Вы хотите получить банковский кредит.

Вы хотите получить банковский кредит.

Вы хотите привлечь средства сторонних инвесторов. Вне зависимости от того, из каких источников вы хотите привлечь средства (инвестиционные фонды, частные инвесторы), вам понадобится грамотно составленный бизнес-план.

Ваша компания и ее окружение

Анализ факторов внешней среды позволит определить сильные и слабые стороны фирмы, внешние угрозы ее существованию и потенциальные возможности развития.

Одним из таких факторов является природа самой компании и род ее деятельности. Это, в частности, включает в себя определение следующих позиций:

1. Товары или услуги, которые компания производит или оказывает.

2. Потребители товаров и услуг компании.

3. Конкурентная база компании (например, цена или качество).

4. Отношение компании к росту и дальнейшему развитию.

5. Метод оценки результатов деятельности.

Конкретное определение указанных позиций позволит выяснить сильные и слабые стороны компании за счет сравнения структуры операций вашей компании и аналогичных ей фирм.

Природу окружения компании определяют четыре основные силы: поставщики, покупатели (потребители), другие компании, намеревающиеся выйти на рынок, и новые продукты/услуги, которые могут появиться на рынке в результа­те воздействия ряда факторов технологического порядка.

Краткое описание проекта.

Краткое описание проекта дает возможность получить общее представление о базовых концепциях и стратегии развития проекта. На его основе читатель принимает окончательное решение, читать основные главы или нет. Поскольку краткое описание проекта — бизнес-план в бизнес-плане, оно должно содержать те же компоненты, что и полный бизнес-план.

Иными словами, на нескольких страницах вы должны сообщить о:

— концепции вашего проекта;

— стадиях развития проекта;

— структуре управления компанией;

— рынке сбыта ваших товаров или услуг;

— уровне конкурентоспособности продукции;

— финансовых прогнозах;

— том, как скоро и каким образом инвесторы вернут вложенные деньги.

Кроме того, краткое описание проекта, как и собственно бизнес-план, должно освещать различные приоритетные моменты в зависимости от планируемого круга читателей.

В зависимости от сути и особенностей вашего проекта, а также ваших литературных способностей, можно составить два различных типа краткого описания: тезисное и развернутое.

Тезисное описание проекта: как следует из самого названия, тезисное описание проекта содержит краткие тезисы по каждому из аспектов бизнес-плана. По сути, оно почти полностью повторяет общую структуру ва­шего документа. Составить такое описание достаточно просто, даже при полном отсутствии литературных способностей. Единственным недостатком его может быть разве что определенная сухость изложения.

Развернутое описание проекта:составление развернутого описания требует наличия у автора определенных литературных способностей, т. к. оно должно стать для читателя интересной историей. Развернутое описание имеет смысл составлять в тех случаях, когда проект заключает в себе радикально новую идею и поэтому требующую развернутых объяснений. Кроме того, если вы хотите подчеркнуть достижения компании, вам следует составить развернутое, описание.

10. Описание компании (предприятия).

Прежде, чем вы приступите к детальному описанию проекта, стратегий маркетинга и продаж, целевого рынка, управленческой структуры фирмы и финансового плана, необходимо привести описание компании.

В этом разделе необходимо определить цели проекта и наиболее полно описать «философию» компании. Цели должны быть предельно конкретными (например, какую именно долю рынка захватит компания в случае реализации проекта или за счет чего фирма собирается снизить себестоимость).

Описывая компанию, необходимо указать юридическую форму организации: закрытое акционерное общество, открытое, с ограниченной ответственностью и т. д.; где зарегистрирована компания, и кто является ее акционерами или владельцами.

В описании компании целесообразно указать имена членов Совета Директоров и Правления компании, а также других ключевых управленцев компании.

Также необходимо:

1)сообщить инвестору, когда была основана компания, какие заслуги она имеет, как развивалась, и какой цели она собирается достигнуть в ближайшем будущем,

2)указать, на какой стадии развития находится компания (только что создана и не имеет четко выраженной номенклатуры товаров и услуг; на ранних стадиях развития; на стадии расширения производства и увеличения сбыта; давно занимает определенный сектор рынка и имеет устоявшуюся номенклатуру товаров.

Приводятся сведения о финансовом состоянии фирмы: каков объем выручки, себестоимость, норма прибыли, общие сведения об активах компании и численности персонала; какое финансирование и в каком объеме было ранее получено фирмой, а также какие средства понадобятся для финансирования дальнейшего роста.

Анализ индустрии.

Предприятие принадлежит сектору экономики и индустрии.

Индустрия или индустриальный сектор включает в себя все компании, производящие товары или оказывающие услуги, аналогичные нашим, а также те фирмы, которые имеют непосредственное отношение к производству и реализации этих товаров или услуг.

Реалистичная оценка темпов роста и перспектив развития индустриального сектора должна показать инвестору, что вы понимаете внешнюю среду, окружающую компанию, и те силы, которые влияют на ее развитие.

Под сектором экономики подразумеваются 4 основные категории, на которые можно разбить все существующие на рынке компании (и, соответственно, индустрии). Это:

— сфера услуг,

— производство,

— розничная торговля,

— оптовая торговля или дистрибуция.

Одним из обязательных условий успешного бизнес-планирования является определение основных тенденций развития вашего сектора экономики, поскольку это позволит вам сделать более или менее точный прогноз перспектив развития фирмы как одного из элементов сектора.

Ваша компания может принадлежать к двум и более различным индустриям. Например, вы производите различные компоненты электронного оборудования, которые могут быть использованы в медицине, авиастроении и бытовой электронике. Таким образом, ваша компания входит сразу в три индустриальных сектора: создание медицинского оборудования, аэрокосмическую индустрию и радиоэлектронную промышленность. В этом случае вам необходимо собрать материал и проанализировать основные тенденции развития всех трех индустриальных секторов. Обратите особое внимание на темпы роста вашего индустриального сектора и сравните его с темпами прироста валового внутреннего продукта (ВВП) или валового национального продукта (ВНП), которые характеризуют темпы роста экономики в целом. Сравнение темпов роста вашей индустрии с этими макроэкономическими индикаторами позволит четко определить перспективы и по­тенциальные возможности развития компании.

Степень зрелости индустрии.

В общем случае жизнь индустрии состоит из четырех фаз:

— создание индустрии;

— расширение;

— стабильное развитие;

— спад.

Создающиеся индустрии представляют великолепные возможности. Небольшие компании имеют преимущества, поскольку могут быстро отреагировать на изменения, в то время как круп­ные компании еще не оценили растущий потенциал рынка.

Расширяющиеся индустрии характеризуются быстро растущим рынком, а потребители признают необходимость в товаре. Конкуренция усиливается, поскольку крупные компании начинают выходить на рынок. На этом этапе рискуют все компании, даже те, которые имели твердые позиции, когда индустрия создавалась.

Индустрии в период стабильного развития находятся на определенном «плато» на достаточно высоком уровне. Темпы роста невелики, а потребители придерживаются строгих правил в выборе среди конкурентов. В индустрию на данном уровне развития войти будет непросто.

Фаза спада в развитии индустрии возникает по причине технологических, демографических и социальных изменений, а также из-за иностранной конкуренции. Немногие оставшиеся на рынке крупные компании в борьбе за выживание переманивают клиентов у ослабевших конкурентов.

Чувствительность индустрии.

Определенные индустрии находятся в зависимости от общего состояния национальной или международной экономики, и вам необходимо определить, насколько это может сказаться на бизнесе.

Некоторые индустрии, наподобие производства товаров личного потребления или недорогих развлечений, не реагируют на спад и подъем в экономике.

Сезонность. Во время подготовки финансового раздела плана обязательно учитывайте возможные сезонные изменения, которые могут повлиять на ваши доходы и затраты. Ваша продукция может хорошо продаваться в декабре, а рассчитываться за поставки придется в июне.

Технологические изменения. Технология влияет на изготовление товара, на обмен информацией или на уменьшение расходов, на расчеты с покупателями и поставщиками. Если в вашей отрасли технологические изменения оказывают сильное влияние, то вам следует подготовиться к ним и указать в бизнес - плане стратегию и возможные пути финансирования нового оборудования. Если вам необходимо будет периодически покупать новое оборудование, предусмотрите раздел в финансовом плане.

Разрешения и сертификация. Определенные индустрии зави­сят от законодательных актов правительственных органов. Если ваш бизнес в какой-либо мере затронут получением разрешений, сертификацией или лицензированием, это может повлиять на ход бизнеса в целом. Подумайте, насколько законодательные акты на всех уровнях — федеральном, местном, муниципальном — влияют на отрасль.

Пути поставок и сбыта. В некоторых отраслях наличие путей для получения поставок и сбыта продукции может оказаться важным для бизнеса. Существуют области, в которых мало надежных поставщиков; в других— затруднен сбыт продукции. Осторожно входите в индустрии с ограниченной сетью поставок или сбыта.

Финансовые характеристики индустрии. Знание уровня цен, комиссионных, наценок и объемов продаж поможет вам при составлении бюджетов и финансового плана.

Определение целевого рынка.

Анализ рынка отличается от плана маркетинга: он позволяет определить и понять целевых потребителей, а план маркетинга необходим для выбора путей влияния на них. Если вы не выходите на рынок конечных потребителей напрямую и обращаетесь к оптовикам, торговым предприятиям и т. п., вам необходимо изучить оба рынка — конечных потребителей и посредников, которые в действительности также являются вашими потребителями.

Вполне возможно, что вам захочется включить в целевой рынок как можно более широкий круг потребителей и учесть всех тех, кто потенциально может прибегать к вашим услугам. Это дает вам ощущение надежности, поскольку предстоит освоить огромный рынок.

Чтобы помочь в планировании стратегии маркетинга, определение целевого рынка должно отвечать следующим критериям:

— Конкретность. Вы должны выделить определенные характеристики, указывающие на то, какими общими чертами обладают ваши потребители.

— Осмысленность. Выделенные характеристики должны осмысленно подводить к решению о приобретении предлагаемого вами товара или услуги.

— Размер. Целевой рынок должен быть велик, чтобы бизнес мог функционировать и приносить прибыль.

— Достижимость. Характеристики и размер рынка должны логически приводить к определению эффективных путей достижения вашего целевого рынка.

Описание рынков:

1) социально-демографические параметры: национальность, религия, возраст, пол, семейное положение, образование, культурные традиции, характер трудовой деятельности и т. п.;

2) экономические параметры: душевой доход и его структура, стоимость имущества, размер сбережений, уровень обеспечения жильем и т. п.;

3) географические признаки: экономическое и политическое районирование, численность населения, его плотность, природно-климатическая зона и т. п.;

4) поведенческие особенности покупателей: поводы для совершения покупок, интенсивность потребления, импульсивность и т. д.;

5) психографические признаки: стиль жизни, личные качества;

6) потребительские признаки: цена, качество, экономичность, марка и т. д.

Размеры рынка

Ни слишком маленький, ни слишком большой рынок не являются наилучшим вариантом. Компания, действующая на узком рынке, будет испытывать затруднения с самого начала из-за небольшого количества потребителей, а слишком обширный рынок требует больших затрат на маркетинг и, к тому же, слишком привлекателен для крупных компаний, которые будут составлять серьезную конкуренцию.

Тенденции

Анализ может основываться на изменениях в демографическом развитии и запросах потребителя. В целом, при рассмотрении тенденции развития рынка нужно ответить на следующие вопросы: Как будет меняться в ближайшем будущем емкость рынка и целевых сегментов. Будет ли емкость рынка расти только за счет общего роста количества потребителей, являющихся пользователями Интернета, или рост будет обеспечен еще и увеличением их средних доходов, изменением потребностей и т. п.

Распределение долей рынка.

Некоторые конкуренты должны быть более значимыми для вас, т. к. они удерживают большую процентную долю продаж на целевом рынке. Они в первую очередь должны учитываться при определении конкурентной позиции.

Обязательно определите таких конкурентов, ибо на целевом рынке они:

— в основном определяют стандартные свойства товара или услуги;

— сильно воздействуют на потребительские предпочтения;

— обычно тратят крупные средства для удержания своей доли рынка.

Других конкурентов также необходимо принять во внимание, ибо основная борьба за рынок сбыта может возникнуть у вас именно с ними.

Попробуйте исследовать своих конкурентов с точки зрения распределения долей рынка по финансовым объемам продаж, по количеству произведенных товаров, по количеству проданных товаров/услуг, а также попытайтесь определить тренды этих показателей.

20. Потенциальная конкуренция и барьеры для входа нарынок.

Вам следует сделать несколько предположений по поводу того, кто может стать конкурентом в будущем.

Одними из значимых факторов, влияющих на рыночные тренды, являются «барьеры для входа», т.е. условия, которые делают затруднительным или невозможным для новых конкурентов выход на рынок.

Барьеры для входа

— Патенты, которые обеспечивают защиту новых товаров или технологий.

— Высокие затраты, необходимые для запуска бизнеса.

— Необходимый высокий профессиональный уровень или тех­нологические трудности.

— Высокое насыщение рынка, не позволяющее новым конкурентам получить значимую долю.

Стратегия маркетинга.

Стратегия маркетинга – принципиальные решения, дающие ориентиры и направляющие отдельные мероприятия на достижение стратегических и текущих целей производственной деятельности фирмы.

Выделим и в дальнейшем рассмотрим две важнейшие группы стратегий, дополняющие друг друга:

стратегии в отношении производства товара;

стратегии в отношении сбыта товара.

При определении стратегии маркетинга необходимо дать ответы на следующие вопросы;

1. как будет продаваться товар или оказываться услуги;

2. какова стратегическая линия ценового поведения предприятия на рынке;

3. какие характеристики качества продукции (услуги) являются наиболее привлекательными для покупателя;

4. как будет достигаться постоянный рост продаж.

Основными критериями оценки стратегии здесь являются ассортимент, рынок, конкуренция. Ассортимент предлагаемых товаров в конечном счете зависит от потребности в качествах товара у конечных потребителей.

Отличия видов товара в ассортименте должны соответствовать специфическим требованиям потребителей.

Размеры рынка определяются числом потенциальных потребителей в каждом отдельном продукте.

Оценка конкурентов предполагает выявление на рынке фирм, реализующих товары со сходными качествами и способные заменить предлагаемый товар.

Общая концепция маркетинга.

Маркетинговая концепция заключается в разработке целей и направлений организации маркетинговой деятельности, направленной на достижение конечной цели и результатов, аналогичных целей развития предприятия.

Для ее разработки определяются общие и особые подходы, механизмы и инструменты достижения определенной цели, порядок и правила его применения.

Общую концепцию маркетинга образуют различные концепции.

Производственная концепция (the production concept) исходит из того, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по ценам. Руководство сосредотачивает усилия на совершенствовании производства, изыскании способов увеличения объемов производства, т.к. спрос на товар превышает предложение. Применение: 1. когда спрос на товар превышает предложение; 2. когда себестоимость товара слишком велика и её необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности.

Товарная концепция (product concept) исходит из того, что потребители будут проявлять интерес к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные характеристики и свойства, а, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.

Сбытовая концепция, или концепция интенсификации коммерческих усилий (продаж) (selling concept), исходит из того, что потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет достаточных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Согласно этой концепции разработаны различные приёмы выявления потенциальных потребителей и так называемой «жёсткой продажи» им товара, когда на покупателя активно воздействуют, фактически вынуждая сделать покупку.

Концепция маркетинга (marketing concept) исходит из того, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей условных рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Объектом внимания в концепции маркетинга является не товар, а клиенты фирмы с их нуждами и потребностями. Прибыли при этом фирма получает благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворённости.

Средства маркетинга.

Комплекс используемых средств маркетинга должен обеспечивать:

— Концентрацию усилий. Необходимо использовать средства маркетинга, достигающие целевых потребителей и соответствующие имиджу компании.

— Использование различных средств. Не ограничивайтесь од­ним средством. Потребитель должен получать информацию из разных источников.

— Повторение. Чтобы потребитель запомнил сообщение, оно должно быть повторено несколько раз;

— Доступность. Ваше сообщение должно быть понятным це­левым потребителям.

Прямые средства маркетинга

Наиболее часто используемыми прямыми средствами маркетинга являются:

— Проспекты и брошюры. Они наиболее полезны в бизнесе, связанном с обслуживанием.

— Печать. Газеты, журналы и специальные издания.

— Теле- и радиовещание. Телевидение может оказаться слишком дорогим.

— Рекламные подарки. Подарочные предметы (календари, ручки, пакеты) с именем компании.

— Почтовые отправления (Прямая реклама). Проспекты, брошюры, рекламные листы.

— Связи с общественностью. Рекламные статьи и публикации.

— Распространение образцов. Распространение образцов продукции или купонов, дающих право на бесплатное (или со скидкой) пользование товаром.

Прочие средства. Посещения организаций, публичные выступления и т.п.

Другие средства маркетинга

Ориентирование на потребителя. Два основных подхода: первый заключается в том, что потребитель покупает во второй раз или заменяет товар на новый, или приобретает помимо основного побочные товары. Второй подход состоит в поощрении приобретения на месте продажи, когда покупателю предоставляются льготы, что подтолкнет возникший импульс покупки.

Стратегическое партнерство. Найдите компанию, с которой вы могли бы соединить усилия с целью увеличения продаж или улучшения распространения продукции.

Совместно с партнером вы сможете сделать следующее:

— Совместная реклама. При этом в рекламе упоминаются обе компании, которые делят между собой расходы. Это распро­страненный способ снижения затрат.

— Лицензирование. Одна компания предоставляет другой ли­цензию на использование продукта, торговой марки или названия.

— Соглашение о распространении. Одна компания в рамках соглашения занимается распространением товаров или услуг другой компании.

— Совместная продажа. В данном случае одна компания включает услугу или товар другой компании как составную часть общего пакета продукции.

Специальные предложения. С помощью специальных предло­жений (например, скидок) вы можете увеличить количество про­даж и занять большую долю рынка.

Премии. Использование премий в маркетинге включает по­ощрение покупки с помощью скидки или бесплатного приложения — подарка.

Операции. Основные аспекты.

Особенно важно изучить функционирование бизнеса при внутреннем планировании. Вы не должны оставлять без внимания ни одно из действий, оценивая и совершенствуя каждую операцию —улучшения в данной области могут привести к значительному выигрышу. Однако для плана, предназначенного инвестору, в этом нет необходимости — основные операции можно описать вкратце.

Основные аспекты

Постарайтесь осветить следующие задачи:

1) Самое важное для работы и успеха компании.

2) То, что делает вашу компанию конкурентоспособной.

3) То, что часто создает препятствия в бизнесе, схожем с вашим.

Операции напрямую связаны с финансами, поэтому операции должны быть также отражены в главе «Финансовый план» бизнес-плана. Если вы только создаете бизнес, включите также необходимые начальные затраты. В приложения к бизнес-плану вы можете добавить список оборудования.

Основные аспекты:

1) помещение (местоположение, что сказывается на количестве посетителей в торговле, а также на доп.затратах времени и денег при удаленности производства от транспортных путей; само помещение, т.е. его размеры, оснащение; условия аренды);

2) производство (здесь важны такие условия, как использование новых технологий, постоянные и внештатные сотрудники, производительность, контроль качества, оборудование и мебель);

3) контроль товарного запаса (недостаток поставленных материалов может помешать выполнить крупный и прибыльный заказ. Чтобы не было недостатка или переизбытка сырья, необходимо создать систему сбора и обработки информации, поступающей от участков закупок, производства и сбыта);

4) методы управления поставками и контроля товарного запаса (заказ материалов в объеме, соответствующем прогнозируемому объему производства; при значительных объемах рекомендуется вводить автоматизированную систему управления запасами);

5) закупки и дистрибуция (необходимо изучить возможности поставщиков или дистрибьюторов, для обеспечения надежных поставок необходимо выбирать из нескольких поставщиков);

6) выполнение заказов и работа с клиентами (клиент получит товар вовремя и надлежащего качества; услуги, которые вы предлагаете покупателям после продажи);

7) исследования и развитие;

8) финансовый контроль (важно ответить на вопросы: кто ответственен за осуществление процедур финансового контроля? кто ответственен за отслеживание счетов к оплате? какие системы будут использованы для финансового контроля?);

9) другие аспекты (меры по охране труда, взаимоотношения с государственным регулированием, например, в области импорта и экспорта, страхование оборудования и продукции).

26. Производство. Оценка плана производства.

Производственная деятельность предприятий характеризуется системой показателей. Важнейшими из них являются такие, как спрос на продукцию и объем производства, величина предложения и производственная мощность предприятия, издержки и цены на продукцию, потребность ресурсов и инвестиций, объем продаж и общий доход и др.

Планирование производства должно обеспечивать высокий доход всем предприятиям и фирмам. Это предполагает составление каждым предприятием долгосрочных и краткосрочных планов производства и продажи продукции, обновления номенклатуры выпускаемых товаров, а также расширение использования новых плановых показателей, и в первую очередь оценочных или экономических.

Главным образом планы производства содержат следующие показатели:

– номенклатуру и количество выпускаемой продукции в натуральных показателях;

– объем реализации или продажи продукции, работ и услуг в денежном выражении;

– численность промышленно-производственного персонала предприятия;

– фонд оплаты труда и средний уровень заработной платы персонала;

– запасы материалов, незавершенного производства и готовой продукции;

– объем капитальных вложений и инвестиций по отдельным направлениям деятельности;

– основные финансовые показатели – себестоимость, прибыль, рентабельность и т.д.

В целом при планировании производства необходимо определить, как можно увеличить эффективность производства, чтобы повысить качество продукта и снизить затраты; необходимо рассмотрите этапы производства, а именно можно ли сократить время их осуществления; как организована и распределена рабочая сила (бригадный или конвейерный принцип).

Производство непосредственно связанос использованием новых технологий,что позволяет улучшить качество продукции, снизить расходы и стать более конкурентоспособным.

Оценку плана производства можно производить исходя из следующих критериев:

— Постоянные и внештатные сотрудники. Как много и какие именно сотрудники требуются вам для производства товара? Как принимаются решения? Какова цепочка выполнения решений? Привлекаете ли вы внештатных сотрудников?

— Производительность. Производительность определяет, какой объем работы могут выполнить сотрудники на имеющемся оборудовании и в имеющихся помещениях.

— Контроль качества. Меры, предпринимаемые для обеспечения стандартов изготовления продукции, могут включать: инспектирование производства, выборочное тестирование продукции, обучение служащих и вознаграждения за качество, сбор отзывов потребителей.

— Техническое оснащение(производственное оборудование, транспортные средства, офисное оборудование, мебель).

Менеджмент.

Менеджмент – это эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов. В определении менеджмента заключены две идеи:

1) основные функции управления, а именно – планирования, организация, руководство и контроль,

2) эффективное и рациональное достижение целей организации.

Люди, работающие в компании, являются ядром бизнеса, и их квалификация и способности во многом определяют коммерческий успех. Многие инвесторы принимают инвестиционные решения, в основном базируясь на изучении качества управленческой команды. По этой причине инвесторы и кредиторы тщательно изучают эту главу бизнес-плана, анализируя не только возможности отдельных менеджеров успешно работать в бизнесе, но и качество построения внутренней структуры управления, которая должна обеспечивать максимальное использование талантов отдельных членов команды. При разработке главы плана следует остановиться на двух аспектах:

1) людях, которые будут управлять бизнесом;

2) структуре и стиле управления.

Данный раздел состоит из:

1) Принцип строения и организации управления предприятием: Какие виды работ потребуются в ближайшее перспективе, исходя из развития производства новой продукции. Перечень необходимых квалификаций по видам работ, расчет ключевого персонала.

2) Виды работ и необходимые квалификации (квалификационная матрица).

3) Меры организации в тех областях, где управления недостаточно (обучение, повышение или изменение квалификации имеющихся работников).

4) Консультанты и референты (привлекаются на временную работу). Необходимо определит, каких экспертов следует привлекать, для каких целей, услугами какой организации можно воспользоваться.

Структура менеджмента.

Основными характеристиками организационной структуры (или структуры менеджмента) являются численность управленческого персонала по функциям управления, численность линейного управленческого персонала, количество уровней иерархии системы управления предприятием, количество структурных звеньев на каждом уровне, степень централизации управления.

При описании организационной структуры необходимо четко показать, какова структура управления фирмой, кто и чем будет заниматься, как все службы будут взаимодействовать между собой и как намечается координировать и контролировать их деятельность.

При этом необходимо подчеркнуть достоинства организационной структуры своей организации и ее соответствие критериям рациональности, в качестве которых можно назвать:

1) соответствие объема выполняемых управленческих работ числу их исполнителей;

2) сосредоточение на каждой ступени управления (звене) объективно необходимых функций и прав для их реализации;

3) отсутствие параллелизма и дублирования функций;

4) оптимальное сочетание централизации и децентрализации функций и прав;

5) соблюдение норм управляемости, т. е. числа исполнителей, выходящих на одного руководителя или координатора их деятельности;

6) степень надежности, оперативности, гибкости, адаптивности, экономичности и эффективности производства и управления;

7) эффективность предлагаемой организационной структуры.

Долгосрочные цели

Вот несколько позиций, к которым вы можете стремиться:

1) Стабильный бизнес. Поддержание стабильного уровня доходов.

2) Инновационный бизнес. Производство и продажа новых товаров/услуг.

3) Лидер качества. Обладание репутацией поставщика това­ров/услуг высочайшего качества.

4) Лидер рынка или индустрии. Доминирование на рынке по объемам продаж, обладание общеизвестным именем.

5) «Пользователь». Использование рыночных возможностей текущего момента или копирование успеха конкурентов.

При постановке цели необходимо определить стратегии достижения этих целей.

Стратегия достижения целей

Среди стратегий, которые можно использовать, выделим следующие:

— Продвижение и поддержка. Интенсификация усилий по мар­кетингу и развитию товара.

— Экспансия. Увеличение ассортимента товаров / услуг в су­ществующем пакете путем создания новых производств, новых систем дистрибуции и т. д.

— Фокусирование Сужение сфер деятельности путем выделения «ударных» групп товаров.

— Диверсификация. Развитие новых товаров и услуг (или покупка других компаний) в целях понижения зависимости компании от конкурентоспособности существующих товаров и услуг.

— Переориентация. Постоянная переориентация компании в целях наилучшего соответствия товара или услуг изменяющимся рыночным условиям.

Оценка рисков.

Риск– это действие предпринимателя в условиях неопределенности, невозможности просчитать последствия принятого решения, расчет, построенный на интуиции и опыте; это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным проектом.

Анализ риска начинается с выявления его источников и причин. При этом важно выделить преобладающие источники риска. Задумывая проект, предприниматель рассчитывает, оценивает вероятность потерь того или иного рода. Если вероятность потерь, намного превосходящих ожидаемую прибыль, ощутим, достигает нескольких процентов, осторожный предприниматель должен отказаться от проекта.

Уменьшить риск можно предварительной проработкой, расчетом операции, выбором наиболее рационального варианта действий. Когда мы говорим о предпринимательском риске, мы имеем в виду потери материальных ресурсов, трудовые потери, денежные потери, потери времени. Специальные виды потерь: нанесение ущерба здоровью и жизни, окружающей среде, престижу, другие случаи, приводящие к неблагоприятным социальным и моральным психологическим последствиям. Они трудно поддаются оценке в стоимостном выражении.

При выработке стратегии поведения предпринимателям в условиях риска надо различать и выделять определенные области, зоны риска в зависимости от величины ожидаемых потерь.

Осторожные предприниматели стараются действовать в зоне допустимого риска.

Зона критического риска – товар не продается, либо все вложения в проект погибают.

Зона катастрофического риска – игра «Ва-Банк», потери равны имущественному состоянию (в проект вкладывается все, что имеешь и проигрываешь, либо несешь ответственность всем состоянием, то есть полное товарищество, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица).

В условиях политической и экономической неустойчивости степень риска возрастает. Высокая степень риска проекта заставляет разработчика искать способы его снижения:

1) Привлечение к разработке проекта компетентных партнеров, компаньонов и консультантов;

2) Глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем;

3) Прогнозирование тенденций развития рыночной конъюнктуры, спроса на продукцию или услуги

4) Распределение риска между участниками проекта, его соисполнителями;

5) Страхование

6) Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов

Учитываются следующие виды рисков:

1) Риск неплатежеспособности проекта (гарантирует, что предполагаемые доходы будут достаточными для покрытия затрат, выплаты задолженностей и обеспечения окупаемости капитальных вложений)

2) Налоговый риск (изменение налогового законодательства; решения налоговой службы, снижающие налоги преимущества);

3) Риск неуплаты задолженностей (падение спроса на продукт, снижение цен на него. Меры снижения риска: резервные фонды, производственные выплаты, дополнительное финансирование, кредиты)

4) Риск незавершения строительства.

Возможные стратегии выхода.

Если вы хотите получить кредит, то кредитор будет оцен

Наши рекомендации