Финансовые санкции за нарушение установленного порядка ввоза и вывоза товаров и капитала, проведения экспортно-импортных и валютных операций

Валютные операции

В соответствии с Законом валютными операциями являются следующие виды операций:

сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;

сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях;

сделки между нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, совершаемые на территории Республики Беларусь;

ввоз и пересылка в Республику Беларусь, а также вывоз и пересылка из Республики Беларусь валютных ценностей;

международные банковские переводы;

операции нерезидентов с белорусскими рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли;

операции с иностранной валютой по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эту иностранную валюту.

Валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на:

– текущие;

– связанные с движением капитала.

Органы валютного контроля и их компетенция

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются:

Совет Министров РБ:

определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству республики, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля;

выполняет иные функции, предусмотренные законодательством;

Национальный банк РБ:

осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций;

выдает специальные разрешения (лицензии) на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

осуществляет контроль за проведением банками расчетов при совершении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций;

устанавливает формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки их представления банками;

определяет порядок исполнения банками функций агентов валютного контроля;

применяет к банкам меры ответственности за ненадлежащее исполнение ими функций агентов валютного контроля;

предоставляет КГК для целей контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций информацию в соответствии с порядком и формой, определяемыми КГК по согласованию с Нацбанком;

выполняет другие функции, предусмотренные законодательством;

Государственный таможенный комитет РБ:

осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей;

контролирует работу таможен при проведении ими валютного контроля внешнеторговых операций как части таможенного контроля;

определяет по согласованию с КГК порядок заполнения и регистрации паспорта сделки и статистической декларации;

выполняет другие функции, предусмотренные законодательством;

Комитет государственного контроля РБ:

осуществляет контроль за соблюдением законодательства при проведении валютных операций, в т.ч. за поступлением в Республику Беларусь экспортной валютной выручки, поставкой по импорту товаров (работ, услуг), куплей-продажей и использованием иностранной валюты;

формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля;

осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций;

координирует деятельность органов валютного контроля;

осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

Права органов валютного контроля

Органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:

проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований – законности происхождения валютных ценностей;

осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;

приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;

применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства, в т.ч. взыскивать штрафы в случаях и порядке, установленных законодательством;

осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Все проекты актов законодательства по вопросам валютного регулирования и валютного контроля в процессе их подготовки подлежат обязательному согласованию с Советом Министров, Нацбанком и КГК Республики Беларусь.

Приостановление операций по счетам

Органам валютного контроля (за исключением Совета Министров) предоставлено право приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь. Основания и порядок приостановления определяются Законом РБ от 19.07.2000 № 426-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем", а также специальными законодательными актами, определяющими компетенцию каждого из органов валютного контроля. Так, КГК и его территориальным органам предоставлено право приостанавливать операции по расчетным и иным счетам в банках:

1) при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что финансовая операция связана с легализацией доходов, полученных незаконным путем, либо финансированием террористической деятельности;

2) необходимости обеспечения взыскания экономических санкций;

3) непредставлении КГК или его территориальным органам деклараций о доходах и имуществе, лицензий и других документов либо представлении документов, содержащих недостоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности, начислении и уплате платежей в бюджет, осуществлении внешнеэкономической деятельности;

4) отказе в допуске сотрудников КГК или его территориальных органов к проверке (ревизии);

5) установлении фактов сокрытия прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения;

6) отсутствии документов о государственной регистрации (перерегистрации), предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Органы финансовых расследований КГК вправе приостанавливать полностью или частично операции субъектов налогообложения по их счетам и вкладам в банках в случаях:

1) представления недостоверной информации о своей деятельности либо непредставления (или отказа в представлении) деклараций и документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;

2) выявления фактов сокрытия (занижения) прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения либо получения средств от занятия запрещенной деятельностью или от осуществления деятельности без соответствующего разрешения (лицензии), когда его получение обязательно, а равно от предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации и без постановки на налоговый учет.

Агенты валютного контроля и их компетенция

Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные правительству республики, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не определено Президентом РБ.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации:

осуществляют контроль за проведением их клиентами валютных операций;

визируют паспорт сделки;

производят расчетное обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по внешнеторговому договору только после представления ими зарегистрированного в установленном порядке паспорта сделки;

осуществляют контроль за правильностью проведения клиентами платежей по импорту в соответствии с действующим законодательством и представления информации о поступлении денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг).

Как агенты валютного контроля они вправе:

– осуществлять контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства, а также за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;

– получать документы, объяснения, справки и сведения об осуществляемых валютных операциях;

– приостанавливать операции по открытым у них счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях;

– осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Условия и порядок исполнения банками Республики Беларусь распоряжений резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств, а также зачисления на их счета денежных средств по валютным операциям, проводимым с нарушением законодательства Республики Беларусь

Перечисление со счета. В рамках осуществления банками контроля за выполнением клиентами требований валютного законодательства при проведении валютных операций банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять распоряжение резидента или нерезидента о перечислении с его счета денежных средств:

1) если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента;

2) если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения (лицензии) Нацбанка, но такое разрешение (лицензия) резидентом или нерезидентом не представлено;

3) если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные законодательством республики, либо представленные документы не соответствуют требованиям действующего законодательства Республики Беларусь;

4) если операции по счетам резидента и нерезидента приостановлены по решению органа валютного контроля.

Зачисление на счет. При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не установлено законодательными актами республики, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля.

Приостановление операций по счету. Банк, небанковская кредитно-финансовая организация вправе приостановить валютную операцию, если хотя бы одной из ее сторон является лицо, участвующее в террористической деятельности, либо если лицо, совершающее финансовую операцию, находится под контролем лиц, занимающихся террористической деятельностью. В случае поступления денежных средств по такой операции они зачисляются на счет получателя с последующим приостановлением расходных операций по счету в размере суммы поступивших денежных средств. Основанием для возобновления приостановленной финансовой операции является соответствующее извещение органа финансового мониторинга, которому банк (небанковская кредитно-финансовая организация) направил в установленной форме информацию об этой операции.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные правительству, областные (Минский городской) исполнительные комитеты как агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

– осуществляют контроль за возвратом в Республику Беларусь и использованием подведомственными им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта товаров (работ, услуг);

– принимают меры по устранению подведомственными им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выявленных нарушений валютного законодательства;

– представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подведомственных им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в порядке и сроки, установленные законодательством;

– осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством.

Таможни как агенты валютного контроля:

регистрируют в установленном порядке представляемые паспорта сделок и статистические декларации;

производят таможенное оформление товаров по внешнеторговым договорам при экспорте (импорте) товаров при условии наличия зарегистрированного паспорта сделки;

в случае если предусмотренный внешнеторговым договором срок поступления товаров либо денежных средств от экспорта товаров превышает срок, установленный законодательством, регистрируют паспорт сделки только после представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями разрешения Министерства торговли на продление срока проведения внешнеторговой операции;

контролируют наличие в таможенной декларации ссылки на регистрационный номер и дату выдачи в предусмотренных законодательством случаях паспорта сделки;

в пределах своей компетенции проводят проверки (ревизии) соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленного порядка осуществления внешнеторговой деятельности, а также принимают участие в таких проверках, проводимых иными государственными органами в предусмотренных законодательством случаях, и по выявленным нарушениям применяют предусмотренные законодательством экономические санкции.

Ответственность за нарушение порядка проведения валютных операций

За нарушение порядка проведения валютных операций установлена уголовная, административная и экономическая ответственность. Эти виды ответственности предусмотрены Уголовным кодексом РБ, Кодексом РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП), Декретом Президента РБ от 05.02.1997 № 1 "О мерах по обеспечению порядка при осуществлении валютных операций", указами Президента РБ от 04.01.2000 № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 7) и от 16.01.2002 № 40 "О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений", а также Инструкцией о мерах ответственности за нарушение правил проведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 27.06.2002 № 119, и некоторыми другими нормативными актами.

В частности, согласно ст. 151-1 КоАП нарушение должностным лицом установленного порядка проведения валютных операций, т.е. скупка, продажа, обмен иностранной валюты или использование платежных документов в иностранной валюте и иных иностранных денежных документов, осуществляемые без специального разрешения (лицензии), влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, с конфискацией предметов сделки, а согласно ст. 225 УК РБ "Невозвращение из-за границы иностранной валюты" невозвращение из-за границы должностным лицом юридического лица иностранной валюты в особо крупном размере, подлежащей в соответствии с законодательством Республики Беларусь обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Беларусь, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на срок до трех лет. При этом невозвращение из-за границы иностранной валюты признается совершенным в особо крупном размере, если сумма невозвращенной валюты превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

Указом же № 7 предусмотрены следующие экономические санкции, применяемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям:

за несанкционированное превышение сроков проведения внешнеторговых операций – в размере до 2% не полученных в установленный срок денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг) за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг);

за продажу (реализацию) нерезиденту Республики Беларусь товаров по перечню, определяемому Советом Министров РБ, оплаченных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем иностранной валютой, купленной на внутреннем валютном рынке, – в размере до 100% стоимости проданных (реализованных) товаров;

за превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту (стоимости отгруженного товара, выполненных работ, оказанных услуг по экспорту) в сравнении с договорной стоимостью полученного товара, выполненных работ, оказанных услуг (суммой полученных денежных средств) – в размере разницы между ними;

за экспорт товаров (работ, услуг), оплаченных белорусскими рублями за нерезидента, – в размере до 100% суммы этих средств;

за несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет – в размере суммы средств, не полученных на свой счет;

за несанкционированное перечисление денежных средств со своего счета для оплаты за товары (работы, услуги) по импорту, если импортером является иное лицо, – в размере суммы перечисленных средств;

за несанкционированное получение резидентом Республики Беларусь (при неденежной форме прекращения обязательств) товаров (работ, услуг) в нарушение требований части третьей подп. 2.2 п. 2 Указа № 7 – в размере до 100% стоимости поставленных на экспорт товаров (работ, услуг);

за представление недостоверных сведений при оформлении лицензии либо других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации либо внесение изменений и (или) дополнений в договор в ходе его исполнения без отражения в установленные сроки этих изменений в паспорте сделки – в размере до 20% контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров;

за нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций: отсутствие лицензии либо других разрешительных документов, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации, оформляемых в установленных законодательством случаях, – в размере до 100% стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

за непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации – в размере до 10% стоимости экспортированных (импортированных) товаров;

за неосуществление в установленный срок аннулирования зарегистрированной таможенным органом статистической декларации, если отгрузка товаров, указанных в этой декларации, не состоялась, – в размере до 20% контрактной стоимости товаров, указанных в ней;

за нецелевое использование валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке за белорусские рубли, – в размере до 100% суммы средств, использованных не по целевому назначению;

за несанкционированное использование иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте в расчетах между резидентами Республики Беларусь – в размере до 100% суммы платежа с плательщика и получателя (с каждого);

за несоблюдение установленных законодательством сроков использования валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке, – в размере 1% суммы неиспользованных в установленный срок валютных средств за каждый следующий со дня просрочки день, но не более суммы неиспользованных средств;

за нецелевое использование и (или) невозвращение в установленный срок средств в иностранной валюте, выданных под отчет, в т.ч. на оплату расходов по командировкам за пределы Республики Беларусь, – до 10-кратной суммы этих средств;

за непредставление или несвоевременное представление экспортером в обслуживающий банк документов, подтверждающих основания получения средств по внешнеторговому договору, а также за представление в банк недостоверной информации – в размере 1% полученных средств по данному внешнеторговому договору;

за представление импортером в обслуживающий банк недостоверной информации по проводимым по внешнеторговому договору платежам – в размере 10% суммы произведенного платежа.

Применение экономических санкций, установленных Указом № 7, осуществляется уполномоченными должностными лицами КГК и его территориальных органов, а по правонарушениям, выразившимся в непредставлении в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации, – также уполномоченными должностными лицами таможенных органов.

Кроме того, за осуществление незаконной финансовой операции на юридическое лицо может быть наложен штраф в двукратном размере сумм такой операции в соответствии с подп. 1.7 п. 1 Указа Президента РБ от 16.01.2002 № 40 "О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений". Производство, в т.ч. наложение взысканий по данным экономическим правонарушениям, осуществляется уполномоченными должностными лицами органов КГК.

Наши рекомендации