Анализ налогового законодательства в сфере деятельности энергетического предприятия.

При анализе налогового администрирования предприятий ТЭК необходимо прежде всего отметить Конституцию РФ, в которой определена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, Налоговый кодекс РФ, устанавливающий общие положения о налоговом контроле, учете организаций и физических лиц и порядке постановки на учет в налоговые органы, обязанности органов, учреждений, организаций, должностных лиц и банков, связанные с учетом налогоплательщиков, а также положения, касающиеся

проведения налоговых проверок налоговыми органами и вынесения решений по их результатам Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2009 г.) / СПС «Гарант».

Предприятия топливно-энергетического комплекса, являясь юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплачивают в соответствующие бюджеты налоги, включенные в отдельные главы Налогового кодекса РФ, касающиеся добычи природных ресурсов:

- налог на добавленную стоимость (глава 21 Налогового кодекса РФ);

- акцизы (глава 22 Налогового кодекса РФ);

- единый социальный налог (глава 24 Налогового кодекса РФ, с 1 января 2010 года взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования);

- налог на прибыль организаций (глава 25 Налогового кодекса РФ);

- налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 Налогового кодекса РФ);

- налог на имущество организаций (глава 30 Налогового кодекса РФ);

- другие региональные и местные налоги, предусмотренные частью второй Налогового кодекса Российской Федерации Налоговый кодекс РФ (НК РФ) Часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изменениями от 27 декабря 2009 г.) / Консультант Плюс.

Также в отношении предприятие ТЭК предусмотрена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26. 4) и уплата экспортных пошлин при реализации продукции за пределами Российской Федерации. Вместе с тем в соответствии со ст. 39 Закона «О недрах» Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" (с изменениями от 27 декабря 2009 г.) / СПС «Гарант» при пользовании недрами уплачиваются:

- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

- регулярные платежи за пользование недрами;

- плата за геологическую информацию о недрах;

- сбор за участие в конкурсе (аукционе);

- сбор за выдачу лицензий.

Таким образом, законодательно подтверждены и разделены понятия «налоги». Налоги регулируются Налоговым кодексом РФ, платежи - Законом РФ «О недрах». К неналоговым платежам относятся платежи при пользовании недрами в соответствии со статьями 39 - 43 Закона «О недрах».

Основным налогом предприятий ТЭК, безусловно, является налог на добычу полезных ископаемых, который составляет значительную часть поступлений в бюджетную систему Российской Федерации

Экологическое законодательство в РФ (Закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)

Согласно НК РФ, налоговые обязательства имеют организации и предприниматели, деятельность которых негативно влияет на окружающую среду. В частности, платить налоги обязаны фирмы:

* размещающие специальные отходы (шины, батарейки, люминесцентные лампы и т.п.);

* осуществляющие вредное производство с выбросом веществ в атмосферу и воду;

* реализующие транспортные средства. Также налог на ежегодной основе платят граждане, владеющие ТС.

Добыча, переработка и реализация различных видов топлива является одним из основных и наиболее прибыльных направлений деятельности в России. Поэтому большое значение имеет эффективное применение налогового законодательства в сфере энергетики. В связи с этим НК РФ содержит положения, касающиеся налогообложения:

* лиц и организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых в виде топлива (газ, уголь, нефть и т.п.);

* деятельности, связанной с реализацией топлива и нефтепродуктов.

Компании, добывающие топливо, являются непосредственными плательщикам энергетического налога. Что касается деятельности по реализации бензина и прочих нефтепродуктов, то налог на такую деятельность является косвенным (акциз). Его

плательщиками выступают потребители, так как сумма налога включается в стоимость нефтепродуктов.

Налогообложение топлива при добыче

Компании и предприниматели, осуществляющие добычу топлива в качестве полезных ископаемых, имеют налоговые обязательства по уплате НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). В частности, организации, имеющие лицензию на добычу угля, нефти, газа или газового конденсата, обязаны платить налог исходя из объема добытого топлива.

Расчет суммы налога осуществляется по ставкам, установленным НК (ст 342). В зависимости от вида топлива и области, в которой оно добыто, к объему добычи может применяться адвалорная (процентная) или твердая (в рублях на куб. тонну) ставка налога. К примеру, налог на добытый уголь (в том числе коксующийся, бурый, антрацит) рассчитывается по ставке в рублях на куб. тонну, на горючие сланцы и торф – по ставке 4% от объема добычи.

Если объем добычи топлива можно определить согласно измерительным приборам, то сумму налога следует рассчитывать так:

Н = (КолДоб + КолПот) * Ст

где КолДоб – объем фактически добытого топлива согласно измерительным приборам;

КолПот – объем потерь при добыче;

Ст – ставка налога, установленная НК.

Отметим, что при добыче нефти объем добычи и потерь определяется в особом порядке, установленным НК (ст. 339). Данный документ регламентирует механизм:

* определения объема добытой нефти;

* учета топлива при передаче и транспортировке;

* расчета количества нефти для технологического использования;

* установления остатков при подготовке и сборке;

* выявления объема фактических потерь.

При расчете суммы налога добытой нефти следует учитывать дополнительные показатели: динамику цен на нефть в мире, а также особенности процедуры добычи нефти. Данные показатели влияют на сумму налога:

Н = КолДоб * Ст * КоэфМирЦ – ОсДоб,

Где КолДоб – объем добытой нефти в тоннах;

Ст – ставка налога;

КоэфМирЦ — коэффициент динамики цен на нефть в мире;

ОсДоб – показатель особенностей процедуры добычи нефти.

Плата при производстве и реализации топлива

Энергетическое законодательство предусматривает, что платить налог должны производители, реализаторы, а в некоторых случаях, и покупатели топлива. В России для операций, связанных с производством и продаже топлива, предусмотрен акцизный сбор. Объектом налогообложения выступает объем произведенной/реализованной продукции, а именно автомобильного и прямогонного бензина, дизтоплива, машинных масел, авиационного топлива и средних дистиллятов.

ЗАДАЧИ

Задача 1

До реализации энергосберегающего мероприятия предприятие потребляет 10 000 кВт*ч электрической энергии и 500 Гкал тепловой энергии в год.

Стоимость 1 кВт*ч – 4 руб/кВт*ч

Стоимость 1 Гкал – 1000 руб/Гкал

Реализация энергосберегающей политики позволила сократить потребление электроэнергии на 30%, а тепловой энергии – на 40%.

Ежегодный рост тарифа на ресурсы (тепло и электроэнергию) составляет 10% в год.

Инвестиции в установку энергосберегающего оборудования составляют 450 000 рублей.

Определить, возможно ли окупить реализуемое энергосберегающее мероприятие за 2 года.

Решение задачи 1

   
Тариф кВт ч 4,4 4,84  
Тариф Гкал  
         
Рост 0,1      
         
Потребление  
кВт ч  
Гкал  
         
Затраты без ЭС мероприятия ЭЭ  
  ТЭ  
  Сумма  
         
Затраты с ЭС мероприятием ЭЭ  
  ТЭ  
  Сумма  
         
Экономия    
Всего    

489720>450000 => за 2 года окупается

Вариант 2

     
Тариф кВт ч 4,4    
Тариф Гкал    
         
Рост 0,1      
         
Потребление  
кВт ч  
Гкал  
         
Затраты без ЭС мероприятия ЭЭ  
  ТЭ  
  Сумма  
         
Затраты с ЭС мероприятием ЭЭ  
  ТЭ  
  Сумма  
         
Экономия    
Всего    

445200<450000 => за 2 года не окупается

Задача 2

ТЭЦ в Ленинградской области работает в теплофикационном режиме и обладает тепловой мощностью 20 МВт и электрической мощностью 10 МВт. Поставляет тепло и электроэнергию в город N.

Коэффициент неравномерности загрузки ТЭЦ (и по теплу и по электроэнергии) составляет 0,58.

Потребность города N в тепле составляет 55 000 Гкал/год, потребность города N в электроэнерги составляет 95 000 000 кВт*ч в год.

Определить, достаточно ли производства тепла и электроэнергии от ТЭЦ, чтобы удовлетворить потребности города N?

Решение задачи 2

Тепло:

Установленная мощность: 20 * 365дн * 24ч = 175 200 МВт

Фактическая выработка: 175 200 * 0,58 = 101 616 МВт

1 МВт = 0,8598 Гкал, т.е. 101 616 МВт = 87 399,44 Гкал

87 399,44 > 55 000, следовательно, тепла городу хватит

Электро:

Установленная мощность: 10 * 365дн * 24ч = 87 600 МВт

Фактическая выработка: 87 600 * 0,58 = 50 808 МВт

1 МВт = 1000 кВт, т.е. 50 808 МВт = 50 808 000 кВт

50 808 000 < 95 000 000, следовательно, электроэнергии городу не хватит

Наши рекомендации