Политика управления оборотными активами
УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ
Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия в форме совокупных имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.
Активы предприятия подразделяются по многим классификационным признакам:
1. Форма функционирования активов.По этому признаку выделяют следующие их виды:
а) Материальные активы. Они характеризуют активы предприятия, имеющие вещную (материальную) форму. К составу материальных активов предприятия относятся:
• основные средства;
• незавершенные капитальные вложения;
• оборудование, предназначенное к монтажу;
• производственные запасы сырья и полуфабрикатов;
• объем незавершенного производства;
• запасы готовой продукции, предназначенной к реализации;
• прочие виды материальных активов.
б) Нематериальные активы. Они характеризуют активы предприятия, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности и приносящие прибыль. К этому виду активов предприятия относятся:
• приобретенные предприятием права пользования отдельными природными ресурсами;
• патентные права на использование изобретений;
• „ноу-хау" ;
• права на промышленные образцы и модели;
• товарный знак;
• торговая марка;
• права на использование компьютерных программных продуктов;
• „гудвилл" — разница между рыночной стоимостью предприятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой стоимостью.
• другие аналогичные виды имущественных ценностей предприятия;
в) финансовые активы Они характеризуют различные финансовые инструменты, принадлежащие предприятию или находящиеся в его владении. К финансовым активам предприятия относятся:
• денежные активы в национальной валюте;
• денежные активы в иностранной валюте;
• дебиторская задолженность во всех ее формах;
• краткосрочные финансовые вложения;
• долгосрочные финансовые вложения.
2. Характер участия в хозяйственном процессе и скорость оборота активов.По этому признаку активы предприятия подразделяются на следующие виды:
а) Оборотные (текущие) активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляемых в течение одного производственно-коммерческого цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования до одного года.
В составе оборотных (текущих) активов предприятия выделяют следующие их элементы:
• производственные запасы сырья и полуфабрикатов;
• объем незавершенного производства;
• запасы готовой продукции, предназначенной к реализации;
• дебиторскую задолженность;
• денежные активы в национальной валюте;
• денежные активы в иностранной валюте;
• краткосрочные финансовые вложения.
б) Внеоборотные активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования более одного года.
В состав внеоборотных активов предприятия входят следующие их виды:
• основные средства;
• нематериальные активы;
• незавершенные капитальные вложения;
• оборудование, предназначенное к монтажу;
• долгосрочные финансовые вложения;
• другие виды внеоборотных активов.
3. Степень ликвидности активов.В соответствии с этим признаком активы предприятия принято подразделять на следующие виды:
а) Активы в абсолютно ликвидной форме. К ним относятся активы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа.
В состав активов этого вида входят:
• денежные активы в национальной валюте;
• денежные активы в иностранной валюте.
б) Высоколиквидные активы. Они характеризуют группу активов предприятия, которая быстро может быть конверсирована в денежную форму (как правило, в срок до одного месяца) без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости с целью своевременного обеспечения платежей по текущим финансовым обязательствам.
К высоколиквидным активам предприятия относятся:
• краткосрочные финансовые вложения;
• краткосрочная дебиторская задолженность.
в) Среднеликвидные активы. К этому виду относятся активы, которые могут быть конверсированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев.
К среднеликвидным активам предприятия обычно относят:
• все формы дебиторской задолженности, кроме краткосрочной и безнадежной;
• запасы готовой продукции, предназначенной к реализации.
г) Слаболиквидные активы. К ним относятся активы предприятия, которые могут быть конверсированы в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше).
В современной практике финансового менеджмента к этой группе активов предприятия относят:
• запасы сырья и полуфабрикатов;
• активы в форме незавершенного производства;
• основные средства;
• незавершенные капитальные вложения;
• оборудование, предназначенное к монтажу;
• нематериальные активы;
• долгосрочные финансовые вложения.
д) Неликвидные активы. В эту группу входят такие виды активов предприятия, которые самостоятельно реализованы быть не могут (они могут быть проданы лишь в составе целостного имущественного комплекса).
К таким активам относятся:
• безнадежная дебиторская задолженность;
• расходы будущих периодов;
• убытки текущие и прошлых лет (отражаемые в составе актива баланса предприятия).
С учетом рассмотренной классификации строится процесс финансового управления активами предприятия.
УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ
Капитал предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов.
Рассматривая экономическую сущность капитала предприятия, следует в первую очередь отметить такие его характеристики:
1. Капитал предприятия является основным фактором производства.В экономической теории выделяют три основных фактора производства, обеспечивающих хозяйственную деятельность производственных предприятий — капитал; землю и другие природные ресурсы; трудовые ресурсы. В системе этих факторов производства капиталу принадлежит приоритетная роль, так как он объединяет все факторы в единый производственный комплекс.
2. Капитал является главным источником формирования благосостояния его собственников.Он обеспечивает необходимый уровень этого благосостояния как в текущем, так и в перспективном периоде.
3. Капитал предприятия является главным измерителем его рыночной стоимости.В этом качестве выступает прежде всего собственный капитал предприятия, определяющий объем его чистых активов.
4. Динамика капитала предприятия является важнейшим барометром уровня эффективности его хозяйственной деятельности. Снижение объема собственного капитала является, как правило, следствием неэффективной, убыточной деятельности предприятия.
Рассмотрим классификации капитала предприятия
1. По принадлежности предприятиювыделяют собственный и заемный виды его капитала.
Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и используемых им для формирования определенной части его активов. Эта часть активов, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия.
Заемный капитал характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Все формы заемного капитала, используемого предприятием, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки.
2. По формам инвестированияразличают капитал в денежной, материальной и нематериальной формах, используемый для формирования уставного фонда предприятия.
3. По объекту инвестированиявыделяют основной и оборотный виды капитала предприятия.
Основной капитал характеризует ту часть используемого предприятием капитала, который инвестирован во все виды его внеоборотных активов (а не только в основные средства, как это часто трактуется влитературе).
Оборотный капитал характеризует ту его часть, которая инвестирована предприятием в его оборотные активы.
ФИНАНСОВЫЙ ЛЕВЕРИДЖ
Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала.
Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли собственным капиталом при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:
ЭФЛ = (1-Снп)х(РА - ПК) ЗК/СК
Рассматривая ранее приведенную формулу расчета эффекта финансового левериджа, можно выделить в ней три основные составляющие:
1) Налоговый корректор финансового левериджа (1 - Снп).
2) Дифференциал финансового левериджа (РА - ПК).
3) Финансовый рычаг, который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.
Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности предприятия.
Налоговый корректор финансового левериджапрактически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль устанавливается законодательно.
Дифференциал финансового левериджаявляется главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит, т.е. если дифференциал финансового левериджа является положительной величиной. Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.
Коэффициент финансового левериджаявляется тем рычагом, который мультиплицирует (пропорционально мультипликатору или коэффициенту изменяет) положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего значения его дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового певериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала.
Таким образом, при неизменном дифференциале коэффициент финансового левериджа является главным генератором как возрастания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли. Аналогичным образом, при неизменном коэффициенте финансового левериджа положительная или отрицательная динамика его дифференциала генерирует как возрастание суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансовый риск ее потери.
Знание механизма воздействия финансового левериджа на уровень прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска позволяет целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала предприятия.
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ
Основной целью разработки плана поступления и расходования денежных средств является прогнозирование во времени валового и чистого денежных потоков предприятия в разрезе отдельных видов его хозяйственной деятельности и обеспечение постоянной платежеспособности на всех этапах планового периода.
План поступления и расходования денежных средств разрабатывается на предприятии в такой последовательности:
На первом этапе прогнозируется поступление и расходование денежных средств по операционной деятельности предприятия, так как ряд результативных показателей этого плана служат исходной предпосылкой разработки других составных его частей.
На Втором этапе разрабатываются плановые показатели поступления и расходования денежных средств по инвестиционной деятельности предприятия (с учетом чистого денежного потока по операционной его деятельности).
На третьем этапе рассчитываются плановые показатели поступления и расходования денежных средств по финансовой деятельности предприятия, которая призвана обеспечить источники внешнего финансирования операционной и инвестиционной его деятельности в предстоящем периоде.
На четвертом этапе прогнозируются валовой и чистый денежные потоки, а также динамика остатков денежных средств по предприятию в целом.
УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ
Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия в форме совокупных имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.
Активы предприятия подразделяются по многим классификационным признакам:
1. Форма функционирования активов.По этому признаку выделяют следующие их виды:
а) Материальные активы. Они характеризуют активы предприятия, имеющие вещную (материальную) форму. К составу материальных активов предприятия относятся:
• основные средства;
• незавершенные капитальные вложения;
• оборудование, предназначенное к монтажу;
• производственные запасы сырья и полуфабрикатов;
• объем незавершенного производства;
• запасы готовой продукции, предназначенной к реализации;
• прочие виды материальных активов.
б) Нематериальные активы. Они характеризуют активы предприятия, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности и приносящие прибыль. К этому виду активов предприятия относятся:
• приобретенные предприятием права пользования отдельными природными ресурсами;
• патентные права на использование изобретений;
• „ноу-хау" ;
• права на промышленные образцы и модели;
• товарный знак;
• торговая марка;
• права на использование компьютерных программных продуктов;
• „гудвилл" — разница между рыночной стоимостью предприятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой стоимостью.
• другие аналогичные виды имущественных ценностей предприятия;
в) финансовые активы Они характеризуют различные финансовые инструменты, принадлежащие предприятию или находящиеся в его владении. К финансовым активам предприятия относятся:
• денежные активы в национальной валюте;
• денежные активы в иностранной валюте;
• дебиторская задолженность во всех ее формах;
• краткосрочные финансовые вложения;
• долгосрочные финансовые вложения.
2. Характер участия в хозяйственном процессе и скорость оборота активов.По этому признаку активы предприятия подразделяются на следующие виды:
а) Оборотные (текущие) активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляемых в течение одного производственно-коммерческого цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования до одного года.
В составе оборотных (текущих) активов предприятия выделяют следующие их элементы:
• производственные запасы сырья и полуфабрикатов;
• объем незавершенного производства;
• запасы готовой продукции, предназначенной к реализации;
• дебиторскую задолженность;
• денежные активы в национальной валюте;
• денежные активы в иностранной валюте;
• краткосрочные финансовые вложения.
б) Внеоборотные активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования более одного года.
В состав внеоборотных активов предприятия входят следующие их виды:
• основные средства;
• нематериальные активы;
• незавершенные капитальные вложения;
• оборудование, предназначенное к монтажу;
• долгосрочные финансовые вложения;
• другие виды внеоборотных активов.
3. Степень ликвидности активов.В соответствии с этим признаком активы предприятия принято подразделять на следующие виды:
а) Активы в абсолютно ликвидной форме. К ним относятся активы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа.
В состав активов этого вида входят:
• денежные активы в национальной валюте;
• денежные активы в иностранной валюте.
б) Высоколиквидные активы. Они характеризуют группу активов предприятия, которая быстро может быть конверсирована в денежную форму (как правило, в срок до одного месяца) без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости с целью своевременного обеспечения платежей по текущим финансовым обязательствам.
К высоколиквидным активам предприятия относятся:
• краткосрочные финансовые вложения;
• краткосрочная дебиторская задолженность.
в) Среднеликвидные активы. К этому виду относятся активы, которые могут быть конверсированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев.
К среднеликвидным активам предприятия обычно относят:
• все формы дебиторской задолженности, кроме краткосрочной и безнадежной;
• запасы готовой продукции, предназначенной к реализации.
г) Слаболиквидные активы. К ним относятся активы предприятия, которые могут быть конверсированы в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше).
В современной практике финансового менеджмента к этой группе активов предприятия относят:
• запасы сырья и полуфабрикатов;
• активы в форме незавершенного производства;
• основные средства;
• незавершенные капитальные вложения;
• оборудование, предназначенное к монтажу;
• нематериальные активы;
• долгосрочные финансовые вложения.
д) Неликвидные активы. В эту группу входят такие виды активов предприятия, которые самостоятельно реализованы быть не могут (они могут быть проданы лишь в составе целостного имущественного комплекса).
К таким активам относятся:
• безнадежная дебиторская задолженность;
• расходы будущих периодов;
• убытки текущие и прошлых лет (отражаемые в составе актива баланса предприятия).
С учетом рассмотренной классификации строится процесс финансового управления активами предприятия.
ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ
Управление оборотными активами предприятия связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла. Операционный циклпредставляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходитсмена отдельных их видов.
Важнейшей характеристикой операционного цикла, существенно влияющей на объем, структуру и эффективность использования оборотных активов, является его продолжительность. Она включает период времени от момента расходования предприятием денежных средств на приобретение входящих запасов материальных оборотных активов до поступления денег от дебиторов за реализованную
Принципиальная формула по которой рассчитывается продолжительность операционного цикла предприятия, имеет вид.
где — продолжительность операционного цикла предприятия,
в днях;
— период оборота среднего остатка денежных средств, в днях;
— продолжительность материальных запасов, в днях;
— продолжительность оборота запасов готовой продукции, в днях;
— продолжительность оборота (инкассации) дебиторской задолженности, в днях.
В процессе управления оборотными активами в рамках операционного цикла выделяют две основные его составляющие: 1) производственный цикл предприятия; 2) финансовый цикл (или цикл денежного оборота) предприятия.
Производственный цикл предприятияхарактеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции покупателям.
Продолжительность производственного цикла предприятия определяется по следующей формуле:
где — продолжительность производственного цикла предприятия, в днях;
— период оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов, в днях;
— период оборота среднего объема незавершенного производства, в днях;
— период оборота среднего запаса готовой продукции, в днях.
Финансовый цикл (цикл денежного оборота) предприятияпредставляет собой период полного оборота денежных средств, инвестированных в оборотные активы, начиная с момента погашения кредиторской задолженности за полученные сырье, материалы и полуфабрикаты, и заканчивая инкассацией дебиторской задолженности за поставленную готовую продукцию.
Продолжительность финансового цикла (или цикла денежного оборота) предприятия определяется по следующей формуле:
где — продолжительность финансового цикла (цикла денежного оборота) предприятия, в днях;
— продолжительность производственного цикла предприятия, в днях;
— средний период оборота дебиторской задолженности,в днях;
— средний период оборота кредиторской задолженности, в днях;
Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования.
Политика управления оборотными активами предприятия разрабатывается по следующим основным этапам (рис. 5.4.).
1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.
На первом этапе анализа рассматривается динамика общего объема оборотных активов, динамика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия.
На Втором этапе анализа рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основных их видов. Анализ состава оборотных активов предприятия по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности.
На третьем этапе анализа изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей их сумме. Этот анализ проводится с использованием показателей — коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборотных активов.
На четвертом этапе анализа определяется рентабельность оборотных активов, исследуются определяющие ее факторы.
На пятом этапе анализа рассматривается состав основных источников финансирования оборотных активов — динамика их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств, инвестированных в эти активы.
Результаты проведенного анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотными активами на предприятии и выявить основные направления его повышения в предстоящем периоде.
2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия.Такие принципы отражают общую идеологию финансового управления предприятием с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности. Применительно к оборотным активам они определяют выбор определенного типа политики их формирования.
Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию оборотных активов предприятия — консервативный, умеренный и агрессивный.
Консервативный подход к формированию оборотных активов предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех их видах, обеспечивающей нормальный ход операционной деятельности, но и создание высоких размеров их резервов на случай непредвиденных сложностей в обеспечении предприятия сырьем и материалами, ухудшения внутренних условий производства продукции, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса покупателей и т. п. Такой подход гарантирует минимизацию операционных и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов — их оборачиваемости и уровне рентабельности.
Умеренный подход к формированию оборотных активов направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов и создание нормальных страховых их размеров на случай наиболее типичных сбоев в ходе операционной деятельности предприятия. При таком подходе обеспечивается среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнем риска и уровнем эффективности использования финансовых ресурсов.
Агрессивный подход к формированию оборотных активов заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам этих активов. При отсутствии сбоев в ходе операционной деятельности такой подход к формированию оборотных активов обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности их использования. Однако любые сбои в осуществлении нормального хода операционной деятельности, вызванные действием внутренних или внешних факторов, приводят к существенным финансовым потерям из-за сокращения объема производства и реализации продукции.
Таким образом, избранные принципиальные подходы к формированию оборотных активов предприятия (или тип политики их формирования), отражая различные соотношения уровня эффективности их использования и риска, в конечном счете определяют сумму этих активов и их уровень по отношению к объему операционной деятельности.
3. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов.Хотя все виды оборотных активов в той или иной степени являются ликвидными (кроме расходов будущих периодов и безнадежной дебиторской задолженности) общий уровень их срочной ликвидности должен обеспечивать необходимый уровень платежеспособности предприятия по текущим (особенно неотложным) финансовым обязательствам. В этих целях с учетом объема и графика предстоящего платежного оборота должна быть определена доля оборотных активов в форме денежных средств, высоко- и среднеликвидных активов.
4. Обеспечение повышения-рентабельности оборотных активов.Как и любой вид активов оборотные активы должны генерировать определенную прибыль при их использовании в производственно-сбытовой деятельности предприятия. Вместе с тем, отдельные виды оборотных активов способны приносить предприятию прямой доход в процессе финансовой деятельности в форме процентов и дивидендов (краткосрочные финансовые вложения). Поэтому составной частью разрабатываемой политики является обеспечение своевременного использования временно свободного остатка денежных активов для формирования эффективного портфеля краткосрочных финансовых вложений.
ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ВНЕОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИП
Процесс управления операционными внеоборотными активами осуществляется на предприятии по следущим основным этапам
1. Анализ внеоборотных активов предприятия в предшествующем периоде. Этот анализ проводится в целях изучения динамики общего их объема и состава, степени их годности, интенсивности обновления и эффективности использования.
Коэффициент годоности, коэффициент износа, коэффициент выбытия, коэффициент обновления, коэффициент рентабельности.
2. Обеспечение правильного начисления амортизации внеоборотных активов. Объектами амортизации являются основные средства (кроме земли) и нематериальных активов. Начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования соответствующего актива, устанавливаемого предприятием.
Оснонвыми методами начисления амортизации являютя линейный метод, метод уменьшаемого остатка, метод списания стоимости по сумме числе лет срока полезного использования ( не применяется для нематериальных активов), списание стоимости пропорционально объему выпукаемой продукции. В целях налогообложения по налогу на прибыль исплользуется линейный метод и нелинейный.
3. Обеспечение своевременного обновления внеоборотных активов предприятия. В этих целях на предприятии определяется необходимый уровень интенсивности обновления отдельных групп внеоборотных активов; рассчитывается общий объем активов, подлежащих обновлению в предстоящем периоде; устанавливаются основные формы и стоимость обновления различных групп активов.
4. Обеспечение эффективного использования внеоборотных активов предприятия. Такое обеспечение заключается в разработке системы мероприятий, направленных на повышение коэффициентов рентабельности и производственной отдачи операционных внеоборотных активов. Основные показатели: Фондовооруженность, фондоемкость, фондорентабельность.
5. Выбор форм и структуры источников финансирования внеоборотных активов. Принципиально обновление и прирост внеоборотных активов могут финансироваться за сче собственнго капитала, долгосрочного заемного капитала (долгосрочного банковского кредита, финансового лизинга и т.п.) и за счет смешанного их финансирования. Порядок определения необходимого объема финансирования, выбор наиболее целесообразных для предприятия их форм и оптимизация структуры источников финансирования операционных внеоборотных активов рассматривается в специальном разделе.
УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ
Капитал предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование его активов.
Рассматривая экономическую сущность капитала предприятия, следует в первую очередь отметить такие его характеристики:
1. Капитал предприятия является основным фактором производства.В экономической теории выделяют три основных фактора производства, обеспечивающих хозяйственную деятельность производственных предприятий — капитал; землю и другие природные ресурсы; трудовые ресурсы. В системе этих факторов производства капиталу принадлежит приоритетная роль, так как он объединяет все факторы в единый производственный комплекс.
2. Капитал является главным источником формирования благосостояния его собственников.Он обеспечивает необходимый уровень этого благосостояния как в текущем, так и в перспективном периоде.
3. Капитал предприятия является главным измерителем его рыночной стоимости.В этом качестве выступает прежде всего собственный капитал предприятия, определяющий объем его чистых активов.
4. Динамика капитала предприятия является важнейшим барометром уровня эффективности его хозяйственной деятельности. Снижение объема собственного капитала является, как правило, следствием неэффективной, убыточной деятельности предприятия.
Рассмотрим классификации капитала предприятия
1. По принадлежности предприятиювыделяют собственный и заемный виды его капитала.
Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и используемых им для формирования определенной части его активов. Эта часть активов, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия.
Заемный капитал характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Все формы заемного капитала, используемого предприятием, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки.
2. По формам инвестированияразличают капитал в денежной, материальной и нематериальной формах, используемый для формирования уставного фонда предприятия.
3. По объекту инвестированиявыделяют основной и оборотный виды капитала предприятия.
Основной капитал характеризует ту часть используемого предприятием капитала, который инвестирован во все виды его внеоборотных активов (а не только в основные средства, как это часто трактуется влитературе).
Оборотный капитал характеризует ту его часть, которая инвестирована предприятием в его оборотные активы.