Анализ налогового законодательства в сфере деятельности энергетического предприятия.
При анализе налогового администрирования предприятий ТЭК необходимо прежде всего отметить Конституцию РФ, в которой определена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, Налоговый кодекс РФ, устанавливающий общие положения о налоговом контроле, учете организаций и физических лиц и порядке постановки на учет в налоговые органы, обязанности органов, учреждений, организаций, должностных лиц и банков, связанные с учетом налогоплательщиков, а также положения, касающиеся
проведения налоговых проверок налоговыми органами и вынесения решений по их результатам Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2009 г.) / СПС «Гарант».
Предприятия топливно-энергетического комплекса, являясь юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплачивают в соответствующие бюджеты налоги, включенные в отдельные главы Налогового кодекса РФ, касающиеся добычи природных ресурсов:
- налог на добавленную стоимость (глава 21 Налогового кодекса РФ);
- акцизы (глава 22 Налогового кодекса РФ);
- единый социальный налог (глава 24 Налогового кодекса РФ, с 1 января 2010 года взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования);
- налог на прибыль организаций (глава 25 Налогового кодекса РФ);
- налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 Налогового кодекса РФ);
- налог на имущество организаций (глава 30 Налогового кодекса РФ);
- другие региональные и местные налоги, предусмотренные частью второй Налогового кодекса Российской Федерации Налоговый кодекс РФ (НК РФ) Часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изменениями от 27 декабря 2009 г.) / Консультант Плюс.
Также в отношении предприятие ТЭК предусмотрена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26. 4) и уплата экспортных пошлин при реализации продукции за пределами Российской Федерации. Вместе с тем в соответствии со ст. 39 Закона «О недрах» Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" (с изменениями от 27 декабря 2009 г.) / СПС «Гарант» при пользовании недрами уплачиваются:
- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
- регулярные платежи за пользование недрами;
- плата за геологическую информацию о недрах;
- сбор за участие в конкурсе (аукционе);
- сбор за выдачу лицензий.
Таким образом, законодательно подтверждены и разделены понятия «налоги». Налоги регулируются Налоговым кодексом РФ, платежи - Законом РФ «О недрах». К неналоговым платежам относятся платежи при пользовании недрами в соответствии со статьями 39 - 43 Закона «О недрах».
Основным налогом предприятий ТЭК, безусловно, является налог на добычу полезных ископаемых, который составляет значительную часть поступлений в бюджетную систему Российской Федерации
Экологическое законодательство в РФ (Закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)
Согласно НК РФ, налоговые обязательства имеют организации и предприниматели, деятельность которых негативно влияет на окружающую среду. В частности, платить налоги обязаны фирмы:
* размещающие специальные отходы (шины, батарейки, люминесцентные лампы и т.п.);
* осуществляющие вредное производство с выбросом веществ в атмосферу и воду;
* реализующие транспортные средства. Также налог на ежегодной основе платят граждане, владеющие ТС.
Добыча, переработка и реализация различных видов топлива является одним из основных и наиболее прибыльных направлений деятельности в России. Поэтому большое значение имеет эффективное применение налогового законодательства в сфере энергетики. В связи с этим НК РФ содержит положения, касающиеся налогообложения:
* лиц и организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых в виде топлива (газ, уголь, нефть и т.п.);
* деятельности, связанной с реализацией топлива и нефтепродуктов.
Компании, добывающие топливо, являются непосредственными плательщикам энергетического налога. Что касается деятельности по реализации бензина и прочих нефтепродуктов, то налог на такую деятельность является косвенным (акциз). Его
плательщиками выступают потребители, так как сумма налога включается в стоимость нефтепродуктов.
Налогообложение топлива при добыче
Компании и предприниматели, осуществляющие добычу топлива в качестве полезных ископаемых, имеют налоговые обязательства по уплате НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). В частности, организации, имеющие лицензию на добычу угля, нефти, газа или газового конденсата, обязаны платить налог исходя из объема добытого топлива.
Расчет суммы налога осуществляется по ставкам, установленным НК (ст 342). В зависимости от вида топлива и области, в которой оно добыто, к объему добычи может применяться адвалорная (процентная) или твердая (в рублях на куб. тонну) ставка налога. К примеру, налог на добытый уголь (в том числе коксующийся, бурый, антрацит) рассчитывается по ставке в рублях на куб. тонну, на горючие сланцы и торф – по ставке 4% от объема добычи.
Если объем добычи топлива можно определить согласно измерительным приборам, то сумму налога следует рассчитывать так:
Н = (КолДоб + КолПот) * Ст
где КолДоб – объем фактически добытого топлива согласно измерительным приборам;
КолПот – объем потерь при добыче;
Ст – ставка налога, установленная НК.
Отметим, что при добыче нефти объем добычи и потерь определяется в особом порядке, установленным НК (ст. 339). Данный документ регламентирует механизм:
* определения объема добытой нефти;
* учета топлива при передаче и транспортировке;
* расчета количества нефти для технологического использования;
* установления остатков при подготовке и сборке;
* выявления объема фактических потерь.
При расчете суммы налога добытой нефти следует учитывать дополнительные показатели: динамику цен на нефть в мире, а также особенности процедуры добычи нефти. Данные показатели влияют на сумму налога:
Н = КолДоб * Ст * КоэфМирЦ – ОсДоб,
Где КолДоб – объем добытой нефти в тоннах;
Ст – ставка налога;
КоэфМирЦ — коэффициент динамики цен на нефть в мире;
ОсДоб – показатель особенностей процедуры добычи нефти.
Плата при производстве и реализации топлива
Энергетическое законодательство предусматривает, что платить налог должны производители, реализаторы, а в некоторых случаях, и покупатели топлива. В России для операций, связанных с производством и продаже топлива, предусмотрен акцизный сбор. Объектом налогообложения выступает объем произведенной/реализованной продукции, а именно автомобильного и прямогонного бензина, дизтоплива, машинных масел, авиационного топлива и средних дистиллятов.
ЗАДАЧИ
Задача 1
До реализации энергосберегающего мероприятия предприятие потребляет 10 000 кВт*ч электрической энергии и 500 Гкал тепловой энергии в год.
Стоимость 1 кВт*ч – 4 руб/кВт*ч
Стоимость 1 Гкал – 1000 руб/Гкал
Реализация энергосберегающей политики позволила сократить потребление электроэнергии на 30%, а тепловой энергии – на 40%.
Ежегодный рост тарифа на ресурсы (тепло и электроэнергию) составляет 10% в год.
Инвестиции в установку энергосберегающего оборудования составляют 450 000 рублей.
Определить, возможно ли окупить реализуемое энергосберегающее мероприятие за 2 года.
Решение задачи 1
Тариф кВт ч | 4,4 | 4,84 | ||
Тариф Гкал | ||||
Рост | 0,1 | |||
Потребление | ||||
кВт ч | ||||
Гкал | ||||
Затраты без ЭС мероприятия | ЭЭ | |||
ТЭ | ||||
Сумма | ||||
Затраты с ЭС мероприятием | ЭЭ | |||
ТЭ | ||||
Сумма | ||||
Экономия | ||||
Всего |
489720>450000 => за 2 года окупается
Вариант 2
Тариф кВт ч | 4,4 | |||
Тариф Гкал | ||||
Рост | 0,1 | |||
Потребление | ||||
кВт ч | ||||
Гкал | ||||
Затраты без ЭС мероприятия | ЭЭ | |||
ТЭ | ||||
Сумма | ||||
Затраты с ЭС мероприятием | ЭЭ | |||
ТЭ | ||||
Сумма | ||||
Экономия | ||||
Всего |
445200<450000 => за 2 года не окупается
Задача 2
ТЭЦ в Ленинградской области работает в теплофикационном режиме и обладает тепловой мощностью 20 МВт и электрической мощностью 10 МВт. Поставляет тепло и электроэнергию в город N.
Коэффициент неравномерности загрузки ТЭЦ (и по теплу и по электроэнергии) составляет 0,58.
Потребность города N в тепле составляет 55 000 Гкал/год, потребность города N в электроэнерги составляет 95 000 000 кВт*ч в год.
Определить, достаточно ли производства тепла и электроэнергии от ТЭЦ, чтобы удовлетворить потребности города N?
Решение задачи 2
Тепло:
Установленная мощность: 20 * 365дн * 24ч = 175 200 МВт
Фактическая выработка: 175 200 * 0,58 = 101 616 МВт
1 МВт = 0,8598 Гкал, т.е. 101 616 МВт = 87 399,44 Гкал
87 399,44 > 55 000, следовательно, тепла городу хватит
Электро:
Установленная мощность: 10 * 365дн * 24ч = 87 600 МВт
Фактическая выработка: 87 600 * 0,58 = 50 808 МВт
1 МВт = 1000 кВт, т.е. 50 808 МВт = 50 808 000 кВт
50 808 000 < 95 000 000, следовательно, электроэнергии городу не хватит