Вп).начальная стадия аудиторской проверки и условия аудиторских заданий.

Работа аудитора начинается до того, как начинается проверка и аудитор приходит к клиенту. На начальной стадии должны быть согласованы условия аудиторских заданий, основным аспектам которых посвящен МСА 210 «Условия аудиторских заданий».

Цель МСА 210 – установление стандартов и предоставление руководства по согласованию условий задания с клиентом и составление ответа на просьбу клиента изменить условия задания.

Соглашение между аудитором и клиентом заключается на основании условий задания.

Даже при наличии закона об аудиторской деятельности (как в России) письмо о задании может быть полезно клиенту. Эта полезность обусловлена тем, что аудитор может в этом документе ознакомить руководство субъекта проверки с необходимой и неизвестной ему информацией. Желательно, чтобы письмо было направлено клиенту до начала аудита. Оно должно содержать информацию, необходимую для начала проверки.

Письмо должно содержать следующие основные элементы:

• цель аудита;

• ответственность руководства за финансовую отчетность;

• объем аудита (включая ссылки на законодательство);

• определение формы отчетов, в которых сообщаются результаты проведения задания;

• упоминание о возможности риска необнаружения;

• требование свободного доступа ко всем бухгалтерским записям и документам клиента;

• основные этапы планирования аудита;

• заявление о необходимости получения от руководства письменных подтверждений на запросы аудитора;

• просьба о подтверждении клиентом условий задания;

• основа определения гонорара.

Аудит компонентов.В том случае, если аудит проводится и в дочерней компании (компоненте), вопрос о посылке компоненту письма связан со следующими моментами: а) кто назначает аудитора компонента; б) необходимость составление отдельного отчета; в) требования законодательства; г) объем работы других аудиторов; д) доля материнской компании; е)степень независимости руководства компонента.

Повторяющиеся аудиты.В этих случаях нужно принимать решение о сохранении условий задания или об их пересмотре.

Принятие изменения в задании.Если клиент просит аудитора до завершения аудита изменить условия задания на такие, которые позволят представить более низкий уровень уверенности, то это обстоятельство должно быть тщательно проанализировано.

В случае изменения первоначальных условий должны быть согласованы новые условия.

Если аудитор не может согласиться на изменение задания и не может продолжать работу по первоначальному заданию, то ему нужно отказаться от задания и мотивированно изложить причины отказа.

6.(ВП).ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРОВ.

Важнейшей составной частью работы аудитораявляются соблюдение и обеспечение всех процедур, гарантирующих высокое качество работы аудитора и аудиторских фирм. В МСА с этой целью разработан специальный стандарт МСА 220 «Контроль качества работы в аудите».

ЦельМСА 220 – установление стандартов и предоставление руководства по контролю качества аудита в отношении: а) политики и процедур аудиторской фирмы применительно к аудиторской работе в целом; б) процедур, касающихся работы, полученной ассистентом аудитора.

Данный стандарт обращен непосредственно к самим аудиторам, к организации деятельности внутри аудиторской фирмы. Стандарт описывает следующие требования к постановке и организации работы внутри аудиторской фирмы:

1. Политика и процедуры контроля качества должны быть реализованы на уровне фирмы и на уровне отдельных аудиторов.

2. Фирма должна внедрять политику и процедуры контроля качества, призванные обеспечить проведение всех аудитов в соответствии с МСА и (или) с национальными стандартами и (или) установленной практикой.

Цели контроля определяются на основании:

• профессиональных требований, которые предъявляются ко всем аудиторам Кодексом этики профессиональных бухгалтеров;

• поручений о проведении проверок сотрудникам, имеющим соответствующие профессиональную и техническую подготовку;

• необходимости делегирования полномочий по контролю за исполнением заданий;

• проведения консультаций, повышающих качество работы;

• мониторинга – постоянного контроля за эффективностью существующих процедур контроля качества.

3. Общая политика и процедуры контроля качества должны доводиться до сотрудников.

4. Применение общей политики и процедур контроля качества к осуществлению аудита на практике должно осуществляться к каждой конкретной проверке.

5. Аудитор обязан направлять работу ассистентов и осуществлять надзор за ними с целью выявления профессиональной пригодности, соблюдения плана и программы аудита, выявления всех аспектов аудита.

В ходе аудита с целью осуществления контроля качества работы аудитора своевременной проверке подлежат:

• общий план и программа аудита;

• оценка неотъемлемого риска и риска средств контроля с учетом результатов тестов контроля;

• документальное отражение аудиторских доказательств;

• финансовая отчетность, аудиторские справки и аудиторский отчет.

Наши рекомендации