Вы хотите создать совместное предприятие или стратегический альянс с иностранным партнером.
Вы хотите заключить крупный контракт. В условиях высокой конкуренции предпринимателям, особенно тем, кто представляет небольшие или сравнительно молодые компании, бывает достаточно сложно убедить потенциальных заказчиков в перспективности и серьезности намерений. Грамотно составленный бизнес-план может стать аргументом в вашу пользу при проведении переговоров с покупателем о заключении контракта.
Вы хотите привлечь новых сотрудников.Подчас молодым компаниям необходимы новые сотрудники, обладающие уникальными знаниями в той или иной области управления, производства, маркетинга или финансов, которые в настоящий момент работают в других компаниях.
Вы хотите объединиться с другой компанией или продать ваше дело. Он позволит вам убедить покупателя или самого себя (если вы покупаете другую компанию) в выгодности сделки.
Вы хотите реорганизовать ваше дело и оптимизировать операции. Бизнес-план, в разработке которого принимают участие ваши партнеры по бизнесу и ключевые сотрудники, поможет вам выработать эту концепцию и позволит более четко осознать цели и конкретные задачи, стоящие на пути реализации этой концепции.
3. Основные функции бизнес-плана.
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.
Перваяиз них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция— планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функцияпозволяет привлекать денежные средства - ссуды, кредиты. В современных условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.
Четвертая функцияпозволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.
Пятая функцияпутем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.
4. Актуальность разработки бизнес-плана.
В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д.
Отметим три основные причины, вызывающие потребности в разработке бизнес-плана деятельности предприятия:
1) обеспечение объективной оценки бизнеса, учитывающей среднесрочные и долгосрочные цели менеджмента;
2) приведение менеджмента предприятия к успеху в результате использования методологии бизнес-планирования и его мониторинга;
3) создание условий на предприятии, при которых внедряемые менеджментом идеи в наиболее доступном и целостном виде доводятся до других и обеспечивается привлечение часто необходимых финансовых ресурсов.
5. Объем и приоритеты бизнес-плана.
В соответствии с объемом бизнес-планы можно разделить на три основные категории: краткий, полный и операционный бизнес-планы.
1) Краткий бизнес-план: 10 страниц
Краткий бизнес-план имеет смысл составлять, если ваша компания сравнительно молода или не планирует выпуск нескольких наименований товаров. В последнее время банки требуют предоставления кратких бизнес-планов при подаче заявки на кредит. Краткий план поможет вам заинтересовать потенциальных инвесторов в вашем проекте и получить их предварительные комментарии, которые могут быть впоследствии полезны при написании более развернутого плана.
2) Полный бизнес-план: от 10 до 40 страниц
Такой план является традиционным. Он должен освещать все аспекты деятельности компании и, в то же время, по объему не превышать 40 страниц. Полный бизнес-план необходим для привлечения финансирования в больших размерах. Он может также пригодиться при поиске стратегического партнера (например, при слиянии компаний или создании совместного предприятия).
3) Операционный бизнес-план: более 40 страниц
Такой план должен детально освещать все аспекты и подробности стратегии и организации продаж, маркетинга, производственной и исследовательской политики компании, а также содержать весьма подробные финансовые прогнозы.
Приоритеты бизнес-плана
Успех вашего предприятия будет зависеть от того, насколько удачно ваш план отвечает интересам потенциальных читателей.
Группа читателей | Следует подчеркнуть | Не следует подчеркивать |
Банкиры | Финансовые потоки, активы, стабильный рост | Стремительный рост, ненасыщенный рынок |
Инвесторы | Стремительный рост, потенциально большой рынок, команда управленцев | Активы |
Стратегический партнер | Совместный потенциал, совместные товары и услуги | Торговый персонал, активы |
Крупный клиент | Стабильность, услуги | Стремительный рост, ненасыщенный рынок |
Новые сотрудники | Стабильность, огромные возможности профессионального роста | Технические аспекты |
Специалисты по слияниям компаний | Достижения | Перспективы развития |
6. Компоненты бизнес-плана.
Основными компонентами любого бизнес-плана являются две взаимосвязанные вещи:
1) реалистичный анализ среды, в которой работает или собирается работать компания;
2) четкое описание стратегий работы компании в упомянутой выше среде.