Финансовые посредники — основные агенты финансового рынка.
Мировой финансовый рынок обслуживается финансовыми посредниками, т. е. организациями, принимающими за определенный процент деньги на хранение или собирающие их по другим поводам, предоставляющими их взаймы за более высокий процент тем физическим и юридическим лицам, которые нуждаются в инвестиционных ресурсах, а также оплачивающими страховые полисы и пенсии. Появление финансовых посредников — длительный процесс. В настоящее время они обеспечивают стабильное финансирование экономических и социальных нужд, экономят денежные ресурсы и ускоряют развитие производства.
Деятельность финансовых посредников выгодна для собственников сбережений и предпринимателей; ведет к получению доходов всеми участниками мирового финансового рынка.
В число финансовых посредников входят прежде всего банки и кредитно-банковские организации (кредитные союзы, кооперативы, сберегательные ассоциации, общества взаимного кредитования и т. п.). Помимо банковских и кредитных организаций в число финансовых посредников входят страховые организации, пенсионные фонды, инвестиционные компании и др. Принципиальное отличие этих организаций от банков состоит в том, что они не принимают вкладов (депозитов) и не влияют на количество денег в обращении.
2)Финансовый механизм- совокупность установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, а потому он чутко реагирует на особенности текущей обстановки в экономике страны и социальной сфере. Одни и те же финансовые отношения могут быть организованы государством по-разному. В частности, организация финансовых отношений в страховом деле зависит от организационно-правовой формы страхования, объекта страхования, характера правоотношений между страховщиком и страхователем. Куда обширнее и сложнее характер и организация финансовых отношений в бюджетной системе. Отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут возникать на основе взимания налогов и неналоговых платежей. При этом система налогов может включать перечень прямых и косвенных налогов, республиканских и местных, общих и целевых, а каждый налог будет включать свой субъект и объект, ставки и льготы, другие элементы, изменяющиеся с развитием налогового законодательства.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых участвует государство (налоги, бюджетные и внебюджетные целевые фонды, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства, бюджетный процесс, финансовое планирование).
Регулирующий финансовый механизм определяет основные «правила игры» в конкретной области (сфере) финансов и не затрагивает прямо интересы государства.. Предприятия самостоятельно определяют учетную и налоговую политику, объемы и источники финансирования инвестиций, порядок финансирования капитальных вложений.
3) Региональные бюджеты являются одним из главных каналов доведения до населения конечных результатов общественного производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, из таких бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом программы повышения народного благосостояния.
Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности региональных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют региональные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Основу закрепленных доходов региональных бюджетов составляют налоги республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных округов, местные налоги. Перспективным является и земельный налог.
33. Учение о воспроизводстве и государстве-теоретические основы науки о финансах.
К анализу воспроизводства не только в денежном, но и в натуральном эквиваленте политическую экономию возвращает Карл Маркс. В его комплексном социально-экономическом анализе общественного производства оно представлено и как предпосылка существования человечества, и как системообразующий фактор условий его бытия, изменяющийся в зависимости от конкретных исторических условий. В «Капитале» воспроизводство рассматривается как единый процесс
воспроизводства материальных благ,
воспроизводства рабочей силы,
воспроизводства производственных отношений.
Сравнительная характеристика теории воспроизводства Ф. Кенэ и К. Маркса
Франсуа Кенэ | Карл Маркс |
1. Земля способна приносить доход, превышающий первоначальные затраты. | 1. Доходы в капиталистическом обществе имеют своим источником прибавочную стоимость. |
2. Деление общества на 3 класса: производительный, «бесплодный», класс землевладельцев. | 2. Деление общества: класс капиталистов и пролетариата. |
3. Капитал фермеров делится на первоначальные ежегодные авансы. Ф. Кенэ, в своей таблице выделил «ежегодные авансы» и разделил их на основной и оборотный капитал, хотя основной капитал в его таблице, подразумевается только из-за присутствия в ней величины стоимости его износа. | 3. То, что Ф. Кенэ называет «оборотным капиталом», у Маркса разделено на две части и представлено как «постоянный капитал», то есть сырье, полуфабрикаты и прочие предметы труда, и «переменный капитал», то есть заработная плата рабочих. |
4. Чистый продукт (прибавочная стоимость) производится только в сельском хозяйстве; Прибавочная стоимость в земледелии кажется даром природы, а не плодом неоплаченного человеческого труда. То, что физиократы называли «чистым продуктом», позже получило название «рента». | 4. Действительный источник прибавочной стоимости – эксплуатация наемного труда. Прибавочная стоимость создается абстрактным общественным трудом и выступает как неоплаченный труд рабочего. Земельная рента – это сверхприбыль, образующаяся в сельском хозяйстве в результате прибавочного труда сельскохозяйственных рабочих. |
5. Сфера производства ограничена лишь сельским хозяйством. Доходы полностью расходуются, накопление отсутствует, не учитываются обмен внутри классов, внешнеторговые связи. | 5. Сфера производства не ограничена лишь сельским хозяйством. Маркс развил теорию простого воспроизводства и заложил основы теории расширенного воспроизводства, т.е. воспроизводства с накоплением и увеличением объема производства. |
6. Деньгам отводилась роль посредника в обращении, «…деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит». | 6. Деньги – это средство обмена, товар, который стихийно выделился из всей массы товаров и стал играть роль всеобщего эквивалента, выразителя стоимости всех других товаров.единственным товаром, которому не нужно доказывать свою необходимость, ибо они является всеобщим платежным и покупательным средством и потому все стремятся к их обладанию. |