Порядок открытия и ведение валютных счетов
Валютные средства предприятий, предпринимателей хранятся на валютном счете в уполномоченных банках Республики Беларусь. При этом предприятия, предприниматели, а также физические лица самостоятельно выбирают банк для валютного расчетно-кассового обслуживания.
Валютный счет – это банковский счет в иностранной валюте, открываемый в соответствии с нормами национального законодательства юридическим и физическим лицам для проведения расчетов, связанных с проведением внешнеэкономических операций.
Субъекты валютного регулирования вправе открыть в одном из банков Республики Беларусь один текущий счет в иностранных валютах. При открытии текущего счета в иностранных валютах на каждый вид иностранной валюты открывается отдельный лицевой счет. Открытие (сохранение) нескольких текущих счетов в иностранных валютах в различных учреждениях банков допускается с разрешения Национального банка Республики Беларусь. При этом наряду с ходатайством клиента, в котором изложено обоснование необходимости открытия (сохранения) нескольких текущих счетов в иностранных валютах, в Национальный банк Республики Беларусь представляется мнение банков (обслуживающего и банка, в который обратился клиент по поводу открытия счета) о целесообразности открытия (сохранения) нескольких счетов данному клиенту.
Об открытии счета банк в течение одного банковского дня обязан направить сообщение в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, которая выдала дубликат извещения о присвоении УНН.
Для открытия валютного счета в уполномоченный банк предоставляются следующие документы:
• заявление на открытие счета по форме;
• нотариально заверенная копия документа о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия;
• копия учредительного документа, установленного законодательством Республики Беларусь для владельца счета, удостоверенную нотариально или регистрирующим органом. При открытии валютного счета представляются два экземпляра копий учредительных документов, установленных законодательством для владельца счета. При этом на одном из них должен быть проставлен штамп регистрирующего органа, а другой удостоверен нотариально либо регистрирующим органом. Уполномоченный работник банка делает отметку об открытии валютного счета с указанием его номера, даты открытия и порядка функционирования (наименования счета) на обоих экземплярах, после чего один экземпляр, на котором проставлен штамп регистрирующего органа, возвращается владельцу счета, а второй – остается в банке в деле по оформлению счета;
• дубликат извещения из налоговых органов о присвоении УНН. Внесение каких-либо изменений в дубликат извещения о присвоении УНН при открытии счета не допускается;
• справка органов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов и иных платежей в органах Фонда;
• карточка с образцами подписей и оттиска печати предпринимателя, должностных лиц предприятия, имеющих право распоряжаться счетом, подлинность которых удостоверена нотариально либо вышестоящим органом и оттиском его печати.
Документы по открытию счета ранятся в деле по оформлению счета, кроме карточки с образцами подписей и оттиска печати, которая находится у уполномоченного работника банка. В деле хранится также договор, определяющий взаимоотношения банка и клиента по данному счету.
В случае внесения в Государственный реестр налогоплательщиков Республики Беларусь сведений о замене руководителя и (или) бухгалтера (главного бухгалтера) предприятия, данные предприятия обязаны представить в банк соответствующие документы, выдаваемые налоговыми органами.
Расчеты в иностранной валюте осуществляются в пределах имеющихся в распоряжении валютных средств, которые должны иметь легальное происхождение.
Источниками валютного счета могут быть:
1. валютная выручка от разрешенной внешнеэкономической деятельности по установленным нормам;
2. взносы в уставной фонд;
3. кредиты уполномоченных, иностранных банков, других финансово-кредитных учреждений;
4. валюта, приобретенная на внутреннем валютном рынке;
5. благотворительные взносы и т.д.
Владельцы валютного счета могут распоряжаться валютными средствами по различным законодательно разрешенным направлениям, в числе которых:
1. перевод за границу по экспортно-импортным операциям;
2. перечисления на счета внешнеторговых и других внешнеэкономических организаций для последующего перевода за границу в оплату импортных товаров (работ, услуг);
3. перечисления на валютные счета белорусских предприятий в оплату товаров (работ, услуг);
4. оплата задолженности по кредитам в иностранной валюте и т.д.
Банк производит начисление и выплату процентов по валютным счетам в тех валютах, по которым он получает доходы от их размещения на международном валютном рынке. Начисление процентов производится 1 раз в квартал.
По текущим валютным счетам процентная ставка определяется на основании ставок по краткосрочным депозитам на международном валютном рынке. Затем рассчитывается средняя ставка по отдельным валютам на основе данных, опубликованных агентством «Рейтер». При этом ставка уменьшается на 1,5%. Согласно международной практике выплата процентов или вообще не производится, или производится по ставкам значительно ниже ставок международного рынка, т.е. если процентная ставка по валютам на международном рынке меньше или равна 1,5%, то проценты по ним не начисляются.
По поручению клиента банк может принимать средства с валютного счета во вклады на различные сроки. Эти средства хранятся на депозитных счетах, т.е. счет, который отражает движение депозитов. По вкладам на депозитные счета банк также может начислять доход в форме процента. В современной банковской практике применяется два варианта начисления процентов:
1. на договорной основе между вкладчиком и банком, т.е. вкладчик подает заявление с просьбой принять валютные средства на хранение на срок;
2. так же, как и по текущим счетам, т.е. ставка рассчитывается, исходя из ставок, установившихся в соответствующий период на международном валютном рынке.
Все платежи с текущих валютных счетов производятся банком в пределах остатка средств на счете. По решению Правления банка наиболее надежным его клиентам предоставляется право осуществлять платежи по овердрафту – это сумма, в пределах которой банк кредитует владельца текущего валютного счета. Размер такого кредита, форма его обеспечения, сроки погашения и т.д. устанавливаются по согласованию между банком и такими владельцами текущих валютных счетов.
По мере совершения операций банк информирует клиента посредством предоставления выписки с валютного счета.
Особенности осуществления текущих валютных операций
Текущие валютные операции представляют собой внешнеэкономические операции, связанные с экспортом, импортом товаров, услуг, работ, расчеты по которым осуществляются как в национальной, так и иностранной валюте в сроки, не превышающие 180 календарных дней.
Все валютные операции проводятся только через счета в уполномоченных банков и уполномоченных предприятий. Это определяет приоритетность уполномоченных банков и уполномоченных предприятий при осуществлении валютных операций.
Это означает, что субъекты хозяйствования обязаны хранить иностранную валюту в уполномоченных банках на своих текущих, специальных, депозитных, других счетах.
Собственные валютные средства уполномоченного банка могут находиться на корреспондентских счетах типа «ностро» в пределах лимита длинной открытой валютной позиции. Субъектам хозяйствования в соответствии с требованиями центрального банка предоставляется право хранения наличной иностранной валюты в кассе предприятия в пределах лимита остатка кассы в установленном порядке. С разрешения центрального банка субъекты валютных отношений резиденты имеют право на размещение валютных средств за пределами страны на счетах банков-нерезидентов.
Расчеты в иностранной валюте осуществляются резидентами в пределах остатка средств на текущем валютном счете. Все валютные операции должные иметь легальное происхождение и могут быть получены законным путем из следующих источников:
• валютная выручка от внешнеэкономической деятельности;
• взносы в иностранной валюте в уставный фонд предприятий с участием иностранных инвестиций;
• кредиты в иностранной валюте от уполномоченных банков-резидентов, банков-нерезидентов и других нерезидентов субъектам хозяйствования – резидентам небанковского сектора экономики в разрешенных случаях;
• приобретенная иностранная валюта в установленном порядке на внутреннем валютном рынке;
• благотворительные взносы, дары, пожертвования.
Уполномоченные банки и уполномоченные предприятия выполняют функцию агента государства по валютному контроля и вправе отказать субъекту валютной операции в ее проведении, ели она противоречит номам валютного регулирования. Все расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются в свободно конвертируемой валюте и других иностранных валютах, если это предусмотрено межправительственными соглашениями и соглашениями между центральными банками государств.
При организации расчетов по внешнеэкономическим контрактам в национальной валюте центральный банк страны может применять один из ниже перечисленных вариантов действий:
1. организация расчетов в национальной валюте с нерезидентами предусматривает свободное осуществление расчетов;
2. организация расчетов предусматривает введение определенных регламентаций в форме разработки определенных режимов функционирования рублевых счетов нерезидентов;
3. полное или частичное ограничение на осуществление расчетов в национальной валюте.
На выбор данных вариантов действия центрального банка, прежде всего, влияют следующие факторы:
• состояние сальдо платежного баланса;
• состояние международного валютного рынка FOREX (неорганизованный рынок нерезидентов), на котором котируется курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
В отношениях между резидентами иностранная валюта используется в расчетах в исключительных случаях. В отношениях между резидентами национальная валюта должна приниматься без ограничений как в оплату любых требований и обязательств, в ней выраженных, так и в оплату требований и обязательства, выраженных в иностранной валюте. Вместе с тем, в расчетах между резидентами допускается использование иностранной валюты в порядке исключения в следующих случаях объективного характера:
• при расчетах с транспортными и экспедиторскими организациями за перевозку и экспедирование грузов за пределами страны;
• при расчетах субъектов хозяйствования за авиа-, железнодорожные, автобусные билеты в случаях командирования сотрудников за рубеж, если у продающей организации есть соответствующее разрешение центрального банка на оказание такого рода услуг за иностранную валюту;
• при расчетах субъектов хозяйствования со страховыми организациями в случаях страхования последними здоровья физических лиц за границей, если у стразовой организации есть лицензия на страхование такого вида деятельности за иностранную валюту;
• при расчетах с предприятиями Министерства связи страны по оплате арендной платы за пользование международными каналами связи;
• при оплате банковских расходов банковскими учреждениями, если расходы осуществлялись данными учреждениями в валюте или были предъявлены к оплате нерезидентами;
• при расчетах поставщиков экспортной продукции и субпоставщиков из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортера;
• при получении и обслуживании банковского кредита в иностранной валюте (погашение основного долга и начисленных по нему процентов);
• при объединении временно свободных средств субъектов хозяйствования для решения общих задач в форме взноса валюты в уставные фонды предприятий, если иное не предусмотрено законодательными и нормативными актами;
• при расчетах между субъектами хозяйствования, если займы получены в иностранной валюте;
• при размещении средств в иностранной валюте на депозитных счетах в уполномоченных банках и операциях, связанных с обслуживанием данных счетов;
• при расчетах посреднических организаций, осуществляющих операции по реализации товаров на экспорт от прямых производителей этих товаров в случае поступления оплаты от нерезидента.
Статус посредника одному из участников расчетов придает заключенный между контрагентами посреднический договор. На практике к таким договорам относятся договор комиссии и договор поручения.
Согласно договору поручения, одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Таким, образом, посредник действует от имени и по поручению резидента (занимается поиском иностранного партнера, поставщика продукции, подписывает контракт и т.д.). Расчеты по поставкам производятся непосредственно между резидентом и нерезидентом без участия посредника. Последнему доверитель выплачивает вознаграждение за выполненную работу, согласно заключенному между ними контракту.
Согласно договору комиссии, одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить для комитента одну или несколько внешнеэкономических операций от своего имени, т.е. резидент поручает посреднику совершить какую-либо внешнеэкономическую сделку (например, закупить партию товара у нерезидента) от своего имени на оговоренных условиях. На основании договора комиссии комиссионер заключает внешнеэкономический контракт с нерезидентом и производит с ним расчет. Далее комиссионер продает товар комитенту и получает от него вознаграждение, согласно условиям договора комиссии.
Все расчеты между субъектами хозяйствования в иностранной валюте осуществляются на основании контрактов, договоров, выписанных счетов в соответствии с законодательством страны регистрации. При этом расчеты между субъектами хозяйствования, как правило, осуществляются только в безналичном порядке. Вид иностранной валюты выбирается сторонами по договоренности. Форма расчетов с использованием наличной иностранной валюты также допускается в установленном порядке. Покупка валюты на вышеуказанные цели на внутреннем валютном рынке, как правило, не допускается, за исключением случаев погашения основного долга по валютным кредитам и начисленным по ним процентам.
Особенности осуществления валютных операций, связанных с движением капитала
Валютные операции, связанные с движением капитала представляют собой внешнеэкономические операции, связанные с экспортом, импортом товаров, услуг, работ, инвестициями, кредитованием, расчеты по которым осуществляются как в национальной, так и иностранной валюте в сроки, превышающие 180 календарных дней.
К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:
1. Денежные вложения в уставный капитал нерезидента с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении. Вложения в уставный каптал нерезидентов осуществляются за счет собственных средств резидентов.
2. Приобретение ценных бумаг и других инструментов денежного рынка, эмитированных нерезидентами. Приобретение ценных бумаг, эмитированных нерезидентами, и других инструментов денежного рынка нерезидентов уполномоченными банками осуществляется в рамках соответствующей лицензии на осуществление валютных операций (генеральной или внутренней) уполномоченного банка. Дополнительная лицензия центрального банка на проведение указанных операций не требуется.
Приобретение ценных бумаг и других инструментов денежного рынка, эмитированных нерезидентами, осуществляется в соответствии с законодательством страны регистрации резидента.
3. Предоставление и получение кредитов, займов в денежной форме на срок более 180 дней. Эти операции осуществляются уполномоченными банками в рамках соответствующей валютной лицензии на осуществление операций с иностранной валютой в случаях и порядке, установленных законодательством. Дополнительной лицензии центрального банка на проведение данных операций не требуется.
4. Предоставление и получение отсрочки платежа, как правило, на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг.
5. Открытие текущих валютных счетов для резидентов в уполномоченных банках-нерезидентах – производится при наличии лицензии центрального банка и может осуществляться в целях:
• проведения расчетов, связанных с осуществлением производственно-хозяйственной деятельности на территории иностранного государства;
• привлечения кредита, займа от юридического (физического) лица-нерезидента;
• размещения юридическими лицами и предпринимателями средств на депозитном счете в банке-нерезиденте;
• содержания за пределами страны представительства, филиала юридического лица, уполномоченного банка, торгового дома;
• финансирования специализированных работ, выполняемых за пределами страны (строительно-монтажные, геологоизыскательские, строительно-ремонтные и другие работы разъездного характера);
• при отсутствии возможности оперативного проведения вышеуказанных операций через уполномоченные банки.
6. Переводы денежных средств, осуществляемые в счет оплаты за приобретаемые в собственность здания, сооружения и другое имущество, находящееся за пределами страны регистрации резидента;
7. Все иные валютные операции, не являющиеся текущими.
Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются юридическими лицами и предпринимателями, а также уполномоченными банками при наличии лицензии, разрешения либо регистрационного свидетельства центрального банка.
Центральный банк вправе отказать в выдаче данной лицензии, разрешения либо регистрационного свидетельства в следующих случаях:
• представление ненадлежащим образом оформленного комплекта документов;
• представление недостоверной информации;
• имеющиеся на момент представления документов невыполненные обязательства перед налоговыми органами или центральным банком, возникшие в результате нарушения юридическим лицом, предпринимателем либо уполномоченным банком законодательства государства в области налогового и валютного регулирования, в том числе нарушения условий ранее выданных лицензий о регистрации на проведение валютных операций, связанных с движением капитала.
Центральный банк вправе выдать общее разрешение для всех субъектов на осуществление определенного вида валютных операций, связанных с движением капитала.
41. Цели, задачи и функции финансового планирования
Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и в то же время является его составной частью, так как разработка финансовых планов осуществляется на основе показателей финансовых прогнозов.
Необходимость финансового планирования обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по сравнению с материально-вещественными элементами процесса производства.
Эта обособленность, а так же обратное воздействие финансовых ресурсов через их распределение на процесс производства обусловлена необходимостью равномерного формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Финансовое планирование - деятельность, направленная на обоснование планомерного формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, как на общегосударственном уровне, так и на уровне территорий, отраслей, предприятий, организаций.
Основной объект финансового планирования - финансовые ресурсы.
Субъекты финансового планирования - органы государственной власти, местного управления и самоуправления, специализированные структурные подразделения различных отраслей, предприятий, организаций.
В процессе финансового планирования на различных уровнях проявляют свое действие распределительные и контрольные функции финансов.
С помощью распределительной функции устанавливаются научно обоснованные пропорции формирование, распределение и использование финансовых ресурсов.
С помощью контрольной функции контролируется соблюдение пропорций на различных уровнях. Они выражаются в конкретных финансовых показателях.
Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса на различных уровнях в соответствии с программами, прогнозами социально экономического развития различных субъектов, с целями и задачами финансовой политики.
Задачи финансового планирования:
1. установление необходимого объема финансовых ресурсов и определение конкретных источников его формирования.
2. разработка механизма мобилизации финансовых ресурсов.
3. установление научно обоснованных пропорций распределения финансовых ресурсов.