Вопрос 30. Методы анализа конкурентной среды и ее регулирование в народном хоз-ве
Чтобы лучше обозначить конечные характеристики отрасли, следует изучить по каждой области стратегической активности предприятия различные факторы развития конкуренции.
Конкуренция | Факторы развития конкуренции |
Борьба за клиентуру (рост сектора) | демографическая эволюция развитие вкусов развитие покупательской способности рентабельность развитие уровня организации развитие уровня информации |
Служащие отрасли | развитие степени занятости развитие уровня организации динамика ставок служащих |
Государственная политика | Зволюция отношений в отрасли: фискальная полика; таможенная регламентация; др. |
Поставщики | изменение рентабельности динамика степени конецентрации развитие информационных услуг изменение уровня дифференциации продукции каналы распределения и реализации товаров |
Товары | возможные новации развитие качества развитие стандартизации производство замещающих товаров |
Техника производства | ожидаемые инновации развитие производства совершенствование квалификации распространения знаний по технике производства |
Техника распределения рекламы | возможные инновации развитие масштабов производства совершенствование организации распределительной сети |
Предприятия-конкуренты | динамика экономической и финансовой ситуации изменение стратегии величина капитала при входе в отрасль динамика норм прибыли отрасли |
Анализ показателей деятельности, целей и стратегий конкурентов - важный этап проведения исследований конкуренции на рынке. Без углубленного анализа особенностей и характера стратегий наиболее крупных конкурирующих фирм невозможно оценить их действия на рынке сбыта. Прогноз поведения конкурентов строится на основе учёта следующих факторов:
ѕ размеров, темпов роста, прибыльности предприятий конкурентов;
ѕ мотивов и целей производственно-сбытовой политики;
ѕ текущей и предшествующей стратегии сбыта;
ѕ структуры затрат на производство;
ѕ организации производства и сбыта;
ѕ уровня управленческой культуры.
На базе анализа факторов, указанных в таблице 1, формулируются выводы о сильных и слабых сторонах стратегии конкурентов. Разумеется, не все факторы поведения конкурентов на рынке могут быть всесторонне проанализированы. Особенные трудности представляет исследование структуры затрат и издержек конкурентов. Вместе с тем в этой области могут быть получены следующие приблизительные данные:
ѕ численность занятых, структура прямых и накладных расходов;
ѕ сравнительная стоимость сырья, материалов и комплектующих частей;
ѕ капиталовложения в основной капитал и запасы;
ѕ объём продаж и число предприятий.
Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления больших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий «дефицитный рынок» можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок - порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.
Рыночная конкуренция в нашей экономике была устранена с ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в советский период привело к исчезновению рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции - обособленности свободных производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.
Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.
Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом - не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.