Аудит организаций с иностранными инвестициями
Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов с иностранными инвестициями в определенной степени отличается от аудита, проводимого в других организациях. В ходе аудиторской проверки применяется методика, формирующая стратегию и тактику проверки с учетом особенностей деятельности этих организаций. Аудиторская проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций с иностранными инвестициями включает в себя выражение мнения о степени ее достоверности, аудит эффективности инвестиций, а также аудиторскую проверку финансовой отчетности, составленной с учетом требований МСФО.
Объектами аудиторской проверки являются хозяйствующие субъекты с иностранными инвестициями в зависимости от вида деятельности:
- бухгалтерская (финансовая) отчетность;
- доходы от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг);
- расходы от обычных видов деятельности;
- формирование финансового результата;
- правильность и своевременность уплаты налогов и т.д.
- бухгалтерская (финансовая) отчетность;
- строительство инвестиционных объектов;
- приобретение основных средств;
- продажа основных средств
- инвестиции в ценные бумаги и доходы по ним;
-формирование налоговой базы и т.д.
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Аудитор должен получить достаточные аудиторские доказательства для обоснования заключений (выводов), на которых основывается его мнение о степени достоверности проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующего субъекта с иностранными инвестициями.
Цели аудита: оценка эффективности использования иностранных инвестиций в зависимости от вида деятельности; анализ рентабельности различных видов деятельности; выработка рекомендаций и предложений, на основании полученных данных по проведенному аудиту, в целях повышения эффективности рентабельности всех видов иностранных инвестиций.
Особенности аудита организаций малого бизнеса
Документирование изучения и оценки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должно соответствовать масштабу проверяемого экономического субъекта и для субъектов малого предпринимательства может проводиться в упрощенном виде по сравнению с документированием крупных и средних экономических субъектов.
Сотрудникам аудиторской организации рекомендуется в меньшей мере полагаться на средства контроля подлежащего проверке малого экономического субъекта, а в качестве основного способа сбора аудиторских доказательств использовать аудиторские процедуры по существу. На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудиторская организация определяет допустимый риск необнаружения. Для субъектов малого предпринимательства значение риска необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов.
В ходе аудита малого экономического субъекта следует уделять большое внимание получению официальных письменных разъяснений от его руководства, в котором эти руководители подтвердили бы понимание своей ответственности за организацию надлежащего ведения бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской отчетности, а также в необходимых случаях привели бы свои аргументы и высказали бы аудиторской организации свою позицию по возникшим в ходе аудита спорным вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. Письменные разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта, являются одной из форм аудиторских доказательств, которой специалисты аудиторской организации не должны доверять абсолютно.
В ходе сбора и оценки информации о малом экономическом субъекте аудиторской организации необходимо учитывать специфику нормативной базы таких субъектов, в том числе: упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации деятельности субъектов малого предпринимательства; упрощенный порядок представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности.