Организационное поведение, современный подход к определению его роли и места в управлении организацией.

Актуальные современные проблемы организационного менеджмента. Первая группа проблем – структурные изменения мировой экономики и экономики отдельных стран: — Изменения в сфере производства, которые происходят постоянно.— Изменение в структуре мирового товарооборота.— Возрастание роли общественных организаций в последние годы оказывает существенное влияние на политическую и экономическую жизнь страны. – Глобализация экономики. Вторая группа проблем связана с изменением характера рабочей силы: - изменения в структуре трудовых ресурсов (возраст работающих); - изменения в половой структуре трудовых ресурсов; - изменения трудовых ценностей. Третья группа проблем связана с новациями в организационной структуре управления: - изменение технологий; - изменение в природе труда (старение знаний); - делегирование полномочий вышестоящих руководителей работникам и служащим более низких уровней организационной структуры; - создание более гибких систем управления. Организационное поведение (ОП) представляет собой отрасль знаний, сущность которой состоит в систематическом и научном анализе поведения отдельных личностей, групп, организаций в целях понимания, прогнозирования и улучшения показателей работы индивидов и, в конечном счете, организаций, частью которых они являются.

Характеристика задач организационного поведения. Первая задача организационного поведения – это систематическое описание поведения людей в возникающих в процессе труда ситуациях. Вторая задача состоит в объяснении поступков индивидов в определенных условиях. Предсказание, прогнозирование возможных действий людей – третья задача организационного поведения. Четвертая задача организационного поведения – овладение навыками управления поведением людей в процессе работы и поиск путей повышения эффективности их деятельности. Организационное поведение изучают, прежде всего, сами организации, которые должны иметь определенную структуру формальных отношений для координации усилий сотрудников. Так как в процессе труда используется производственное оборудование, то рассматривается взаимодействие не только людей и организационных структур, но и технологий. Организационное поведение должно учитывать и ту среду, в которой действует организация. Факторы, характеризующие окружение, могут быть достаточно стабильными или быстро меняющимися, но и в том, и в другом случае внешняя среда оказывает постоянное давление на организацию и ее сотрудников.

Система организационного поведения Достижение поставленных перед организацией целей предполагает создание, распространение и внедрение системы организационного поведения. Такие системы существуют в каждой организации; но в различных формах. Основная задача систем организационного поведения состоит в идентификации важнейших человеческих и организационных факторов, оказывающих влияние на достижение организацией поставленных целей, и создании условий для эффективного управления ими. Фундамент системы организационного поведения составляет философия, включающая в себя основные убеждения и намерения индивидов, объединяющих свои усилия для ее создания (например, собственников компании), а также менеджеров, которые в настоящее время руководят ее деятельностью. Особенности моделей организационного поведения. Авторитарная модель основана на власти. Менеджеры в этом случае ориентированы на формальные, официальные полномочия, обеспечивающие им право отдавать приказы подчиненным. Модель опеки, опирающаяся на патерналистскую политику, направлена на повышение степени защищенности работников. Поддерживающая модель базируется на принципе «поддерживающих взаимоотношений» Ренсиса Лайкерата. Настоящий лидер убежден в том, что работники активны по своей природе и стремятся к удовлетворению потребностей организации, а пассивность и равнодушие – продукт неадекватной рабочей атмосферы. Лидер поддерживает усилия работников, и у них появляется ощущение сопричастности к решению задач организации, они получают основания говорить о компании «мы», а не «они». Коллегиальная модель представляет собой дальнейшее развитие поддерживающей модели. Она относится к группе людей, стремящихся к достижению общей цели, и включает в себя понятие команды. Успех коллегиальной модели определяется возможностью формирования у работников организации чувства партнерства, ощущения своей необходимости и полезности.

39.Принятие управленческих решений в области ценообразования (внутреннее и внешнее ценообразование).

Установление цены — это трудный и сложный процесс, требующий учета большого кол-ва факторов. Их можно подразделить на две группы — внешние и внутренние. Внешние факторы определяются рынком, на котором действует фирма. Принятие конечного решения по установлению цены зависит от следующих моментов: 1. Общий спрос на рынке на данный продукт;

2. Наличие на рынке аналогичных товаров других фирм; 3. Цена на аналогичную продукцию у конкурирующих фирм; 4. Большая заинтересованность покупателей или в меньшей цене на продукцию или в более высоком качестве товара; 5. Является ли продукция фирмы настолько новой и уникальной, что она сможет вытеснить с рынка продукцию других фирм? Внутренние факторы также должны учитываться при ценообразовании. Наиболее важное место среди этих факторов занимает себестоимость. Необходимо сопоставить величину затрат с возможностью их покрытия при установлении цены. Выживаемость компании зависит от степени покрытия не только текущих расходов, но и расходов, связанных с капитальными вложениями, рассчитанными на длительный период. На практике при ценообразовании предприятия учитывают информацию как о рынке (внешние факторы), так и о затратах (внутренние факторы). Цель внешнего ценообразование — определить такую цену на реализуемую продукцию, которая позволит достичь объема продаж, максимизирующего прибыль. Основой для выработки решений об установлении цены является с/с пр-ва продукции. В данной части рассм-ся 4 метода ценообр-я, базирующихся на затратах. 1. Ценообразование на основе переменных затрат. Рассчитывается некоторая процентная наценка к переменным производственным затратам для каждого вида продукции. 2. Ценообразование на основе валовой прибыли. В качестве расчетной базы использует валовую прибыль, которая определяется как разница между объемом реализации продукции (выручкой от реализации) и с/с реализованной продукции. Цена устанавливаемая по этому методу должна обеспечить получение желаемой прибыли и покрыть все затраты, которые не учтены при расчете валовой прибыли. 3. Ценообразование по методу рентабельности продаж. Процентная наценка включает только желаемую величину прибыли. Чтобы этот метод был эффективным, все затраты должны быть распределены по единицам продукции. Наценка = (желаемая величина прибыли)/(общая сумма затрат) 4. Метод рентабельности активов. Цена, которая определяется этим методом, должна обеспечить определённый (минимальный, желаемый) уровень рентабельности активов. Поэтому в организации необходимо иметь инф-ю об общей стоимости активов экон субъекта и ставки рентабельности активов. Цена = (удельные полные затраты + (желаемая ставка рентабельности активов*(общая стоимость активов/ожидаемый объём производства продукции в шт)) Рассмотрим систему внутреннего ценообразования. При передаче продукции (услуги) одного центра ответственности (сегмента предприятия) другому внутри предприятия возникает необходимость определения трансфертной цены. трансфертная цена— это цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности. Иначе говоря, трансфертное ценообразование — это процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами одной организации. Существуют три основных метода определения внутренних цен. 1. На рыночной основе – устанавливается исходя из рыночных цен, установленный для данного вида продукции, работ, услуг. В основе трансфертный цены закладывается действующая рыночная цена на полуфабрикат, продукцию, услугу, работу. Метод считается наиболее эффективным. 2.На основе затрат или себестоимости – трансфертная цена устанавливается на основе затрат (переменные, производственные, полные). Обычно трансфертная цена рассчитывается на основе формулы: «с/с +» (прибавляем %прибыли определённого центра ответственности). 3.На основе договорной цены – трансфертная цена для передающего центра ответственности складывается из суммы удельной переменной с/с продукта и удельной маржинальной прибыли упущенной этим подразделением из за отказа от внешних продаж.

Наши рекомендации