Общая технология аудита и аудиторская программа. Начальная стадия аудиторской проверки. Отбор клиентов аудиторскими фирмами
В технологии проведения аудиторской проверки присутствует аналитическая процедура, которая представляет собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого субъекта предпринимательской деятельности с целью выявления необычных или неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснения их причин.
Начальной стадией аудиторской проверки является планирование. Планирование – процесс, позволяющий наиболее рационально выполнять аудит и одновременно уменьшать риск необнаруженных существующих ошибок в финансовой отчетности клиента.
Задачи планирования аудита:
1. установление этапов и сроков работы с клиентом; 2. определение затрат; 3. рациональное использование рабочего времени специалиста; 4. подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом; 5. определение разделов аудита и тд.
Планирование аудита состоит из 6 основных этапов:1. Предварительное планирование. 2. Сбор общих сведений. 3. Сбор информации о правовых обязанностях клиента. 4. Оценка существенности аудиторского риска. 5. Ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля и оценка риска контроля. 6. Разработка общего плана аудита и программы аудита.
К числу основных процедур отбора клиентов относятся: оценка характера отрасли; предварительная оценка потенциальной трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска; оценка причины смены или смен аудиторов; знакомство с оговорками прежних аудиторских заключений о результатах аудита; выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими потребителями информации финансовой отчетности потенциального клиента; получение рекомендаций (от различных организаций, профессионалов и т.д.); экспресс-анализ отчетности;
предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и отчетности, текущими и предстоящими проблемами клиента; оценка собственной способности аудиторской фирмы или аудитора к выполнению работы (с учетом наличия соответствующего персонала, знания отрасли клиента и т.д.).
7. Стратегия аудиторской проверки и планирование аудита. Договор на проведение аудита. Оценка стоимости аудиторских услуг
Аудиторская проверка, как правило, ограничена определенным сроком. По статистике аудит длится в среднем две недели. Аудитору следует определить стратегию проверки с учетом индивидуальных особенностей конкретного экономического субъекта. Стратегия аудиторской проверки строится на выборе наиболее рациональных путей достижения целей аудиторской проверки. Характер стратегии зависит от опыта и квалификации аудитора, от длительности сотрудничества между аудиторской фирмой и клиентом, т.е. от степени знания особенностей клиента, характера задач, решаемых в аудите, и других факторов.
Стратегия аудиторской проверки формулируется как план аудиторской проверки. План составляется аудитором в письменном виде.
Планированию предшествуют следующие этапы:
* предплановая подготовка;
* получение информации о бизнесе клиента
* оценка существенности;
* оценка аудиторского риска;
Правилом аудиторской деятельности «Планирование аудита» предусмотрено:
* описание предварительного этапа планирования аудита;
* формулирование принципов подготовки общего плана и программы аудита;
Оценка стоимости аудиторских услуг является одним из важнейших моментов при заключении договора. Она напрямую зависит от следующих факторов:
- виды деятельности, осуществляемые проверяемым предприятием;
- объемы деятельности (оборот фирмы);
- документооборот фирмы;
- сроки исполнения работ.
Все имеющиеся в настоящее время в РФ формы и виды оценки стоимости аудиторских услуг можно условно разделить на следующие группы: - аккордная оплата; - повременная оплата;- сдельная оплата;- оплата по результатам;
- комбинированная оплата.
При аккордной оплате сумма оплаты определяется и фиксируется в договоре на проведение аудиторской проверки до ее начала. Повременная оплата базируется на оценке одного часа (дня) работы аудитора (с учетом его квалификации) и предполагаемого объема работы.
Сдельная оплата производится исходя из определения стоимости одной операции, выполненной аудитором, или стоимости одного показателя в отчетности. Комбинированная оплата – это различные комбинации из перечисленных форм и видов оплаты (например, в договоре определяется общая стоимость услуги (аккорд) плюс определенный процент от экономии или резерв на непредвиденные обстоятельства).