Официальные заявления, касающиеся позиции ИСККОН
2.1 Как следует понимать слова “По моему указанию”
Преданные и лидеры ИСККОН неоднократно просили Совет РС дать ясное понимание относительно указаний Шрилы Прабхупады о продолжении ученической преемственности, которые он оставил в 1977 г., но до сих пор это сделано не было. Советом РС и другими группами вне ИСККОН, многие из которых враждебны к ИСККОН, было напечатано множество различных интерпретаций “записей назначения /преемников/”, и поэтому ясная позиция Совета РС по этому вопросу поможет преданным ИСККОН в их проповеди и попытках обрести “единство в различии”. После многочисленных обсуждений и философских исследований Совет РС пришёл к более ясной концепции и общему согласию. Сиддханта относительно гуру-таттвы в ИСККОН оставалась не совсем ясной, и в связи с этим существует необходимость в том, чтобы Совет РС сделал заявление по этому вопросу, дающее направление всем преданным ИСККОН. Посему принято решение, что нижеследующие заключения признаны официальной позицией Совета РС относительно наставлений Шрилы Прабхупады, касающихся продолжения ученической преемственности.
1. Ясное и постоянное желание и программа Шрилы Прабхупады были таковы, что со временем ученики и последователи Его Божественной Милости возьмут на себя служение инициировать новых учеников в ученическую преемственность в качестве инициирующих гуру (см. примечание 1). Этот процесс подтверждается всеми свидетельствами садху, шастр и гуру как авторитетный метод продолжения ученической преемственности. В действительности, это единственная концепция продолжения ученической преемственности когда-либо упоминаемая Шрилой Прабхупадой.
2. В 1977 г. Шрила Прабхупада неоднократно говорил о том, что он “выберет”, “изберёт”, “назначит” некоторых учеников, чтобы они взяли на себя служение инициировать новых учеников. Когда Шрилу Прабхупаду спросили кто будет инициировать после его физического ухода, он ответил, что “порекомендует” некоторых своих учеников и даст даст им “указание” инициировать от его имени в то время, пока он ещё жив, а после своего ухода они станут “официальными /полноправными/ гуру”, чьи ученики должны будут считаться учениками-внуками Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада неоднократно цитировал утверждение Господа Чайтаньи Махапрабху “амара агьяя гуру хана” и говорил, что преданные смогут действовать в качестве инициирующих гуру “по моему указанию”, то есть по “указанию” Шрилы Прабхупады как представителя Господа Чайтаньи (см.примечание 2). Впоследствии Шрила Прабхупада назвал имена некоторых учеников, которые должны были инициировать от его имени, о чём он говорил раньше (см.. примечание 3). Хотя Шрила Прабхупада в этот раз не повторил утверждения, сделанные им ранее, было и так понятно, что эти ученики будут инициировать в будущем /как полноправные гуру/. Шрила Прабхупада объяснял, что быть духовным учителем “не трудно”, что основная квалификация - “строго следовать” предыдущим духовным учителям (см.примечание 4). Шрила Прабхупада несколько раз употребил выражение “по моему указанию”, и это делает совершенно ясным то, что “избранные” им преданные просто должны будут строго выполнять “указание” Его Божественной Милости, и пока они делают это, они будут считаться авторитетными духовными учителями. Это зависит от самих последователей Шрилы Прабхупады насколько они, строго следуя его наставлениям, будут оставаться квалифицированными.
3. В ИСККОН основа того, что кто-либо действует в качестве духовного учителя ИСККОН, - трансцендентное “указание” Шрилы Прабхупады, которое по преемственности передаёт божественное указание Господа Чайтаньи Махапрабху. Поэтому ясно, что Шрила Прабхупада использовал такие слова как “назначить”, “рекомендовать” или “выбрать” не в мирском смысле назначения кого-либо на пост или в должность, и уж конечно не в смысле возвышения кого-либо на какой-то уровень “духовного осознания”, а также не в смысле подтверждения чьего-либо уровня квалификации, как превратно до сих пор понималось, но скорее в смысле наделения преданного полномочиями с определёнными условиями, зависящими от того, как “строго ученик следует указанию” духовного учителя. В действительности, санскритское слово “агья” означает “быть исполнителем указаний” или “представлять вышестоящий авторитет”. Неспособность “строго следовать указанию” предыдущих ачарьев лишает данного предполагаемого гуру его полномочий гуру (см. примечание 5). Хотя Шрила Прабхупада был чистым преданным Господа Кришны и освобождённой душой, он скромно говорил, что его единственная квалификация состояла в том, что он был смиренным “слугой слуги”, что он просто исполнял “указание” и строго следовал наставлениям своего духовного учителя, Ом Вишнупада Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, который был освобождённой душой. Шрила Прабхупада учил своим примером. Поэтому то, что Его Божественная Милость “выбирал” кого-то, соответствовало утверждениям Шрилы Прабхупады о том, что он делал, т.е. что он просто “выполнял указание” предыдущих ачарьев (см. примечание 6). Эту истину можно подкрепить известным утверждением Шрилы Прабхупады о том, что духовный учитель всегда должен считать себя учеником и слугой своего собственного гуру.
4. После того, как Шрила Прабхупада назвал имена некоторых учеников, которые могут давать инициации, его личный секретарь предложил некоторых других преданных, чтобы они тоже начали инициировать, но Шрила Прабхупада после некоторого размышления над этим вопросом сказал, что они ещё не были готовы к этому. Его Божественная Милость объяснил, что эти вопросы может рассматривать Совет РС и впоследствии к уже названным им именам при необходимости может добавлять других преданных. Таким образом, передавая эти полномочия Совету РС, Шрила Прабхупада сам детально описал процесс увеличения числа инициирующих гуру. Ранее Его Божественная Милость учил своих преданных наставлению Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура о том, что его Совет РС должен был отвечать за “избрание” квалифицированных преданных на пост инициирующих гуру. Когда Его Божественную Милость спросили кто будет его преемником, он ответил, что он “оставляет наследство” всем своим ученикам, и те, кто строго следует его указаниям, квалифицированы быть его преемниками (см. примечание 7).
5. Когда преданному даётся право исполнять это “указание” Шрилы Прабхупады, т.е. расширять ученическую преемственность инициируя новых учеников, это не следует понимать как доказательство или подтверждение того, что он является “уттама-адхикари”, “чистым преданным”, или того, что он достиг какого-либо конкретного уровня духовного осознания. Это просто говорит о том, что преданному дано разрешение исполнять “указание” служить в качестве гуру, поскольку было признано, что он “строго следовал” наставлениям Шрилы Прабхупады, поддерживал достаточно образцовую садхану и вёл себя в соответствии со стандартами, необходимыми для того, служить в качестве гуру. Более того, Шрила Прабхупада никогда не говорил, что он назначает какого-либо “ачарью” или наделяет кого-либо независимой или “абсолютной властью” в сампрадайе. Наоборот, Его Божественная Милость установил Совет РС и провозгласил, что РС, следуя садху, шастрам и гуру, будет “высшим органом управления” в Обществе касательно всех вопросов (как материальных, так и духовных) (см. примечание 8). Согласно желанию Шрилы Прабхупады, предполагается, что все гуру и их ученики должны сотрудничать с Советом РС и следовать решениям Совета РС.
6. Возможно так произойдёт в будущем, что какой-то преданный достигнет высочайшего уровня духовного осознания и станет “самосветящимся ачарьей” /т.е. для всех очевидным/, прославленным “ачарьей” в сампрадайе, однако Шрила Прабхупада сказал, что подобные явления не должны подтверждаться административным образом, через какие-либо действия или какое-либо наделение титулами. Если духовные качества продвинутого преданного действительно “самосветящиеся” /т.е. для всех очевидны/, то преданные могут естественным образом принять его как “ачарью”, или продвинутого, или осознавшего себя духовного учителя, и будут стремиться получить его общение и наставления, но Совет РС не может “проштамповать” его как “ачарью” / “проштамповать” -- выражение, употребляемое Шрилой Прабхупадой, означающее “механически постановить административным образом”/ и не может вследствие этого /т.е. вследствие появления такого “ачарьи”/ изменить систему управления ИСККОН. В этом случае Совет РС будет продолжать управлять ИСККОНом без всяких “изменений”, как это установил Шрила Прабхупада. Таково наставление Шрилы Прабхупады (см. примечание 9).
7. Неинициированные преданные ИСККОН должны искать себе такого духовного учителя, который строго следует наставлениям Шрилы Прабхупады и представляет Шрилу Прабхупаду, с полной верой в то, что следуя за таким духовным учителем, строго следующим за освобождённой душой, они достигнут таких же результатов, каких можно достичь через непосредственное служение Шриле Прабхупаде. (Другие наставления относительно этого будут напечатаны отдельно).
8. Ученики должны почитать своих духовных учителей как непосредственных представителей Кришны, то есть, согласно шастрам, как “сакшад дхаритвена”. Ученики должны поклоняться своему духовному учителю в соответствии со уровнем своей веры и согласно стандартам вайшнавского этикета, одобренного /руководством/ ИСККОН. Все преданные ИСККОН должны вдохновлять друг друга развивать веру в своих духовных учителей.
Примечания
1. Ещё в 1967 г. Шрила Прабхупада писал:
“Любой, кто следует указанию Господа Чайтаньи под руководством Его авторитетного представителя, может стать духовным учителем, и я желаю, чтобы после моего ухода /букв. “когда меня не будет”/ все мои ученики стали авторитетными духовными учителями, чтобы распространить Сознание Кришны по всему миру.” (02-11-1967, Письмо Мадхусудане)
а в 1968 г. он написал Хамсадуте:
“Возможно к 1975 г. все мои ученики получат право инициировать и увеличивать число преемников. Такова моя программа.” (Письмо Хамсадуте).
И также из других его писем:
“Поэтому если кто-то желает получить инициацию, прежде всего он должен слушать нашу философию и воспевать по меньшей мере три месяца, и затем, если он готов к инициации, и если вы рекомендуете его, я пришлю для него чётки. То есть то, как мы делаем здесь. Поэтому не будьте сбиты с толку такой майей /очевидно ссылка на вопрос преданных могут ли они инициировать от своего имени/. Я обучаю всех вас так, чтобы в будущем вы стали духовными учителями, но сейчас не торопитесь стать ими. (08-21-1968, Письмо Ачьютананде и Джая Говинде)
“Я просто пытаюсь распространять это послание моего духовного учителя, и если это служение и достойно какой-либо похвалы, то все заслуги ему. Это послание Сознания Кришны приходит от Самого Кришны, и все мы слуги Всевышнего Господа, действующие в ученической преемственности. Пожалуйста, попытайся понять нашу философию читая различные книги, уже изданные мной, и через какое-то время тебе самому придётся исполнять указание этой ученической преемственности.” (03-14-1969, Письмо Прахладананде)
“Некоторое время назад ты просил у меня разрешения принимать учеников. Очень скоро придёт то время, когда у тебя благодаря твоей усердной проповеди будет множество учеников. Твёрдо придерживайся нашего метода “сильной” проповеди, и тогда многие сбитые с толку люди будут благословлены твоим истинным наставничеством.” (05-16-1972, Письмо Ачьютананде)
“Я слышал, что другие преданные предлагают тебе нечто вроде поклонения. Конечно, это правильно предлагать поклоны вайшнаву, но не в присутствии духовного учителя. После того, как духовный учитель оставит этот мир, тебе будут поклонятся на таком уровне, но сейчас ты должен подождать. В противном случае это послужит причиной раздоров и интриг.” (10-01-1974, Письмо Хамсадуте дасу)
“Что, теперь Совет РС уже поднялся выше, чем Гуру Махарадж? Как будто бы Совет РС создан только для того, чтобы считать фунты-шиллинги-пенсы. Совет РС не следит за развитием духовной жизни, вот в чём недостаток. Все мои ученики должны будут стать гуру, но они неквалифицированы. Вот в чём проблема.” (11-10-1975, Письмо Алаланатха дасу)
“Продолжай очень строго обучать и воспитывать самого себя, и тогда ты станешь истинным, авторитетным гуру и сможешь принимать учеников по этому же принципу. Однако, согласно этикету, так заведено, что пока духовный учитель ещё жив, ты должен приводить кандидатов в ученики к нему, а когда духовный учитель уйдёт из этого мира, ты сможешь принимать учеников сам, без всяких ограничений. Таков закон ученической преемственности. Я желаю видеть, чтобы мои ученики стали авторитетными духовными учителями и повсюду очень широко распространяли Сознание Кришны. Это принесёт огромную радость мне и Кришне.” (12-02-1975, Письмо Тушта Кришне Свами)
2. Беседа 28 мая 1977 г. во Вриндаване
Сатсварупа: Голосованием присутствующих Членов РС. Затем, следующий вопрос, касающийся инициаций в будущем, в частности когда Вас уже не будет с нами. Мы хотели бы узнать, как будут проводиться первая и вторая инициации.
Прабхупада: Да. Я порекомендую некоторых из вас. После того, как это будет согласовано, я порекомендую некоторых из вас, чтобы вы действовали в качестве исполняющих обязанности ачарьи.
Тамал Кришна: Это называется ритвик-ачарья?
Прабхупада: Ритвик, да.
Сатсварупа: Тогда каковы взаимоотношения человека, который даёт инициацию и…
Прабхупада: Он гуру. Он гуру.
Сатсварупа: Но он инициирует от Вашего имени.
Прабхупада: Да. Так принято, поскольку в моём присутствии никто не должен становиться гуру, поэтому от моего имени, по моему указанию… Амара агьяя гуру хана. Будьте настоящими гуру, но по моему указанию.
Сатсварупа: То есть они тоже могут считаться Вашими учениками.
Прабхупада: Да, они ученики. Почему считаться? Кто?
Тамал Кришна: Нет, он спрашивает, что вот эти ритвик-ачарьи, они исполняют обязанности ачарьи, дают иницииации. Их… Люди, которым они дают инициации, чьими учениками они являются?
Прабхупада: Они его ученики.
Тамал Кришна: Они его ученики.
Прабхупада: Того, кто инициирует. Он ученик-внук.
Сатсварупа: Да.
Тамал Кришна: Понятно.
Сатсварупа: Затем у нас был вопрос относительно…
Прабхупада: Когда я даю указание: “Стань гуру”, он /т.е. ученик Прабхупады/ становиться официальным /полноправным/ гуру. Вот и всё. Он /т.е. его ученик/ становится учеником моего ученика. Вот и всё…
Прабхупада: И Чайтанья Махапрабху говорит: “амара агьяя гуру хана”. Тот, кто понимает указание Чайтаньи Махапрабху, может стать гуру. Или тот, кто понимает указание своего гуру, та же самая парампара, он может стать гуру. И поэтому я выберу некоторых из вас.
/конец цитаты/
Также следует отметить, что в большинстве случаев когда Шрила Прабхупада о том, что его ученики станут гуру, он цитировал этот стих “амара агьяя”.
3. Беседа 7 июля 1977 г. во Вриндаване
Тамал Кришна: Это их любимые выражения. Шрила Прабхупада? Мы сейчас получаем много писем, и они от людей, желающих получить инициацию. Но всё это время мы просим их подождать, поскольку Вы больны.
Прабхупада: Местные, то есть старшие санньяси могут делать это.
Тамал Кришна: Это то, что мы и делали… Я имею ввиду, прежде мы… Местные Члены РС, санньяси начитывали их чётки и потом писали Вашей Божественной Милости, и Вы давали духовное имя. Итак, мы должны снова возобновить этот процесс, или же мы должны… ? Я имею ввиду один момент, то есть, говорится, что духовный учитель берёт… Ну, Вы знаете, он берёт… Он должен очистить ученика… И поэтому мы не хотим, чтобы Вам приходилось… Ваше здоровье сейчас не очень-то в порядке, поэтому не следует… Вот почему мы просим всех подождать. Я просто хотел у Вас узнать, должны ли мы отложить это на определённое время?
Прабхупада: Нет, старшие санньяси…
Тамал Кришна: То есть они должны должны продолжать…
Прабхупада: Дай мне список всех санньяси. Я отмечу кто будет…
Тамал Кришна: Хорошо.
Прабхупада: Ты можешь. Киртанананда может. Наш Сатсварупа тоже может. Итак, эти трое, вы можете начать инициировать.
Тамал Кришна: То есть, предположим кто-то хочет инициироваться в Америке, что, он должен просто написать непосредственно Киртанананде или Сатсварупе?
Прабхупада: Тому, кто поблизости. Джаятиртха тоже может инициировать.
Тамал Кришна: Джаятиртха.
Прабхупада: Бхагаван… ээ… Бхагаван. И он тоже может. Харикеша.
Тамал Кришна: Харикеша Махарадж.
Прабхупада: И… Пять, шесть человек, вы определите /кто где будет инициировать/, кто поблизости.
Тамал Кришна: Кто поблизости. То есть, людям не нужно будет писать Вашей Божественной Милости. Они могут писать непосредственно этому человеку?
Прабхупада: Гм.
Тамал Кришна: На самом деле они инициируют человека от имени Вашей Божественной Милости. То есть, те люди, которые таким образом будут инициированы, они всё равно считаются Вашими…
Прабхупада: О второй инициации мы подумаем, о второй инициации.
Тамал Кришна: Это касается первой инициации, хорошо. А насчёт второй инициации, какое-то время они должны…
Прабхупада: Нет, им придётся подождать. Вторая инициация, её следует давать…
Тамал Кришна: Должны ли… Некоторые преданные пишут Вам и просят вторую инициацию, и я отвечаю им, что они должны подождать, потому что Вы плохо себя чувствуете. Могу ли я продолжать отвечать преданным таким образом?
Прабхупада: Они могут давать вторую инициацию.
Тамал Кришна: То есть они могут писать Вам?
Прабхупада: Нет. Этим преданным /то преданным есть назначенным Прабхупадой/.
Тамал Кришна: Эти преданные, они также могут давать и вторую инициацию. То есть преданным не нужно писать Вам насчёт первой и второй инициаций. Они могут писать тому, кто поблизости. Но все эти люди всё равно будут считаться Вашими учениками. Любой, кто даёт инициацию, делает это от Вашего имени.
Прабхупада: Да.
Тамал Кришна: Вы знаете эту книгу, которую я веду, куда я записываю имена всех Ваших учеников? Должен ли я продолжать это?
Прабхупада: Гм.
Тамал Кришна: То есть, если кто-то даёт инициацию, например Харикеша Махарадж, он должен послать нам сюда имя инициированного человека и я занесу его в книгу. Хорошо. Может быть Вы хотите, чтобы кто-то ещё в Индии давал инициации?
Прабхупада: Индия? Здесь я. Посмотрим. В Индии Джаяпатака.
Тамал Кришна: Джаяпатака Махарадж.
Прабхупада:Ты тоже в Индии.
Тамал Кришна: Да.
Прабхупада: Можешь записать все эти имена.
Тамал Кришна: Да, вот они.
Прабхупада: Прочитай кто.
Тамал Кришна: Киртанананда Махарадж, Сатсварупа Махарадж, Джаятиртха Прабху, Бхагаван Прабху, Харикеша Махарадж, Джаятиртха Махарадж и Тамал Кришна Махарадж.
Прабхупада: Замечательно. Теперь можете распределить /эти обязанности/ между собой..
Тамал Кришна: Семь. Всего семь человек.
Прабхупада: Пока что семь, достаточно. Ещё можешь добавить Рамешвару.
Тамал Кришна: Рамешвара Махарадж.
Прабхупада: И Хридаянанду тоже.
Тамал Кришна: О, да. Южная Америка.
Прабхупада: Так что не нужно ждать меня /то есть ждать пока Прабхупада поправится/. Если вы считаете, что человек готов к инициации… То есть, по вашему усмотрению, это зависит от вас.
Тамал Кришна: По усмотрению.
Прабхупада: Да.
Тамал Кришна: Это касается первой и второй инициаций.
Прабхупада: Гм.
/конец цитаты/
4. “Следи за тем, чтобы они были хорошо осведомлены о четырёх правилах и предписаниях и обязательно повторяли предписанное число кругов на чётках, шестнадцать кругов в день. Без соблюдения этих двух принципов никто не может продвигаться по пути регулируемого процесса бхакти. Преподавай им науку Бхагавад-гиты и обучай их так, чтобы они стали первоклассными представителями Кришны. Это не очень трудно, просто нужно слушать от совершенного авторитета, который находится в ученической преемственности идущей от Самого Кришны, и потом повторять то же самое послание без всяких изменений. Если человек следует этому, то тогда он квалифицирован стать гуру.” (08-20-1976, Письмо Джаядхарме)
“Гуру всего один. Гуру означает, как я уже объяснил, агьяна-тимирандхасья гьянанджана-шалакая чакшур унмилитам йена тасмай шри-гураве намах. Тот, кто устраняет агьяну, андхакару, тьму. Если вокруг темно и кто-то вносит лампу, агьяна-тимирандхасья гьянанджана-шалакая… Гьяна-рупа, факел, это гуру. Могут быть различные уровни, но тот, кто открывает духовные глаза, это гуру.
Уровень не имеет значения. На самом деле, если гуру обучает Сознанию Кришны, он может находится на каком-то более низком уровне, но всё равно он считается гуру. Не может быть и речи, чтобы отвергать его. Ведь Кришна в действительности гьяна. Тот, кто учит, что Кришна это Верховная Личность Бога… “Человек должен знать Кришну, человек должен предаться Кришне.” Вот такое обучение необходимо.
Итак, настоящий критерий - является ли гуру вайшнавом, знает ли он науку о Кришне. Это также подтверждает Чайтанья Махапрабху: “киба випра киба шудра ньяси кене найа, йеи кришна-таттва ветти сеи гуру хайа”. Не имеет значения кем является человек, санньяси он или грихастха, брахман или шу… рождён он в семье брахмана или… Это не имеет значения. Йеи кришна-таттва. Любой, кто знает Кришну, может стать гуру, другие - нет. Вот таково утверждение шастр. Авайшнава не может стать гуру.” (12-13-1972, Лекция в Ахмедабаде)
“Как например посыльный передаёт вам пять тысяч рупий, доставляет их вам. Это не он даёт их вам, а кто-то посылает вам. Он просто доставляет вам эти деньги, вот и всё. Точно также, если мы просто передаём послание Кришны таким, как оно есть, мы становимся совершенными. Это не очень сложно. Если я просто передаю послание Кришны, что тут сложного? Там всё есть. Кришна сказал всё. Кришна сказал: “ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру”. Мы передаём это послание. Просто всё время думай о Кришне, всё время предлагай поклоны Кришне, стань преданным Кришны. “Ман-манах”, постоянно думай о Кришне. Мы должны нести это послание. Что тут сложного? Итак, стать авторитетным духовным учителем, это не сложно. Если вы просто… Если мы передаём послание Кришны таким, как оно есть, без всяких изменений… Так что мы должны найти того, кто на самом деле является авторитетным духовным учителем, с помощью этого критерия - он не должен изменять послание Кришны. Он не превращает послание Кришны в непонятно что, просто для того, чтобы показать себя, выставить вперёд свою личность. Он просто представляет послание Кришны таким, как оно есть. В этом случае он духовный учитель. Никто другой. Большое спасибо.” (10-31-1972, Лекция по “Нектару преданности” во Вриндаване)
“Итак, Чайтанья Махапрабху говорит “амара агьяя гуру хана тара эи деша йаре декха таре каха кришна-упадеша”. Он говорит “амара агьяя”, по Моему указанию стань духовным учителем.
Так что, человек может быть неграмотным, необразованным, без всяких учёных степеней, может быть он происходит не из семьи брахмана, или может он не санньяси. Так много разных квалификаций существует. Но кто-то может не иметь всех этих квалификаций. Он, возможно, первостатейный негодяй, но всё равно он может стать духовным учителем. Каким образом? “Амара агьяя”. Кришна говорит… Чайтанья Махапрабху говорит: “Если ты следуешь, ты станешь духовным учителем”. Человек может быть первостатейным негодяем с материальной точки зрения, но если он просто строго следует тому, что говорит Чайтанья Махапрабху или Его представитель, духовный учитель, тогда он становится гуру.” (08-21-1973, Лекция на Вьяса-пудже в Лондоне)
“Таково желание Шри Чайтаньи Махапрабху, что каждый должен стать вайшнавом и гуру. Следуя наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху и Его ученической преемственности, можно стать духовным учителем, поскольку процесс очень прост. Можно где угодно проповедовать наставления Кришны.
…обязанность каждого вайшнава - путешествовать и проповедовать Бхагавад-гиту, в своей стране или в какой-то другой.” (Чч.М.24.277)
“Нам не нужно придумывать ничего нового. Мы получаем от Кришны совершенное знание, через ученическую преемственность, поэтому наше положение очень устойчивое. Всё, что мы слышим от авторитетного духовного учителя, мы должны проповедовать в своей жизни и то же самое послание передавать каждому, кого мы встречаем. Таким образом вы становитесь духовным учителем.” (12-31-1975, Письмо Киртираджу)
5. В этот раз в Найроби я попросил всех важных друзей: “Примите санньясу и станьте гуру. Кришна Чайтанья Махапрабху просил, чтобы каждый стал гуру. Амара агьяя гуру хана тара эи деша. Вы приехали в Африку, теперь станьте их гуру и освободите их” -- “А как я смогу сделать это?” -- “Йаре декха таре каха кришна-упадеша. Просто говори... Не нужно становиться каким-то большим выскочкой. Просто рассказывай о деяниях Кришны. Вот и всё. И ты станешь гуру.” (03-11-1975, Беседа в Бомбее)
“Бамбарамбхе лагху-крийа. На санскрите это означает, что вы можете создать какую-то систему высочайшей сложности, но результат всего
этого - ноль. Поэтому такая сложная иерархическая система как раз противоположна Сознанию Кришны. Наш метод очень прост. Если человек достаточно удачлив и ему посчастливилось встретить авторитетного духовного учителя и он действует строго по его указаниям, то через очень короткое время он тоже станет духовным учителем.” (09-24-1976, Интервью в Сиэттл)
“Поскольку люди находятся во тьме, чтобы просветить их нам нужно много миллионов гуру. Поэтому миссия Чайтанья Махапрабху такова… Он сказал: “Каждый из вас должен стать гуру”. Амара агьяя гуру хана тара эи деша. Нет необходимости ехать куда-то в другие страны. Учите людей там, где вы живёте, и станьте гуру. Эи деша. Он говорит: эи деша. Если вы достаточно сильны и способны, вы, конечно, можете поехать и в другую страну, но вообще в этом нет необходимости. Станьте гуру в той деревне, в той стране или в том городе, где вы находитесь. Такова миссия Чайтаньи Махапрабху. Амара агьяя гуру хана тара эи деша. “В этой стране, в этом месте”. /Кто-то может сказать:/ “Но ведь у меня нет квалификации для этого. Как я могу стать гуру?” -- “Квалификация не нужна.” -- “И что, я всё равно могу стать гуру?” - “Да.” - “А как?” - “Йаре декха таре каха кришна-упадеша: кого-бы ты ни встретил, просто давай ему те наставления, которые дал Кришна.” Вот и всё, и вы можете стать гуру. Все стремятся стать гуру, но мошенники не знают как стать гуру, хотя это так просто.
Такова наша миссия. У меня просьба ко всем вам, ко всем кто пришёл в Движение Сознания Кришны. Все вы станьте гуру. Станьте гуру, но только не говорите всякий вздор. Такова наша просьба. Просто говорите то, что сказал Кришна, и тогда вы станете брахманами, гуру и всем, чем угодно. Большое спасибо.” (05-21-1976, Лекция в Гонолулу)
Чайтанья Махапрабху сказал: “Станьте гуру”. Амара агьяя гуру хана тара эи деша. “Станьте гуру и освободите их.” -- “Но я же глупец, у меня нет образования. Как я могу стать гуру?” Ответ такой: “Нет, нет. Йаре декха таре каха кришна-упадеша”. Если вы просто советуете людям делать то, что говорил Кришна, то вы становитесь гуру. Но если вы выдумываете какие-то свои собственные идеи, тогда вы не гуру. (01-07-1977, Беседа в Бомбее)
“Амара агьяя гуру хана тара эи деша. Предположим вы живёте в той деревне. Чайтанья Махапрабху говорит, “Стань здесь гуру”. Здесь. Вам не нужно ехать куда-то в другое место. Эи деша, “там, где вы живёте”. Просто посмотрите, как это замечательно. Амара агьяя: “По Моему указанию стань гуру и освободи людей, живущих здесь”. Это Чайтанья Махапрабху… /Кто-то может сказать:/ “Но я же необразованный, я ничего не знаю. Как я смогу стать гуру?” -- “Нет, тебе не нужно беспокоится. Йаре декха таре каха кришна-упадеша: Просто повторяй то, что сказал Кришна, и ты станешь гуру”. Вот и всё. Каждый может делать это. Вот Гита, садись где-нибудь в своём городе или деревне и проповедуй Бхагавад-гиту и пытайся убедить их, чтобы они приняли это /послание/. И тогда ты станешь гуру.” (04-23-1977, Беседа в Бомбее)
“Наша миссия Чайтаньи Махапрабху такова: “Станьте гуру”, как я говорил вам, “и учи людей в том месте, где ты живёшь, освобождай их.” Если вы скажете: “Как же я смогу стать гуру?” - это не сложно. Просто повторяйте слова Бхагавад-гиты, вот и всё, и вы станете гуру. Итак, наша миссия - воспитывать настоящих гуру, а не этих фокусников-плутов. Настоящий
гуру - это тот, кто говорит от имени Кришны. И это то, что требуется. Это очень просто.
Такова наша миссия. В ней есть всё. Чайтанья Махапрабху говорит: “Йаре декхе таре каха кришна-упадеша. Просто сделай свою жизнь совершенной, поняв Бхагавад-гиту и проповедуя её. Тогда ты станешь гуру”. Что же тут сложного? Почему вы не делаете это?” (04-24-1977, Беседа в Бомбее)
“Это очень легко. Например, я не являюсь каким-то учёным. Я просто… Всё, что там сказано, я пытаюсь распространять, преподносить это привлекательным образом. Вот и всё. Это не мои собственные выдумки. И это /сказал/ Чайтанья Махапрабху… Амара агьяя гуру хана тара эи деша. Все вы станьте гуру. /Кто-то может сказать:/ “А как я могу стать гуру? У меня нет образования, я не обладаю знанием”. Нет, вам не нужно приобретать всё это. Это уже… Йаре декха таре каха. Всё. Например, я никогда не пытался стать каким-то учёным, но я пытался передавать людям то, что говорил Кришна. Вот и всё. И это гуру.” (06-26-1977, Беседа во Вриндаване)
“Сам я смиренный слуга Кришны, как и ты также, но я уполномочен принимать твоё служение, просто чтобы передавать его Кришне, действуя в качестве посредника. Всю свою жизнь я буду стараться таким образом служить тебе и Кришне, и я горжусь тем, что у меня есть такие помощники, как ты, которые помогают мне в моей миссии распространения Движения Сознания Кришны.” (05-01-1969, Письмо Даянанде)
“Вы все мои дети, и я люблю моих американских мальчиков и девочек, которых послал мне мой духовный учитель и которых я принял как своих учеников.” (07-27-1970, Письмо Сатсварупе и Уддхаве)
“Фактически, у меня нет учеников; это всё /будущие/ учители, которых я обучаю служить Господу.” (01-18-1968, Письмо Джай Мазо)
“Сам я лично ничего замечательного не сделал. Я просто служу своему духовному учителю, Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Госвами Махараджу и всем ачарьям ученической преемственности.” (05-16-1974, Письмо Бхиме дасу и другим)
6. Беседа 2 ноября 1977 г.
Прабхупада: …после Вас, кто станет возглавит Общество?” -- /И я отвечаю:/ “Все вы возглавите, все мои ученики. Если ты хочешь, ты тоже можешь возглавить.” (смех) Но только если вы следуете. Если они готовы пожертвовать всем, тогда они и возглавят Общество. Я всего один, я могу уйти, но /вместо меня/ будут сотни и они будут проповедовать. Если ты хочешь, ты тоже можешь стать лидером. У нас нет такого, что “Вот он, лидер”. Любой, кто следует предыдущему руководству, он и является лидером. “Индиец…” У нас такого разграничения: “Индиец, европеец…”
Брахмананда: Они хотят, чтобы во главе стоял индиец?
Прабхупада: Да. (смеётся) “Каждый… Все мои ученики - лидеры, все они во главе. Они становятся лидерами в той мере, насколько чисто они следуют. Вы индийцы, но вы не хотите /следовать/”. Я сказал им всё это.
Тамал Кришна: Да, похоже, они хотели предложить кого-то, кто мог бы возглавить наше Движение.
Прабхупада: Да. “Лидеры”. Всё это вздор. “Лидер” означает тот, кто стал первоклассным учеником. Эвам парампара-прапта… Тот, кто в совершенстве следует… Наше наставление - ара на корихо мане аша. Вы знаете это? Что это значит? Гуру-мукха-падма-вакйа читтете корийа аикйа ара на корихо мане аша. Кто лидер? Лидер… Стать лидером - это не очень сложно, при условии, что человек готов следовать наставлениям авторитетного гуру.
7. См. “Волеизъявление Прабхупады”.
8. “Он [Шрила Бхактисиддханта] никогда не просил никого стать ачарьей. Он просил: “Сформируйте Руководящий Совет из двенадцати человек и продолжайте проповедовать…” Никому, никому из них Гуру Махарадж не говорил стать ачарьей. Его идея была такова: “Пусть они управляют, и впоследствии кто из них на самом деле станет квалифицированным, чтобы быть ачарьей, они выберут его. Зачем я буду навязывать им кого-то?” Таков был его план. “Пусть они управляют, сформировав сильный Руководящий Совет, так, как они делают сейчас. Через какое-то время среди них проявится ачарья, по своим качествам, квалификации.” (09-21-1973, Беседа в Бомбее)
“Его \Бхактисиддханты Сарасвати\ идея состояла в том, что не следует назначать кого-то ачарьей среди членов РС…естественным образом среди них проявится “самосветящийся” ачарья /т.е.для всех очевидный ачарья/.” (04-28-1974, Письмо Рупануге)
“Вайшнав-ачарья - “самосветящийся” /т.е.для всех очевидный ачарья/, и нет необходимости просить какой-то суд вынести решение по поводу того ачарья он или нет.” (Чч.М.1.220)
“Могущественныму вайшнаву, обращающему других людей в вайшнавов, следует поклоняться, но поскольку другие, менее продвинутые вайшнавы осквернены материальным, иногда они проявляют неуважение к такому возвышенному вайшнаву.”
“…Это на самом деле замечалось, что преданные-неофиты иногда критикуют даже авторитетного преданного, занятого служением Господу, проповедующего миссию Сознания Кришны.”
“…Неофиты, неспособные оценить возвышенное служение продвинутого преданного, пытаются стащить махабхагавату на свой уровень. Мы испытываем подобные трудности, проповедуя Сознание Кришны по всему миру. К сожалению, нас окружают духовные братья-неофиты, которые не могут оценить эту экстраординарную деятельность по распространению Сознания Кришны во всем мире. Они просто пытаются стащить нас на свой уровень и критикуют нас по любому поводу. Мы весьма сожалеем о том, что они занимаются такой наивной деятельностью и к тому же обладают скудными познаниями. К уполномоченной личности, в действительности занятой сокровенным служением Господу, нельзя относиться как к обычному человеку, поскольку сказано, что если человек не уполномочен Кришной, он не способен распространить Движение Сознания Кришны по всему миру.” (“Нектар наставлений”, текст 6, комм.)