Экономическая сущность и классификация активов предприятия.

Активы представляют собой экономические ресурсы пред­приятия в форме совокупных имущественных ценностей, использу­емых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

Активы предприятия подразделяются по многим классификаци­онным признакам, основными из которых с позиций финансового менеджмента являются:

1. Форма функционирования активов.По этому признаку вы­деляют следующие их виды:

а) Материальные активы. Они характеризуют активы предпри­ятия, имеющие вещную (материальную) форму.

б) Нематериальные активы. Они характеризуют активы пред­приятия, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в хо­зяйственной деятельности и приносящие прибыль.

в) Финансовые активы Они характеризуют различные финан­совые инструменты, принадлежащие предприятию или находящиеся в его владении.

2. Характер участия в хозяйственном процессе и скорость оборота активов.По этому признаку активы предприятия подразде­ляются на следующие виды:

а) Оборотные (текущие) активы. Они характеризуют совокуп­ность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих теку­щую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляемых в течение одного производственно-ком­мерческого цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования до одного года и стоимостью менее 15 необлагаемых налогом минимумов до­ходов граждан.

б) Внеоборотные активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использо­вания более одного года и стоимостью свыше 15 необлагаемых на­логом минимумов доходов граждан.

3. Характер обслуживания отдельных видов деятельности.

По этому признаку выделяют следующие виды активов предприятия:

а) Операционные активы. Они представляют собой совокуп­ность имущественных ценностей, непосредственно используемых в производственно-коммерческой (операционной) деятельности пред­приятия с целью получения операционной прибыли.

б) Инвестиционные активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, связанных с осуществлени­ем его инвестиционной деятельности.

4. Характер финансовых источников формирования активов.

В соответствии с этим признаком различают следующие виды акти­вов предприятия:

а) Валовые активы. Они представляют собой всю совокупность имущественных ценностей (активов) предприятия, сформированных за счет как собственного, так и заемного капитала.

б) Чистые активы. Они характеризуют стоимостную совокуп­ность имущественных ценностей (активов) предприятия, сформиро­ванных исключительно за счет собственного его капитала.

5. Характер владения активами.По этому признаку активы предприятия делятся на следующие два вида:

а) Собственные активы. К ним относятся активы предприя­тия, находящиеся в постоянном его владении и отражаемые в соста­ве его баланса.

б) Арендуемые активы. К ним относятся активы предприятия, находящиеся во временном его владении в соответствии с заклю­ченными договорами аренды (лизинга).

6. Степень ликвидности активов.В соответствии с этим при­знаком активы предприятия принято подразделять на следующие виды:

а) Активы в абсолютно ликвидной форме. К ним относятся ак­тивы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа.

б) Высоколиквидные активы. Они характеризуют группу акти­вов предприятия, которая быстро может быть конверсирована в де­нежную форму (как правило, в срок до одного месяца) без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости с целью своевременного обеспечения платежей по текущим финансовым обязательствам.

в) Среднеликвидные активы. К этому виду относятся активы, которые могут быть конверсированы в денежную форму без ощути­мых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев.

г) Слаболиквидные активы. К ним относятся активы предприя­тия, которые могут быть конверсированы в денежную форму без по­терь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значи­тельного периода времени (от полугода и выше).

д) Неликвидные активы. В эту группу входят такие виды акти­вов предприятия, которые самостоятельно реализованы быть не мо­гут (они могут быть проданы лишь в составе целостного имуществен­ного комплекса).

Наши рекомендации