Методы и приемы финансового анализа
В теории выработаны и в практике нашли применение следующие методы анализа финансовой отчетности:
- горизонтальный (временный) анализ;
- вертикальный (структурный) анализ;
- трендовый анализ;
- анализ относительных показателей (коэффициентов);
- сравнительный (пространственный) анализ;
- факторный анализ.
Горизонтальный (временный) анализ – сравнение каждой позиции отчетности за текущий период с предыдущим. Он помогает оценить темп роста или (и, соответственно, снижение) каждой из групп средств организации и их источников за рассматриваемый период.
Проведение горизонтального анализа целесообразно, когда имеются данные о деятельности предприятия за несколько периодов. Тогда становится возможным проследить динамику изменения средств и их источников.
Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением доли каждой позиции и ее влияние на результат в целом. Назначение вертикального анализа заключается в возможности проанализировать целое через отдельные элементы, составляющие это целое. Его широко используют для объективной оценки результатов работы организации.
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний. С помощью тренда ведется перспективный прогнозный анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.
Финансовые показатели (коэффициенты), позволяют сделать заключение о степени «финансового здоровья» организации. Показатели, наиболее часто применяемые в финансовом анализе, можно разделить на четыре группы, каждая из которых отражает определенную сторону финансового состояния организации, это:
- коэффициенты ликвидности,
- коэффициенты финансовой устойчивости,
- коэффициенты рентабельности,
- коэффициенты деловой активности.
Для некоторых показателей существуют диапазоны значений, рекомендуемые российскими экспертами. Полную же картину финансового состояния организации можно получить, только анализируя всю совокупность финансовых показателей с учетом особенностей ее деятельности.
Сравнительный (пространственный) анализ – это внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям организации, подразделений, филиалов, а также анализа показателей данной организации с показателями организаций-конкурентов и среднеотраслевыми показателями.
Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель. Финансовые коэффициенты являются исходной базой для факторного анализа финансового состояния организации.
По результатам анализа осуществляют расчет резервов роста финансового результата и принимают управленческие решения, направленные на мобилизацию выявленных резервов. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез).
Прямой рассматривает раздробление результативного показателя на составные части, а обратный - наоборот соединяет отдельные элементы в общий результативный показатель.
Кроме названных методов анализа финансовой отчетности применяются построения систем аналитических таблиц, ценных подстановок, дисконтирования, группировок, программирования и т.д. Однако, несмотря на многообразие методов финансового анализа, процесс финансового анализа осуществляется исходя из общих принципов. Общими признаками финансового анализа являются:
- последовательность;
- комплексность;
- сравнение показателей;
- использование научного аппарата (инструментария);
- системность.
Дедукция (лат. deductio – выведение) – один из принципов анализа, означающий последовательность его проведения от общего к частному. В процессе анализа последовательно выявляются сначала общие показатели, затем частные.
Индукция – принцип анализа, означающий последовательность его проведения от частного к общему, от причин к следствию.
Комплексность анализа предполагает выполнение финансового анализа во взаимосвязи всех финансовых процессов (комплексный анализ).
Сравнение показателей – способ изучения динамики финансовых показателей.
Научный аппарат (инструментарий) финансового анализа – это совокупность научных принципов и методов анализа финансовых процессов.
В экономическом анализе, который может использоваться в финансовом анализе, применяются методы: экспертных оценок, сравнения, построение систем показателей, анкетных обследований, анкетных опросов специалистов, факторного анализа и др.
Информационная база.
Основное требование к информации, представленной в отчетности, заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т.е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Полезность информации должна отвечать соответствующим критериям:
- Уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного ретроспективного анализа.
- Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью.
- Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.
- Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.
- Понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без профессиональной специальной подготовки.
- Сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.
В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:
Оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям.
Принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств.
Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям организации.
Заинтересованные пользователи информации преследуют свои различные интересы. Относительно информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству организации для принятия управленческих решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе, на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении.
Организации обязаны составлять и передавать в соответствующие адреса квартальную и годовую финансовую отчетность.
Бухгалтерская отчетность организации, за исключением бухгалтерской отчетности бюджетных организаций, состоит из форм:
а) бухгалтерский баланс (форма по ОКУД 0710001);
б) отчет о финансовых результатах (форма по ОКУД 0710002);
в) приложения к ним, предусмотренные нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
г) пояснительной записки;