Анализ экономической деятельности предприятия
Одним из важнейших факторов увеличения объема производства и реализации продукции на промышленных, торговых предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное и эффективное их использование.
Рассмотрим в следующей таблице 7 состав и структуру основных средств ТОО «С/Х техника» за 2014-2016 годы.
Таблица 7
Состав и структура основных средств ТОО «С/Х техника» за 2014-2016 годы, тыс. тенге [35]
№ п/п | Наименование | 2014 год | 2015 год | 2016 год | В среднем за 3 года | ||||
Сумма | % | Сумма | % | Сумма | % | Сумма | % | ||
1. | Здания и сооружения | 15396,3 | 54,5 | 15396,3 | 54,3 | 15396,3 | 46,1 | 15396,3 | 51,3 |
2. | Машины и оборудование | 5588,74 | 19,8 | 5704,38 | 20,1 | 9860,89 | 29,5 | 7051,3 | 23,5 |
3. | Транспортные средства | 2,2 | 624,36 | 2,2 | 806,63 | 2,4 | 683,6 | 2,3 | |
4. | Земля | 23,0 | 22,9 | 19,5 | 21,7 | ||||
5. | Прочие | 145,96 | 0,5 | 145,96 | 0,5 | 814,71 | 2,5 | 368,9 | 1,2 |
ИТОГО: | 33387.5 | 30009,1 |
Из данных таблицы 7 видно, что наибольший удельный вес в структуре основных средств занимает группа «Здания и сооружения» - 51,3 % . Это связано, прежде всего, с основной деятельностью товарищества.
Согласно действующему законодательству к трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте: мужчины в возрасте от 16 до 63 лет, женщины в возрасте от 16 до 58 лет включительно. От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем реализации продукции, ее себестоимость, прибыль и так далее. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям с необходимой их потребностью.
Рассмотрим в ниже приведенной таблице 8 состав и структуру трудовых ресурсов данного предприятия за 2014-2016 годы.
Таблица 8
Состав и структура трудовых ресурсов ТОО «С/Х техника» за 2014-2016 годы, человек [35]
№ п/п | Категории работников | 2014 год | 2015 год | 2016 год | В среднем за 3 года | ||||
Кол-во | % | Кол.-во | % | Кол.-во | % | Кол.-во | % | ||
Администрация,управленческий персонал | 3,6 | 3,6 | 3,5 | 3,5 |
Продолжение таблицы 8
Менеджеры и торговые представители | 73,2 | 73,2 | 70,7 | 72,3 | |||||
Другие | 23,2 | 23,2 | 25,5 | 24,2 | |||||
ИТОГО: |
Из данной таблицы 8 можно сделать вывод о том, что численность работников в торговом предприятии имеет тенденцию к росту. Количество работников увеличилось на 6 человек. В структуре работников произошли незначительные изменения. Наблюдается увеличение удельного веса других работников, при одновременном сокращении доли продавцов и торговых представителей. Состав административно-управленческого персонала при этом остался без изменений.
Себестоимость является важнейшим экономическим показателем деятельности предприятия. Она показывает, во что обходится единица продукции хозяйству. Анализ себестоимости начинают с оценки уровня себестоимости. Производится сравнение уровня себестоимости отчетного года с показателями предыдущих лет. Рассмотрим изменение себестоимости реализованной продукции в ТОО «С/Х техника» в ниже приведенной таблице 9.
Таблица 9
Состав и структура себестоимости ТОО « С/Х техника» за 2014-2016 годы, тыс. тенге [35]
№ п/п | Статьи затрат | 2014 год | 2015 год | 2016 год | В среднем за 3 года | ||||
Сумма | % | Сумма | % | Сумма | % | Сумма | % | ||
1. | Заработная плата | 37,9 | 38,0 | 41,7 | 39,3 | ||||
2. | Амортизация | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | ||||
3. | Отчисления | 7,5 | 7,6 | 8,3 | 7,9 | ||||
4. | Э/энергия | 10,9 | 11,0 | 11,0 | 11,0 | ||||
5. | Зап.части | 5,7 | 5,8 | 6,1 | 5,9 | ||||
6. | Материалы | 20,4 | 20,4 | 17,4 | 19,3 | ||||
7. | Топливо | 11,9 | 12,0 | 10,7 | 11,5 | ||||
8. | Прочие | 2,2 | 1,7 | 1,2 | 1,6 | ||||
ИТОГО: |
По данным, приведенным в таблице, видно, что в 2016 году величина себестоимости по сравнению с 2015 годом увеличилась на +586116 тыс. тенге.
В структуре себестоимости произошли небольшие изменения. Возрос удельный вес таких статей затрат, как заработная плата – на 3,7 %, зап.части – на 0,7 % при одновременном сокращении таких статей затрат, как стоимость материалов - на 3 %, топливо – на 1,3 %. Снижение затрат на товары связано с тем, что предприятие приобретает его непосредственно у производителей, минуя посредников, что оказывает непосредственное влияние на себестоимость реализуемой продукции.
Рентабельность – это важная экономическая категория, которая присуща всем предприятиям. Она означает доходность, прибыльность предприятия. Показатели рентабельности характеризуют эффективность предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой и других). Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. К таким показателям относят рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) и рентабельность продаж (оборот).
Таблица 10
Финансовые результаты деятельности предприятия ТОО «С/Х техника» за 2014-2016 годы, тыс. тенге [35]
№ п/п | Наименование | 2014 год | 2015 год | 2016 год | Изменение, + / 2016 г. к 2014 г. |
1. | Выручка от реализации | 11099,0 | 11442,5 | 12995,0 | +1896 |
2. | Себестоимость реализованной продукции | 5034,7 | 5050,0 | 5636,1 | +601,4 |
3. | Прибыль от реализации продукции | 6064,3 | 6392,5 | 7358,9 | +1294,6 |
4. | Уровень рентабельности, % | 120,5 | 126,6 | 130,5 | +10,0 |
По данным выше приведенной таблицы 10, видно, что себестоимость продукции в 2016 году увеличилась по сравнению с 2015 годом на +586,1 тыс. тенге, а по сравнению с 2014 годом на +601,4 тыс. тенге. Увеличение выручки от реализации товарной продукции связано с ростом объема реализации продукции и снижением цены приобретаемой продукции у производителей.
Прибыль увеличилась в 2016 году по сравнению с 2015 годом на + 966,4 тыс. тенге и составила в 2016 году 7358,9 тыс. тенге, а по сравнению с 2014 годом она увеличилась на + 1294,6 тыс. тенге. Уровень рентабельности в 2016 году составил 130,5 %, т.е. на 1 тенге затрат получено 1,3 прибыли, где его уровень увеличился по сравнению с 2015 годом на + 3,9 %, а по сравнению с 2014 годом она увеличился на +10,0 %.
Прибыльность реализации продукции зависит от многих факторов, как производственных, так и рыночных.
К производственным относятся факторы эффективности использования производственных ресурсов, возможная экономия издержек производства и другие.
Производители могут выстоять в конкуренции цен и повысить до максимума свои прибыли, только снижая издержки, что в свою очередь, достигается внедрением наиболее эффективных методов производства.
К рыночным факторам причисляются состояние конъюнктуры рынка, и перспективы ее динамики, а также масштабы и условия конкуренции.