Оценка факторов, влияющих на цену энергоресурсов и степени их влияния.
Энергетический ресурс (или энергоресурс) (по ФЗ 261 Об энергосбережении) - это носитель энергии, энергия которого используется или может быть использована при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, а также вид энергии (атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная энергия или другой вид энергии).
Под энергоресурсом понимаем 1) нефть, газ, уголь; 2) электроэнергия (от разл. видов источников).
На сегодняшний день в мире чаще всего применяются следующие механизмы ценообразования:
- Привязка к нефти.
Торговля природным газом осуществляется путем заключения долгосрочных контрактов, в которых формула расчета цены на газ определяется, исходя из цены сырой нефти либо нефтепродуктов. Подобные контракты позволяют и покупателям, и продавцам уменьшить ценовые риски, которые они берут на себя, инвестируя средства в крупные проекты.
- Регулируемое ценообразование.
Цены на газ устанавливаются государством и могут отражать производственные и прочие затраты. Такой механизм может предусматривать субсидии для потребителей природного газа.
- Конкурентное рыночное ценообразование.
Формируются торговые площадки – hubs – в регионах, где осуществляется торговля газом. Конкуренция между поставщиками и потребителями формирует соответствующие цены.
Разнообразие механизмов ценообразования вполне объяснимо: природный газ представляет собой относительно молодое топливо, требующее крупных инвестиций и инфраструктурных затрат. Поэтому значительная часть международной торговли природным газом осуществляется на основе долгосрочных контрактов. Однако по мере развития инфраструктуры можно ожидать изменений контрактных условий и структуры рынка и соответственно модификации механизма ценообразования.
Поскольку глобальный интегрированный рынок газа пока не создан, на региональных рынках действуют разные механизмы ценообразования. Тем не менее, переход к более конкурентным механизмам может оказаться неизбежным.
Факторы ценообразования на нефть.
В условиях рыночной экономики модель ценообразования как во внешней торговле, так и на внутреннем рынке, является многофакторной, т.е. формирование цен происходит под воздействием целой совокупности разнообразных факторов. По характеру и сфере действия данные факторы могут быть разделены на 5 групп:
1) общеэкономические – действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и/или реализации (цикл экономической активности, уровень инфляции; состояние совокупного спроса и предложения в экономике)
2) экономические – определяемые особенностями, условиями производства и реализации данной продукции (издержки, налоговые и иные сборы, наличие товара-заменителя, качество и потребительские свойства продукции);
3) специфические – влияющие только на некоторые товары и услуги (сезонность, комплектность, гарантийные условия обслуживания, эксплуатационные расходы);
4) специальные – связанные с действием особых экономических инструментов (государственное регулирование экономики, валютный курс);
5) внеэкономические – политические, военные.
При анализе конкретных товаров принято ранжировать факторы ценообразования по степени их влияния. При этом выделяются фундаментальные факторы, напрямую формирующие цену товара, и случайные факторы, присутствие которых может существенным образом скорректировать цену как в сторону увеличения, так и снижения (например, природные катаклизмы, военные действия). Наиболее важные факторы ценообразования на рынке нефти представлены на рисунке.
Также факторы ценообразования можно сгруппировать следующим образом: