб. выручки приносит использование 1 руб.активов. КТ – это оборачиваемость активов, показывает, сколько раз они обращаются в течении года.

Способы увеличения экономической рентабельности:

1) увеличение цены;

2) уменьшение затрат;

3) сокращение активов;

4) увеличение производительности активов.

Регулирование экономической рентабельности сводится к воздействию на обе ее составляющие:

- коммерческую маржу

- коэффициент трансформации.

При снижении прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов

и, наоборот, снижающаяся деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию т.е. повышением рентабельности продаж (КМ).

Примирить – КМ с КТ очень трудно, так как оборот находится в числителе одного сомножителя и в знаменателе другого, поэтому при наращивании оборота удается увеличить ЭР только тогда, когда под возросший оборот подставляют «нераздутые» активы и НРЭИ начинает расти быстрее оборота.

Любое предприятие всегда имеет определенную свободу маневра, чтобы усилить КМ (за счет снижения расходов по реализации продукции, упорядочивания административных расходов) и улучшить КТ.

Часто проводят аналогию с человеческим организмом: для жизнедеятельности нужны и кости и мышцы; немалую роль играет и наследственность.

3. Для собственников важнейшим показателем является эффектив­ность использования собственного капитала предприятия.

С 30-х годов в финансовом мире применяется так называемая формула Дюпона, которая определяет чистую рентабельность акционерно­го капитала(ЧРак). ЧРак = КМ х Ктр хФин. рычаг

Уравнение Дюпона говорит о том, что доходность собственного капитала предприятия зависит от трех показателей:

1) производственной эффективности, измеряемой показателем коммерческой маржи;

2) эффективности использования активов, измеряемой через ко­эффициент трансформации;

3) финансового рычага (коэффициента собственного капитала).

Низкая эффективность операций по производству продукции или низкая эффективность использования активов влекут снижение эко­номической рентабельности производства, что неизменно приведет к снижению рентабельности собственного капитала.

Изучая формулу Дюпона, ясно видно, что рентабельность собственного капитала мо­жет быть повышена увеличением заемного капитала, но это возмож­но только в случае, если экономическая рентабельность выше ставки процента за кредит. Важным становится соотношение между заем­ным и собственным капиталом, т.е. структура капитала. Данным проблемам будет посвящен следующий вопрос.

Чистая рентабельность акционерного капитала является основ­ным показателем, по которому собственник может судить об эффек­тивности управления данным предприятием.

Наши рекомендации