Анализ экономической деятельности предприятия

Одним из важнейших факторов увеличения объема производства и реализации продукции на промышленных, торговых предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование.

Рассмотрим в следующей таблице 7 состав и структуру основных средств ТОО «С/Х техника» за 2014-2016 годы.

Таблица 7

Состав и структура основных средств ТОО «С/Х техника» за 2014-2016 годы, тыс. тенге [35]

№ п/п Наименование 2014 год 2015 год 2016 год В среднем за 3 года
Сумма % Сумма % Сумма % Сумма %
1. Здания и сооружения 15396,3 54,5 15396,3 54,3 15396,3 46,1 15396,3 51,3
2. Машины и оборудование 5588,74 19,8 5704,38 20,1 9860,89 29,5 7051,3 23,5
3. Транспортные средства 2,2 624,36 2,2 806,63 2,4 683,6 2,3
4. Земля 23,0 22,9 19,5 21,7
5. Прочие 145,96 0,5 145,96 0,5 814,71 2,5 368,9 1,2
  ИТОГО: 33387.5 30009,1

Из данных таблицы 7 видно, что наибольший удельный вес в структуре основных средств занимает группа «Здания и сооружения» - 51,3 % . Это связано, прежде всего, с основной деятельностью товарищества.

Согласно действующему законодательству к трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте: мужчины в возрасте от 16 до 63 лет, женщины в возрасте от 16 до 58 лет включительно. От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем реализации продукции, ее себестоимость, прибыль и так далее. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с необходимой их потребностью.

Рассмотрим в ниже приведенной таблице 8 состав и структуру трудовых ресурсов данного предприятия за 2014-2016 годы.

Таблица 8

Состав и структура трудовых ресурсов ТОО «С/Х техника» за 2014-2016 годы, человек [35]

№ п/п Категории работников 2014 год 2015 год 2016 год В среднем за 3 года
Кол-во % Кол.-во % Кол.-во % Кол.-во %
Администрация,управленческий персонал 3,6 3,6 3,5 3,5

Продолжение таблицы 8

Менеджеры и торговые представители 73,2 73,2 70,7 72,3
Другие 23,2 23,2 25,5 24,2
  ИТОГО:

Из данной таблицы 8 можно сделать вывод о том, что численность работников в торговом предприятии имеет тенденцию к росту. Количество работников увеличилось на 6 человек. В структуре работников произошли незначительные изменения. Наблюдается увеличение удельного веса других работников, при одновременном сокращении доли продавцов и торговых представителей. Состав административно-управленческого персонала при этом остался без изменений.

Себестоимость является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия. Она показывает, во что обходится единица продукции хозяйству. Анализ себестоимости начинают с оценки уровня себестоимости. Производится сравнение уровня себестоимости отчетного года с показателями предыдущих лет. Рассмотрим изменение себестоимости реализованной продукции в ТОО «С/Х техника» в ниже приведенной таблице 9.

Таблица 9

Состав и структура себестоимости ТОО « С/Х техника» за 2014-2016 годы, тыс. тенге [35]

№ п/п Статьи затрат 2014 год 2015 год 2016 год В среднем за 3 года
Сумма % Сумма % Сумма % Сумма %
1. Заработная плата 37,9 38,0 41,7 39,3
2. Амортизация 3,5 3,5 3,5 3,5
3. Отчисления 7,5 7,6 8,3 7,9
4. Э/энергия 10,9 11,0 11,0 11,0
5. Зап.части 5,7 5,8 6,1 5,9
6. Материалы 20,4 20,4 17,4 19,3
7. Топливо 11,9 12,0 10,7 11,5
8. Прочие 2,2 1,7 1,2 1,6
  ИТОГО:

По данным, приведенным в таблице, видно, что в 2016 году величина себестоимости по сравнению с 2015 годом увеличилась на +586116 тыс. тенге.

В структуре себестоимости произошли небольшие изменения. Возрос удельный вес таких статей затрат, как заработная плата – на 3,7 %, зап.части – на 0,7 % при одновременном сокращении таких статей затрат, как стоимость материалов - на 3 %, топливо – на 1,3 %. Снижение затрат на товары связано с тем, что предприятие приобретает его непосредственно у производителей, минуя посредников, что оказывает непосредственное влияние на себестоимость реализуемой продукции.

Рентабельность – это важная экономическая категория, которая присуща всем предприятиям. Она означает доходность, прибыльность предприятия. Показатели рентабельности характеризуют эффективность предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой и других). Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. К таким показателям относят рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) и рентабельность продаж (оборот).

Таблица 10

Финансовые результаты деятельности предприятия ТОО «С/Х техника» за 2014-2016 годы, тыс. тенге [35]

№ п/п Наименование 2014 год 2015 год 2016 год Изменение, + / 2016 г. к 2014 г.
1. Выручка от реализации 11099,0 11442,5 12995,0 +1896
2. Себестоимость реализованной продукции 5034,7 5050,0 5636,1   +601,4
3. Прибыль от реализации продукции 6064,3 6392,5 7358,9 +1294,6
4. Уровень рентабельности, % 120,5 126,6 130,5 +10,0

По данным выше приведенной таблицы 10, видно, что себестоимость продукции в 2016 году увеличилась по сравнению с 2015 годом на +586,1 тыс. тенге, а по сравнению с 2014 годом на +601,4 тыс. тенге. Увеличение выручки от реализации товарной продукции связано с ростом объема реализации продукции и снижением цены приобретаемой продукции у производителей.

Прибыль увеличилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом на + 966,4 тыс. тенге и составила в 2016 году 7358,9 тыс. тенге, а по сравнению с 2014 годом она увеличилась на + 1294,6 тыс. тенге. Уровень рентабельности в 2016 году составил 130,5 %, т.е. на 1 тенге затрат получено 1,3 прибыли, где его уровень увеличился по сравнению с 2015 годом на + 3,9 %, а по сравнению с 2014 годом она увеличился на +10,0 %.

Прибыльность реализации продукции зависит от многих факторов, как производственных, так и рыночных.

К производственным относятся факторы эффективности использования производственных ресурсов, возможная экономия издержек производства и другие.

Производители могут выстоять в конкуренции цен и повысить до максимума свои прибыли, только снижая издержки, что в свою очередь, достигается внедрением наиболее эффективных методов производства.

К рыночным факторам причисляются состояние конъюнктуры рынка, и перспективы ее динамики, а также масштабы и условия конкуренции.

Наши рекомендации