Оценка факторов, влияющих на потенциал организации в текущий период времени

Виды управ­ле­ния Факторы влияния Показатели факторов Шкала оценок от +1 до 0 Оценка показателя экспертом
хорошо (+1) удовлетворительно (+0,5) неудовле­твори­тельно (0)
1. Общее управление 1.1. Эф­фектив­ность управления 1.1.1. Своевременность и ритмичность выполнения всех планов и договоров. Вариант ответа (ВО):        
  а) своевременно и ритмично; +      
  б) своевременно неритмично;   +    
  в) несвоевременно     +  
  1.1.2. Системность в управлении всеми функциональными службами. ВО:        
  а) наличие комплекса взаимоувязанных должностных инструкций и положений, опирающихся на единую информационную базу, ори­ентированную на общую цель; +      
  б) наличие комплекса взаимоувязанных должностных инструкций в подразделениях, опирающихся только на собственную информационную базу;   +    
  в) несвязанные между собой должностные инструкции и положения     +  

Продолжение табл. 2.29

Виды управ­ле­ния Факторы влияния Показатели факторов Шкала оценок от +1 до 0 Оценка показателя экспертом
хорошо (+1) удовлетворительно (+0,5) неудовле­твори­тельно (0)
  1.2. Рост эффективности управления 1.2.1. Тенденция изменения показателя ритмичности. ВО:        
а) повышение; +      
б) без изменения;   +    
в) снижение     +  
1.3. Тех­ноло­гия 1.3.1. Прогрессивность применяемой технологии управления. ВО:        
а) наличие автоматизированной системы управления с использованием безубыточной технологии; +      
б) наличие отдельных автоматизированных задач в управлении;   +    
в) ручное управление с использованием больших объемов докумен­тооборота     +  
1.4. Нововве­дения и твор­ческий дух в управлении 1.4.1. Ориентация на исследования и разработки в управлении. ВО:        
а) наличие комплексного плана по совершенствованию системы управления; +      
б) наличие отдельных планов по совершенствованию управления;   +    
в) отсутствие планов по совершенствованию управления     +  

Продолжение табл. 2.29



Виды управ­ле­ния Факторы влияния Показатели факторов Шкала оценок от +1 до 0 Оценка показателя экспертом
хорошо (+1) удовлетворительно (+0,5) неудовле­твори­тельно (0)
  1.5. Авторитет организации 1.5.1. Авторитет организации на внутреннем рынке. ВО:        
а) организация относится к числу ведущих в отрасли, наличие выбора заказчиков; +      
б) организация работает с традиционным (постоянным) кругом за­каза;   +    
в) сокращение круга заказов     +  
1.6. Диверси­фикация 1.6.1. Отношение руководства организации к расширению сферы дея­тельности. ВО:        
а) стремление к расширению сферы деятельности; +      
б) наличие основных и второстепенных направлений;   +    
в) ориентация на один вид продукции     +  
1.7. Уп­равле­ние социаль­ными функ­циями 1.7.1. Обеспеченность работников жильем        
1.7.2. Обеспеченность работников детскими учрежде­ниями        
1.7.3. Обеспеченность работников санаторно-курортным лечением. ВО:        
а) выше среднегородских показателей и уровня обеспеченности род­ственных организаций региона; +      
б) на уровне среднегородских показателей;   +    
в) ниже уровня среднегородских показателей     +  

Продолжение табл. 2.29

Виды управ­ле­ния Факторы влияния Показатели факторов Шкала оценок от +1 до 0 Оценка показателя экспертом
хорошо (+1) удовлетворительно (+0,5) неудовле­твори­тельно (0)
2. Финансо­вое управ­ление 2.1. Контроль за соблюде­нием финан­совой дисцип­лины 2.1.1. Платежеспособность организации. ВО:        
а) стабильная платежеспособность; +      
б) редко возникающая просроченная задолженность и длительное (превышение нормативов в 60 дней) пользование платежными креди­тами;   +    
в) частые случаи (раз в квартал) неплатежеспособности организации     +  
2.1.2. Обеспеченность собственными средствами. ВО:        
а) за счет уставного фонда и прибыли; +      
б) за счет уставного фонда, прибыли и неизрасходованных специаль­ных фондов и кредиторской задолженности;   +    
в) за счет привлечения заемных средств на пополнение основных и оборотных средств (в пределах норматива)     +  
2.2. Использо­вание креди­тов 2.2.1. Использование кредитов. ВО:        
а) на совершенствование оргтехуровня производства и социальное развитие; +      
б) на увеличение основных средств без роста объема производства;   +    
в) на увеличение оборотных средств     +  

Продолжение табл. 2.29

Виды управ­ле­ния Факторы влияния Показатели факторов Шкала оценок от +1 до 0 Оценка показателя экспертом
хорошо (+1) удовлетворительно (+0,5) неудовле­твори­тельно (0)
  2.3. Капитало­вложения 2.3.1. Уровень вложений ресурсов. ВО:        
а) планируемый уровень вложений значительно превышает критиче­скую точку объема (приближаясь к точке оптимального объема) (см. рис. 2.10); +      
б) планируемый уровень вложений незначительно превышает крити­ческую точку объема;   +    
в) планируемый уровень вложений ниже критической точки объема     +  
3. НИОКР 3.1. Исследо­вательские работы (НИР) 3.1.1. Соотношение между НИР и ОКР по объему. ВО:        
а) НИР составляет 1/3 объема ОКР; +      
б) НИР составляет менее 1/3 объема ОКР;   +    
в) НИР составляет менее 1/10 объема ОКР     +  
3.2. Творче­ский дух и нововведения 3.2.1. Количество изобретений и открытий. ВО:        
а) выше среднего по отрасли (или выше, чем у основного конку­рента); +      
б) на уровне общеотраслевого (или на уровне основного конкурента);   +    
в) ниже уровня общеотраслевого (или уровня основного конкурента)     +  

Продолжение табл. 2.29

Виды управ­ле­ния Факторы влияния Показатели факторов Шкала оценок от +1 до 0 Оценка показателя экспертом
хорошо (+1) удовлетворительно (+0,5) неудовле­твори­тельно (0)
  3.3. ОКР 3.3.1. НТУ разработок. ВО:        
а) на уровне лучших мировых образцов; +      
б) на уровне лучших образцов отрасли;   +    
в) не соответствует российскому уровню     +  
3.4. Произ­водственная технология НИОКР 3.4.1. Применение средств автоматизации в процессе НИОКР. ВО:        
а) наличие системы компьютерного проектирования, САПР с АРМ, с распределенной базой данных, необходимым организационным обеспечением; +      
б) наличие комплексов сквозных задач или системы САПР с общей базой данных;   +    
в) наличие отдельных программ в автоматическом или диалоговом режиме для решения локальных задач     +  
4. Произ­водство 4.1.Ма-тери­ально-техни­ческое снаб­жение 4.1.1. Наличие долгосрочных договорных связей, обеспечивающих поставку. ВО:        
а) основной массы материалов и комплектующих; +      
б) основных видов материалов и комплектующих;   +    
в) отдельных материалов     +  

Окончание табл. 2.29

Виды управ­ле­ния Факторы влияния Показатели факторов Шкала оценок от +1 до 0 Оценка показателя экспертом
хорошо (+1) удовлетворительно (+0,5) неудовле­твори­тельно (0)
  4.2. Автома­тизация про­изводства 4.2.1. Показатели автоматизации. ВО:        
а) выше отраслевого уровня (или основного конкурента); +      
б) на отраслевом уровне (или основного конкурента);   +    
в) ниже отраслевого уровня (или основного конкурента)     +  
4.3. Произ­водственная гибкость 4.3.1. Адаптация технологии к смене продукции. ВО:        
а) наличие гибких производственных систем (ГПС) и универсального оборудования; +      
б) наличие как универсального, так и специального оборудования;   +    
в) преобладающее большинство специализированного оборудования     +  
5. Марке­тинг 5.1. Марке­тинг 5.1.1. Занимается сбытом и его анализом. ВО:        
а) сбыт, реклама, массовое производство;     +  
б) реклама, производство по индивидуальным заказам, расширение рынков;   +    
в) пробный сбыт новой продукции, реклама, исследование рынков, производство по индивидуальным заказам, расширение рынков, меж­дународный маркетинг +      

На основе данных о конкурентном положении СГТ в каждой СЗХ (КПСЗХ (Н)), приведенных в таблице 2.19, и степени его изменения, установленной с помощью формулы 2.12, определяется конкурентное положение СГТ на этих рынках в будущем (КПСЗХ (б)) по формуле:

КПСЗХ (б) = КПСЗХ (Н) + ΔКПСЗХ . (2.13)

Зная долю оборота СГТ на каждом рынке (Дi), можно определить общую оценку конкурентного положения СГТ в будущем на всех СЗХ (КПСГТ (б)) по формуле:

Оценка факторов, влияющих на потенциал организации в текущий период времени - student2.ru . (2.14)

Определение предпочтительной стратегии
конкурентной СГТ

Предпочтительная стратегия для СГТ в будущем по каждой СЗХ устанавливается с помощью той же матрицы, по которой определялась М-стратегия (см. рис. 2.7). Для этого используется оценка привлекательности СГТ в СЗХ в будущем (ПСЗХ (б) – см. формулу 2.8) и конкурентную позицию СГТ в СЗХ в будущем (КПСЗХ (б) – см. формулу 2.13). Пересечение этих показателей на матрице МакКинзи определяет позицию СГТ на данном рынке с учетом реализации всех внешних возможностей и ликвидации угроз, использования сильных внутренних сторон, улучшения технологии и усиления слабых звеньев в деятельности организации.

Процедура обоснования предпочтительной стратегической позиции, выбранной с помощью этой матрицы, выполняется в соответствии со схемой, представленной в таблице 2.30.

Таблица 2.30

Наши рекомендации