Методология исследования организации и организационного поведения.
Комплексный подход предполагает при исследовании проблем учитывать внутреннюю и внешнюю среду организации. Аспекты управления в комплексном подходе: структурные факторы (делегирование полномочий; состав иерархических уровней управления; создание предпринимательских структур; проведение интеграционных структурных преобразований; состояние и разработка новых информационных технологий); факторы управления персоналом: (система развития персонала; система стимулирования персонала, в том числе внутрифирменных предпринимательских отношений); производственно – технологические факторы( гибкость производственных процессов; синхронизация спроса и потребления; организация выпуска единичных изделий на конвейере; интеграция науки и производства). Сущность интеграционного подхода (ИП) заключается в том, что исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта). Горизонт интеграция требует формирования единой и четкой информац системы управления, кот должна вкл показатели качества и кол-ва затрат по стадиям научно – исследовательской, конструкторской и технолог подготовки производства, а также показатели собственно производства, внедрения, эксплуатации и снятия изделия с производства. Интеграция по вертикали -объединение юридически самостоятельных орг-ций для наилучшего достижения поставленных целей. Сущность ситуационного подхода заключается в том, что побудительным мотивом к проведению анализа явл конкретные ситуации. Объектами анализа могут быть: структура управления орг-цией; методы управления организац поведением; стиль руководства; внешняя и внутренняя среда; стратегия развития и повышения результативности организац поведения; технолог особенности производ процесса и их влияние на управление орг-цией и организац поведением. Для анализа ситуаций и выработки управл решений следует учитывать: руководство (навыки, знания, стиль, стандарты); отношения групп ( размер, возраст, сплоченность, цели, взаимоотношения); системы и структуры управления (административная система, система контроля, система поощрений, организ структура, норма управляемости) физическая среда(местоположение, длительность смен, безопасность труда, условия работы и организация рабочего места); эк среда (экономика, конкуренция, финансовые ресурсы); технолог среда (условия производства, тип технологии, сырье, состояние технолог оборудования); личность. Маркетинговый подход предполагает проектирование орг-ции и организац поведения на основе результатов маркет исследований. Управление должно быть направлено на обеспечение ориентации дея-сти орг-ции на потребителя. Нормативный подход исходит из того, что анализ любой системы управления связан с учетом совокупности нормативов, которыми руководствуется в своей дея-сти управлен аппарат компании. Нормативы могут иметь целевую (показатели качества продукции, ресурсоемкость продукции, технического уровня производства), функциональную (качество и своевременность проработки планов, четкая организованность подразделений, оперативный учет и контроль) и социальную направленность (должны обеспечить оптим условия для соц развития коллектива). Сущность поведенческого подхода заключается в создании всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника и осознания ими собственной значимости в управлении орг-цией. Согласно этому подходу человек – самый важный элемент в системе управления. Сущность функционального подхода заключается в том, что повышение результативности дея-ти организации рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее повышения. Этапы: 1)выделение функций для повышения эффективности деятельности организации; 2) проектирование альтернативных объектов для выполнения выделенных функций;3) выбор из совокупности альтернативных объектов наиболее эффективного, обеспечивающего минимум совокупных затрат на единицу его результативности за жизненный цикл объекта.
Билет 18