Лекция №1. Финансы и финансовая деятельность государства. Финансовая система РФ.
ТЕМА ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Понятие финансового контроля, его принципы и задачи. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях. Методы финансового контроля
Финансовый контроль представляет собой способ регулирования отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности хозяйствующих субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), реализуемый законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями при помощи специальных методов, позволяющих им осуществлять контроль за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.
Объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сфере, а также во всех звеньях финансовой системы.
Финансовый контроль играет большую роль в обеспечении интересов и права как государства и его учреждений, так и других хозяйствующих субъектов; координации финансовых процессов и усилении финансовой дисциплины.
Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований и представляет собой объективно необходимую и общественно полезную деятельность.
Принципами осуществления финансового контроля являются:
Приоритет представительных (законодательных) органов государственной власти перед исполнительными. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ органы исполнительной власти составляют проект бюджета и вносят его на согласование представительного органа, а затем исполняют его и отчитываются перед представительным органом о его исполнении.
Принцип федерализма, который заключается в том, что в Российской Федерации принимается ряд законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые, являясь относительно самостоятельными, взаимосвязаны между собой и вместе составляют единый консолидированный бюджет
Принцип законности означает точное и неуклонное выполнение всеми субъектами права нормативных предписаний действующего законодательства.
Принцип плановости выражается в том, что финансовая деятельность основывается на системе финансово-плановых актов, таких, как федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования, смета расходов бюджетных организаций.
Методы проведения финансового контроля.
Проверка является основной формой финансового контроля и представляет собой совокупность действий органа, осуществляющего контроль, по документальной и фактической проверке финансовой деятельности субъекта на основе отчетной документации.
Надзор — с истема мер, осуществляемых контролирующими органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения экономическими субъектами при осуществлении лицензируемых видов финансовой деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Анализ финансовой деятельности представляет собой комплексное исследование периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности экономического субъекта с целью определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Ревизия — проверка финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта на основе документального подтверждения законности его производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Налоговое право. Общие положения
Нал. право – совокупность пр. норм, регулирующих отношения и соц. Связи, возникающие м/д теми или иными субъектами по поводу установления, введения и взимания налогов.
Предмет – отношения по :
1. установлению налогов и сборов
2. введению ………..
3. взиманию……………
4. возникающие в процессе осущ. налогового контроля
5. возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, дей-й (бездействий) их долж. лиц
6. возникающие в процессе привлечения к ответственности
Метод – властные предписания, так как гос-во самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений.
Система н. права – определенная внутренняя его структура, которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений налоговой сферы. Состоит из 2 частей – Общей – содержит нормы, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов….. Данные нормы применяются ко всем налогово-правовым отношениям. Нормы Особенно части конкретизируют Общую.
Источники – К РФ; НК ………….
Налог: понятие, признаки, функции.
Согласно ст.8 НК НАЛОГ – обязат., индивид., безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз. ведения и оператив. управления денежных средств в целях фин. обеспечения дея-ти гос-ва и (или) М.Обр.
Признаки налога:
1) обязательность – (ст.57 К Р.Ф.- КАЖДЫЙ ОБЯЗАН ПЛАТИТЬ ЗАКОННО УСТАНОВЛЕННЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ – ЭТО ОТЛИЧАЕТ НАЛОГИ ОТ ИНЫХ ВИДОВ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ, УСТАНОВЛ. СТ.41 БК). Спор – налог – добровольный платеж или принудительное взыскание.
2) безвозвратность и индивидуальная безвозмездность
3) денежный характер – налог взимается посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хоз. ведения и оператив. управления. Уплата налога производится в валюте РФ (искл. – субъекты не явл. налоговыми резидентами РФ).
4) публичное предназначение – необходимы для расходов публичной власти. …
Особенность налога – его движение только в одном направлении – от налогоплательщика в бюджет гос-ва (искл. – его переплата или решение суда о возврате незаконно взысканных налогов).
Одновременно с понятием налога ст.8 НК определяет понятие сбора (при этом существует понятие пошлина). Эти понятия разграничены.
Сбор – обязат. взнос, взимаемый с орг-й и физ. лиц, уплата которого явл. одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов гос. органами, о.м.с., иными уполномоч. органами и долж. лицами юр. значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Сборы отличаются от налогов по способам нормативно-правового установления. Налоги м.б. установлены только законодательством о налогах и сборах. Установление сборов допускается актами др. отраслей права.
Налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки.
Общие:
- обязательность уплаты в бюджет или внебюджет. фонды;
- адресное поступление данных платежей
- изъятие их на основе законодательства
- возможность принудительного способа изъятия
- контроль единой системы налоговых органов
Отличительные:
- по назначению (налоговые платежи – основной источник образования бюджетных доходов. Остальные виды обязат. платежей имеют меньшее значение.
- по цели (цель налогов – удостоверение публичных потребностей гос-ва или М.Обр.; цель сборов – удовлетворение только определенных потребностей или затрат гос. (муниц.) учреждений).
- по обстоятельствам (налоги – безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику гос. (муниц.) учреждением, который реализует гос.-властные полномочия.
- по характеру обязанности (уплата налога устанавливается К Р.Ф. И ЯВЛ. ОБЯЗАННОСТЬЮ ПЛАТЕЛЬЩИКА; СБОР ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ОПРЕД. ДОБРОВОЛЬНОСТЬЮ).
- по периодичности (налогам свойственна определенная периодичность; сбор обычно носит разовый характер и его уплата происходит без определенной системы.
ИТОГ: Сборы индивидуальны и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.
Существует 2 блока функций налога:
1. Основные включают: а) сущностную функцию налога (фискальную)
б) 2 общефинансовые (- регулирующую;
- контрольную).
2. Дополнительные функции (детализируют главные цели, реализуемые через основные функции).
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ:
1) Фискальная (лат. – гос. казна). Основное назначении налогов – насыщение доходной части бюджета, доходов гос-ва для удовлетворения потребностей общества.
2) Регулирующая – дополнение фискальной + затрагивает регулирование как производства, так и потребления ( например, косвенные налоги).
3) Контрольная – оценивается рациональность, сбаланссированность налоговой системы, каждого налога в отдельности, проверяется насколько налоги соответствуют реализации цели.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ:
1) Распределительная – отражение фискальной, т.е. наполнить казну, чтобы ее распределить. На стадии распределения взаимодействует с регулирующей и в одном действии проявляются 2 функции.
2) Стимулирующая(дестимулирующая) - создает ориентиры на развитие или свертывание производства (уменьшение налогооблаг. базы; применение механизма льгот; изменение объекта налогообложения…). Иногда рассматривают как подвид регулирующей.
3) Накопительная – объединение всех предыдущих функций в главную в смысле реализации целей гос-ва в налоговой системе. Но носит временный характер, выступает этапной, реализующей насыщение бюджета на определенный период
Виды налогов и способы их классификации
В зависимости от плательщика:
а) налоги с организаций- обязат. платеж и не зависит от статуса юр. лица (филиалы; представительства)
б) налог с физ. лиц – на доходы физ. Лиц…..
в) общие налоги для физ. и юр. лиц – гл. принцип их взимания наличие какого-либо объекта – земельный налог.
В зависимости от формы обложения:
А) прямые (подоходно-имущ.) – взимаются в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль…)
- личные – уплачиваемые налог-ком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие фин. состоятельность налог-ка (налог на доходы с физ. лиц
- реальные– уплачив. с имущ-ва, в основе лежит не реальный, а предполагаемый доход, получение которого только ожидается. Ставки таких налогов рассчитываются по результатам дея-ти нескольких категорий плательщиков (налог на операции с цб; земельный…)
Б) косвенные (на потребление) –налоги, взимаемые в процессе расходования материальных благ. Они определяются размером потребления, включаются в виде надбавки к цене товара (акцизы; НДС…). Здесь формальным плательщиком явл. – продавец товара, работ, услуг, реальный же – потребитель.
По территориальному уровню:
А) федеральные – устанавливаемые и вводимые ГД. Их перечень и ставки обязательны и едины на всей территории РФ. Устанавливаются НК РФ.
Б) налоги субъектов Федерации – перечисленные НК, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами гос. власти субъектов и обязательные к уплате только на территории субъекта(транспортный…)
В) местные налоги – устанавливаемые НК РФ, вводимые в действие представительными органами м.с. и обязательные к уплате на территории соответствующего М.Обр. (земельный….)
В зависимости от канала поступления:
А) государственные – полностью зачисляемые в гос. бюджеты;
Б) местные – полностью в Муницип. Бюджет
В) пропорциональные – распределяемые м/д бюджетами различных уровней по определенным квотам
Г) внебюджетные – поступ. во внебюджетные фонды
В зависимости от характера использования:
А) налоги общего значения – используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Таких налогов большинство.
Б) целевые – зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно-определенных мероприятий (земельный налог)
В зависимости от периодичности взимания:
А) разовые – 1 раз в течение определенного периода при совершении конкретных дей-й (налог на наследование или дарение)
Б) регулярные – взимаются систематически, через определенные промежутки времени и в течении всего периода владения или дея-ти плательщика (налог на имущество орг-й)…
Налоговое правоотношение
- общественное отношение, возникающее на основе на основе норм налогового права.
Признаки налогового правоотношения:
1) возникновение и развитие в сфере финансовой дея-ти гос-ва и М. Обр.
2) имущественный характер
3) властный характер, обязательная сторона – гос-во.
Элементы н. правоотношения:
- субъекты (лица, участвующие в конкретном правоотношении с их налоговыми правами и обязанностями)
- объект
Права и обязанности субъектов налогового правоотношения зависят от того, к какому виду правоотношения относятся – к регулятивному или охранительному.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – активные (складываются на основе обязывающих норм и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в юр. обязанности). Их основная масса – по уплате в бюджет и внебюджетные фонды налогов и сборов; предоставление налоговых отсрочек, рассрочек, налогового кредита…;
- пассивные (складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм).
- абсолютные – в них управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного всякий и каждый субъект – отношения по установлению налогов и сборов.
- относительные - те, в которых уполномоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, обязанный совершать или не совершать определенные действия – отношения по уплате в бюджет и гос. внебюджетные фонды неналоговых платежей и налогов…
ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ – возникают когда права и интересы участников правоотношений или каждого лица, всего общества нуждаются в правовых мерах защиты со стороны государства.
По характеру налогово-правовых норм правоотношения:
1. материальные – те, содержанием которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог и право налогового органа требовать его уплаты; право организации обращаться к фин. органу за получением отсрочки уплаты налога обязанность налогового органа рассмотреть обращение и принять по нему решение…
2. процессуальные – правоотношения, возникающие в ходе налогового процесса и служат гарантией материальных.
3. имущественные– объект денежная форма – налог, сбор, пеня, недоимка, штраф… Это отношения по уплате налогов и сборов в бюджеты и гос. внебюдж. фонды…
4. неимущественные– объект – деятельность по осуществлению налогового контроля, установления налогов и налоговых льгот…
По структуре содержания налоговые правоотношения бывают:
1)простые – содержание их состоит из одного права и 1 обязанности (например, правоотношение по установлению налога).
2)сложные – состоят из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей. Например, налоговое правоотношение по уплате налога… В каждом структурно сложном налоговом правоотношении м.б. выделены основное налоговое правоотношение и производные.
Лекция №1. Финансы и финансовая деятельность государства. Финансовая система РФ.
Термин «финансы» происходит от латинского глагола finare — окончить, урегулировать спор (как правило, денежный). С XVIII в. понятие «финансы» получает международное признание и применяется для обозначения всех отношений, связанных с доходами и расходами.
Финансы — совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансы рассматриваются в двух аспектах: как экономическая и как материальная категории.
Как экономическая категория финансы выражают экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований. Эти отношения связаны с распределением и перераспределением национального дохода. Данное определение является классическим и рассматривает финансы в узком значении этого термина.
В материальном аспекте финансы – это денежные ресурсы, которые аккумулируются в государственных и муниципальных фондах ( размещены на специальных счетах, открытых органами федерального казначейства в Центральном Банке РФ).
Финансы непосредственно связаны с деньгами, однако они не охватывают всей сферы денежных отношений. Их содержанием являются только те из них, посредством которых образуются денежные фонды государства, его территориальных образований, а также денежные фонды государственных и муниципальных организаций.
Несмотря на кажущуюся схожесть, такие категории как финансы и деньги не являются равнозначными.
Понятие денег не раскрывает существенных признаков финансов их публичный характер и общественное назначение. В то же время денежные ресурсы используются не только в распределительных отношениях как это происходит с финансами, но и выполняют функции меры стоимости, средства платежа.
Денежные фонды – это обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое назначение и определенную самостоятельность функционирования (например, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования).
Денежные фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения.
К общим централизованным фондам относятся бюджеты, которые используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. Централизованными целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости населения и другие). Средства этих фондов расходуются в строгом соответствии с теми немногочисленными целями, для которых в этих фондах аккумулируются денежные ресурсы.
К децентрализованным относятся денежные фонды организаций.
Сущность финансов проявляется в их функциях, их обычно выделяют четыре.
1) Распределительная функция — в ходе ее реализации разрабатываются и утверждаются бюджеты (федеральный, субъектов федерации и местные).
2) Функция контроля —регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.
3) Регулирующая функция заключается в воздействии государства на процесс воспроизводства через финансирование отдельных предприятий и отраслей, социальных мероприятий и проведение налоговой политики.
4) Стабилизационнаяфункция финансов заключается в обеспечении всех субъектов финансовых правоотношений стабильными экономическими и социальными условиями.
Таким образом, финансовая деятельность государства представляет собой осуществление им функций по образованию, распределению, аккумуляции и использованию денежных средств в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Финансовая деятельность государства основана на основополагающих правилах и требованиях — принципах, присущих всей деятельности Российского государства и закрепленных Конституцией Российской Федерации.
Принцип законности является основополагающим общеправовым принципом российского права и необходимым условием нормального функционирования любой правовой системы. Он заключается в том, что вся финансовая деятельность детально урегулирована нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип федерализма заключается в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансового, валютного, кредитного регулирования (ст. 71 Конституции РФ).
Принцип единства финансовой политики является необходимым условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения финансовых средств и единства денежной системы (ст. 8 Конституции РФ).
Принцип гласности гарантируется ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Принцип участия граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ, утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Принцип плановости означает, что деятельность государства по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.
Государство осуществляет финансовую деятельность при помощи различных методов (способов), зависящих от многих факторов, в частности, от субъекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методы осуществления финансовой деятельности делят на две группы.
Методы собирания денежных средств, которые, в свою очередь, подразделяют на:
НАЛОГИ, с помощью которых государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня;
К федеральным налогам и сборам относятся - налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.
К региональным налогам относятся- налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
К местным налогам и сборам относятся - земельный налог и т.д.
ДОБРОВОЛЬНЫЕ ВЗНОСЫ (вклады граждан в банки, покупка ценных бумаг, пожертвования и пр.);
страхование, что позволяет привлеченные таким образом средства использовать в денежном обороте;
иные.
Методы распределения и использования:
финансирование — заключается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств различным субъектам;
кредитование — целевая, возвратная и возмездная передача денежных средств.
Формы финансовой деятельности государства — это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми, которые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми, опосредующими организационные отношения (например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).