Организация как экономическая система. Современные подходы к управлению организацией.

Организация представляет собой объект управления, и для того, чтобы она хорошо работала, необходимы специальные знания, методы, приемы, обеспечивающие совместную деятельность людей. По формальному признаку выделяют формальные и неформальные. Формальные организации имеют четкие целевые установки, жесткую систему правил и процедур функционирования. ГК РФ (ст. 48 п. 1) определяет формальные; хозяйственные организации как юридические лица, которые имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом. Неформальные организации не имеют такой жесткой системы правил и процедур и, хотя они существуют как сами по себе. С точки зрения права собственности организации могут быть частными, государственными, иностранными, муниципальными и иными. По признаку результата деятельности организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие По признаку правового статуса или организационно - правовой формы организации можно представить следующим образом. К коммерческим организациям относятся: хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере), хозяйственные общества (ООО, общество с полной ответственностью), акционерные общества: открытые и закрытые, производственные кооперативы, унитарные предприятия (основанные на праве хозяйственного владения или на праве оперативного управления). К некоммерческим организациям относятся: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). По признаку размера организации подразделяются на малые, средние, крупные. По производственному признаку организации также могут группироваться в зависимости от фактора производства, например, добывающие организации, перерабатывающие, оказывающие услуги, занятые в сфере информационных технологий. Организационная культура – это шаблонный образ мыслей, ощущений и реакций, присущих организации либо ее внутренним подразделениям. Это уникальная «духовная программа», отражающая «индивидуальность» организации. Источники организационной культуры можно условно разделить на три группы: внешняя среда, общественные ценности, внутренняя среда организации. Культура любой организации выстраивается вокруг определенной идеологии – это система взглядов, убеждений и идей, сплачивающих людей; оценивающих и объясняющих их отношение к действительности с точки зрения причинно – следственных связей.

Современные подходы к управлению организацией Биологическая модель преобразования бизнеса предполагает исследование и изменение четырех элементов организации, а именно: 1-й элемент - Рефрейминг – изменение в сознании организации аналогично процессу взросления и развития человека. Иными словами, рефрейминг — это осознание организацией того, что она из себя представляет, чего может достичь. 2-й элемент – Реструктуризация – процесс, касающийся собственно «организма» организации. Реструктуризация направлена на достижение конкурентных преимуществ. Это, прежде всего, изменения в стиле поведения, диктуемые внешней средой, своего рода приведение внешнего облика в соответствие с ситуацией. Реструктуризация предполагает быстрые решения и результаты. 3-й элемент - Оживление – это развитие организации вместе с развитием среды.

4-элемент – Обновление. Оно связано с приобретением сотрудниками компании новых навыков и знаний, что позволяет организации регенерировать. Для каждой организации характерен свои жизненный цикл – совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования. Этап предпринимательства (рождение). Организация находится в стадии зарождения, на основе идей и ноу-хау разрабатывается продукт. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, без ограничений, ресурсы, как правило, отсутствуют. Для внешней среды организация не представляет особого интереса Этап коллективизма (детство). Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, по существу, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на выработку и принятие коллективных решений. Работа в организации упорядочивается, появляются зачатки управленческой системы, происходит распределение ролей (должностных обязанностей). Для данного периода характерна нехватка ресурсов. Этап формализации и управления (юность). Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Окончательно складывается система управления организации. Стабилизируются финансовые потоки и производственная деятельность. Налаживаются планирование, составление бюджетов, прогнозирование. Расширяется прием на работу новых специалистов, что вызывает трения с прежним составом. Творческие работники нередко увольняются. Этап выработки долговременной структуры (зрелость). На этом этапе организация увеличивает выпуск продукции, меняет тип производства и расширяет спектр оказываемых услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится комплексной и рациональной. Механизм принятия решений сформирован, система управления бюрократизируется. Усиливается конкурентная борьба. Управленческая система постепенно теряет адаптивные возможности. Организация значительно увеличивает свои масштабы. Идет накопление ресурсов. Этап упадка. В результате конкуренции сокращаются спрос на продукцию или услуги организации и ее доля на рынке. Руководители ищут новые возможности для удержания рынка. Увеличивается потребность в работниках, особенно тех, кто обладает наиболее ценными для организации специальностями. Количество конфликтов увеличивается. Механизм выработки и принятия решений централизован. Организация сворачивает производство и возвращается к состоянию, при котором у нее есть идеи, люди и начальные технологические разработки: они поддерживаются материальными ресурсами, накопленными на предыдущей стадии. Цикл завершен, но бизнес – процесс не закончен. Падают доходность и эффективность деятельности организации. Действия в ней становятся рассогласованными. Координация затруднена. Отмечается высокая текучесть кадров. Любая социальная общность людей (семья, коллектив предприятия) является открытой системой и испытывает на себе влияние как внешнего мира, так и собственной внутренней среды. Под внутренней средой понимается совокупность всех внутренних факторов организации, которые определяют процессы ее жизнедеятельности. Внутренняя среда компании, в которой принимаются конкретные решения по ведению бизнеса, интерпретируется как универсальная вне зависимости от организационной формы компании. Внешняя среда включает все силы и структуры, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Она неоднородна и дифференцирована по силе, периодичности, характеру влияния на организацию. Во внешней среде выделяют микровнешнюю среду - среду непосредственного окружения и макроокружение - среду косвенного воздействия.



Наши рекомендации