Международный стратегический альянс

Международный стратегический альянс (МСА) представляет собой относительно продолжительное по времени межорганизационное соглашение по сотрудниче­ству, которое предусматривает совместное использование ресурсов и/или струк­тур управления двух или более самостоятельных организаций, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпора­тивной миссией каждой из них.

В широком смысле к МСА относятся функциональные соглашения (например, по совместным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, развитию производства, совершенствованию продукции, консорциумы и др.), со­глашения об участии в активах как с созданием новой организации (например, совместные предприятия), так и без образования новой организации (взаимный обмен акциями, приобретение небольшой доли участия). Таким образом, МСА являются функциональными структурами, основанными на формальном или не­формальном договоре. Организации-учредители осуществляют совместное управ­ление и контроль за совместной деятельностью.

Международный стратегический альянс отличает:

• происхождение партнеров — по крайней мере, из двух различных стран;

• стратегическая значимость для каждого партнера.

Исторически международные стратегические альянсы предшествовали национальным. В то же время на пути к созданию общего рынка в странах Евро­пейского Союза возникла гибридная форма международных и национальных альянсов. Ведущие национальные фирмы Европы вступили в консорциумы, чтобы совместно реагировать на вызов, брошенный конкурентами из США и Японии. Примером внутриевропейского межфирменного сотрудничества явился ряд совместных научно-технических программ, в том числе, ESPRIT (информационные технологии), BRITE (новые материалы), RASE (телекомму­никации).3

3Подробнее см.: Проблемы теории и практики управления.№4,1996; Мировая экономика и международные отношения (МЭиМО), №8-9,1994;МэиМО,№2,1996.

Согласно исследованию, проведенному американским экономистом Дж. Мюрреем на основе базы данных «Wall Street Journal», в 1989-1992 годах фирмами США были образованы 778 стратегических альянсов, из которых 61% были меж­дународными; то есть были созданы между американскими и иностранными фирмами. При классификации по странам и регионам примерно 57% из общего числа альянсов составляли соглашения между американскими фирмами, с од­ной стороны, и западноевропейскими либо японскими, с другой (примерно в равной пропорции). Самый неожиданный и «выдающийся», по словам Мюррея, феномен конца 1980-х — начала 1990-х гг. — рост числа МСА с участием россий­ских фирм: за исследуемый период примерно 10% всех МСА, созданных амери­канскими фирмами, приходилось на союзы с участием российских партнеров.

Стратегическая значимость альянса для участников достигаетсяза счет межорганизационных соглашений, которые:

• компенсируют слабые стороны или создают конкурентные преимущества участников;

• соответствуют долгосрочным стратегическим планам партнеров;

• имеют целенаправленные «рациональные цели для связей одной фирмы с другой».4

4Multinational Strategic Alliances / Ed. by R. Culpun. –N.J., 1993.Р.82

В прошлом союзы фирм, с точки зрения мотивации их создания, зачастую были ограниченными. В качестве цели могло ставиться достижение определен­ных объемов продаж на рынках отдельных товаров. Однако начиная с 1980-х гг. при создании альянсов компании все чаще ставят перед собой более глубоко иду­щие цели. Посредством сотрудничества фирма-участник может внедриться на новые рынки, получить доступ к новым технологиям, обеспечить экономию за счет «эффекта масштаба», преодолеть государственные и инвестиционные барье­ры либо быстрее, чем действуя самостоятельно и используя рыночные трансак­ции (сделки), либо дешевле, чем путем приобретения другой фирмы или слияния с ней. МСА стали жизненно важным элементом организационной структуры ком­паний, устойчивое преимущество которых в возрастающей степени зависит не только от способности оптимально использовать внутренние ресурсы для реали­зации стратегических целей, но и от характера отношений с партнерами, являю­щимися настоящими или потенциальными конкурентами.

Вне зависимости от формы и структуры всем альянсам присуща определенная интеграция между партнерами — в меньшей степени, чем при поглощении или слиянии, но в большей, чем при простых отношениях купли-продажи. Именно на этой стороне альянсов акцентирует внимание М. Портер, определяя их как «дол­госрочные соглашения между фирмами, идущие дальше обычных торговых опе­раций, но не доводящие дело до слияния фирм».5

5М. Портер. Международная конкуренция - М.: Международные отношения, 1993. С.86

Какими свойствами должны обладать международные межорганизационные соглашения, чтобы их можно было классифицировать как МСА? Во-первых, ком­бинация ресурсов партнеров должна быть направлена на создание ценности, об­щая величина которой превышала бы ценность, созданную при раздельном использовании ресурсов. Такой тип синергии распространен во многих современ­ных видах деятельности, особенно в отраслях высоких технологий. Второй осо­бенностью является то, что две или более организации, объединенные для реали­зации согласованных целей, остаются независимыми после формирования альянса. В-третьих, фирмы-партнеры совместно делят выгоды от функциониро­вания альянса и осуществляют совместный контроль. Наконец, в-четвертых, орга­низации-партнеры оказывают постоянную поддержку одному или нескольким стратегическим направлениям деятельности альянса, например, развитию техно­логии, производству продукции и т. п.

Отметим, что ни один из партнеров по альянсу не может контролировать про­цесс принятия стратегических решений по широкому кругу проблем бизнеса дру­гим партнером (партнерами). В противном случае альянс перерастает в более интегрированную форму кооперации — финансово-промышленную группу с до­минирующей ролью головной компании.

Международные стратегические альянсы играют заметную роль в жизнедея­тельности ключевых отраслей мировой экономики. Это наглядно видно на приме­ре распределения по отраслям МСА, базирующихся в США6:

• производство компьютеров — 7,3%;

• фармацевтика — 6,8%;

• добывающая промышленность — 5,9%;

• автомобилестроение — 5,4%;

• продукты питания и напитки — 4,6%;

• аэрокосмическая промышленность — 4,1%;

• металлургия — 4,0%;

• телекоммуникации — 8,0%;

• индустрия развлечений — 6,2%;

• финансы — 5,3%;

• производство программных продуктов — 2,6%;

• электроэнергетика, газо- и водоснабжение — 1,9%.

6Там же

Относительно высокая концентрация МСА в производстве компьютеров, фар­мацевтике, автомобилестроении, аэрокосмической промышленности и сфере раз­влечений объясняется, в частности, тем, что компании ищут пути сотрудничества с целью снижения характерных для этих отраслей высоких издержек по входу в отрасль, высоких тарифных и/или нетарифных барьеров, значительных техноло­гических и операционных рисков.

Наши рекомендации