Политика управления оборотными активами

УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ

Активы представляют собой экономические ресурсы пред­приятия в форме совокупных имущественных ценностей, использу­емых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

Активы предприятия подразделяются по многим классификаци­онным признакам:

1. Форма функционирования активов.По этому признаку вы­деляют следующие их виды:

а) Материальные активы. Они характеризуют активы предпри­ятия, имеющие вещную (материальную) форму. К составу материаль­ных активов предприятия относятся:

• основные средства;

• незавершенные капитальные вложения;

• оборудование, предназначенное к монтажу;

• производственные запасы сырья и полуфабрикатов;

• объем незавершенного производства;

• запасы готовой продукции, предназначенной к реализации;

• прочие виды материальных активов.

б) Нематериальные активы. Они характеризуют активы пред­приятия, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в хо­зяйственной деятельности и приносящие прибыль. К этому виду ак­тивов предприятия относятся:

• приобретенные предприятием права пользования отдельны­ми природными ресурсами;

• патентные права на использование изобретений;

• „ноу-хау" ;

• права на промышленные образцы и модели;

• товарный знак;

• торговая марка;

• права на использование компьютерных программных продуктов;

• „гудвилл" — разница между рыночной стоимостью предпри­ятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой сто­имостью.

• другие аналогичные виды имущественных ценностей предприятия;

в) финансовые активы Они характеризуют различные финан­совые инструменты, принадлежащие предприятию или находящиеся в его владении. К финансовым активам предприятия относятся:

• денежные активы в национальной валюте;

• денежные активы в иностранной валюте;

• дебиторская задолженность во всех ее формах;

• краткосрочные финансовые вложения;

• долгосрочные финансовые вложения.

2. Характер участия в хозяйственном процессе и скорость оборота активов.По этому признаку активы предприятия подразде­ляются на следующие виды:

а) Оборотные (текущие) активы. Они характеризуют совокуп­ность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих теку­щую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляемых в течение одного производственно-ком­мерческого цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования до одного года.

В составе оборотных (текущих) активов предприятия выделяют следующие их элементы:

• производственные запасы сырья и полуфабрикатов;

• объем незавершенного производства;

• запасы готовой продукции, предназначенной к реализации;

• дебиторскую задолженность;

• денежные активы в национальной валюте;

• денежные активы в иностранной валюте;

• краткосрочные финансовые вложения.

б) Внеоборотные активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использо­вания более одного года.

В состав внеоборотных активов предприятия входят следующие их виды:

• основные средства;

• нематериальные активы;

• незавершенные капитальные вложения;

• оборудование, предназначенное к монтажу;

• долгосрочные финансовые вложения;

• другие виды внеоборотных активов.

3. Степень ликвидности активов.В соответствии с этим при­знаком активы предприятия принято подразделять на следующие виды:

а) Активы в абсолютно ликвидной форме. К ним относятся ак­тивы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа.

В состав активов этого вида входят:

• денежные активы в национальной валюте;

• денежные активы в иностранной валюте.

б) Высоколиквидные активы. Они характеризуют группу акти­вов предприятия, которая быстро может быть конверсирована в де­нежную форму (как правило, в срок до одного месяца) без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости с целью своевременного обеспечения платежей по текущим финансовым обязательствам.

К высоколиквидным активам предприятия относятся:

• краткосрочные финансовые вложения;

• краткосрочная дебиторская задолженность.

в) Среднеликвидные активы. К этому виду относятся активы, которые могут быть конверсированы в денежную форму без ощути­мых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев.

К среднеликвидным активам предприятия обычно относят:

• все формы дебиторской задолженности, кроме краткосроч­ной и безнадежной;

• запасы готовой продукции, предназначенной к реализации.

г) Слаболиквидные активы. К ним относятся активы предприя­тия, которые могут быть конверсированы в денежную форму без по­терь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значи­тельного периода времени (от полугода и выше).

В современной практике финансового менеджмента к этой группе активов предприятия относят:

• запасы сырья и полуфабрикатов;

• активы в форме незавершенного производства;

• основные средства;

• незавершенные капитальные вложения;

• оборудование, предназначенное к монтажу;

• нематериальные активы;

• долгосрочные финансовые вложения.

д) Неликвидные активы. В эту группу входят такие виды акти­вов предприятия, которые самостоятельно реализованы быть не мо­гут (они могут быть проданы лишь в составе целостного имуществен­ного комплекса).

К таким активам относятся:

• безнадежная дебиторская задолженность;

• расходы будущих периодов;

• убытки текущие и прошлых лет (отражаемые в составе акти­ва баланса предприятия).

С учетом рассмотренной классификации строится процесс фи­нансового управления активами предприятия.

УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ

Капитал предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материаль­ной и нематериальной формах, инвестированных в формирова­ние его активов.

Рассматривая экономическую сущность капитала предприятия, следует в первую очередь отметить такие его характеристики:

1. Капитал предприятия является основным фактором про­изводства.В экономической теории выделяют три основных факто­ра производства, обеспечивающих хозяйственную деятельность про­изводственных предприятий — капитал; землю и другие природные ресурсы; трудовые ресурсы. В системе этих факторов производства капиталу принадлежит приоритетная роль, так как он объединяет все факторы в единый производственный комплекс.

2. Капитал является главным источником формирования благосостояния его собственников.Он обеспечивает необходимый уровень этого благосостояния как в текущем, так и в перспективном периоде.

3. Капитал предприятия является главным измерителем его рыночной стоимости.В этом качестве выступает прежде всего соб­ственный капитал предприятия, определяющий объем его чистых ак­тивов.

4. Динамика капитала предприятия является важнейшим барометром уровня эффективности его хозяйственной деятель­ности. Снижение объема собственного капитала являет­ся, как правило, следствием неэффективной, убыточной деятельности предприятия.

Рассмотрим классификации капитала предприятия

1. По принадлежности предприятиювыделяют собственный и заемный виды его капитала.

Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и исполь­зуемых им для формирования определенной части его активов. Эта часть активов, сформированная за счет инвестированного в них соб­ственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия.

Заемный капитал характеризует привлекаемые для финансиро­вания развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Все формы заемного капитала, используемого предприятием, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки.

2. По формам инвестированияразличают капитал в денеж­ной, материальной и нематериальной формах, используемый для формирования уставного фонда предприятия.

3. По объекту инвестированиявыделяют основной и оборот­ный виды капитала предприятия.

Основной капитал характеризует ту часть используемого пред­приятием капитала, который инвестирован во все виды его внеобо­ротных активов (а не только в основные средства, как это часто трак­туется влитературе).

Оборотный капитал характеризует ту его часть, которая инве­стирована предприятием в его оборотные активы.

ФИНАНСОВЫЙ ЛЕВЕРИДЖ

Финансовый леверидж характеризует использование пред­приятием заемных средств, которое влияет на изменение коэф­фициента рентабельности собственного капитала.

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли собственным капиталом при различной доле использова­ния заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:

ЭФЛ = (1-Снп)х(РА - ПК) ЗК/СК

Рассматривая ранее приведенную формулу расчета эффекта финансового левериджа, можно выделить в ней три основные состав­ляющие:

1) Налоговый корректор финансового левериджа (1 - Снп).

2) Дифференциал финансового левериджа (РА - ПК).

3) Финансовый рычаг, который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприяти­ем, в расчете на единицу собственного капитала.

Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять эффектом финансового левериджа в процессе финансо­вой деятельности предприятия.

Налоговый корректор финансового левериджапрактически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на при­быль устанавливается законодательно.

Дифференциал финансового левериджаявляется главным условием, формирующим положительный эффект финансового леве­риджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит, т.е. если дифференциал финансового левериджа является положительной величиной. Чем выше положительное значение дифференциала финансового леве­риджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.

Коэффициент финансового левериджаявляется тем рычагом, который мультиплициру­ет (пропорционально мультипликатору или коэффициенту изменяет) положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет со­ответствующего значения его дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансово­го певериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значе­нии дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рен­табельности собственного капитала.

Таким образом, при неизменном дифференциале коэффициент финансового левериджа является главным генератором как воз­растания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли. Аналогичным образом, при неизменном коэффициенте финансового левериджа положитель­ная или отрицательная динамика его дифференциала генерирует как возрастание суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансовый риск ее потери.

Знание механизма воздействия финансового левериджа на уро­вень прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска позволяет целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала предприятия.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ

Основной целью разработки плана поступления и расходо­вания денежных средств является прогнозирование во времени валового и чистого денежных потоков предприятия в разрезе от­дельных видов его хозяйственной деятельности и обеспечение постоянной платежеспособности на всех этапах планового периода.

План поступления и расходования денежных средств разраба­тывается на предприятии в такой последовательности:

На первом этапе прогнозируется поступление и расходование денежных средств по операционной деятельности предприятия, так как ряд результативных показателей этого плана служат исходной предпосылкой разработки других составных его частей.

На Втором этапе разрабатываются плановые показатели по­ступления и расходования денежных средств по инвестиционной де­ятельности предприятия (с учетом чистого денежного потока по опе­рационной его деятельности).

На третьем этапе рассчитываются плановые показатели по­ступления и расходования денежных средств по финансовой деятельности предприятия, которая призвана обеспечить источники внешне­го финансирования операционной и инвестиционной его деятельнос­ти в предстоящем периоде.

На четвертом этапе прогнозируются валовой и чистый денеж­ные потоки, а также динамика остатков денежных средств по пред­приятию в целом.

УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ

Активы представляют собой экономические ресурсы пред­приятия в форме совокупных имущественных ценностей, использу­емых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

Активы предприятия подразделяются по многим классификаци­онным признакам:

1. Форма функционирования активов.По этому признаку вы­деляют следующие их виды:

а) Материальные активы. Они характеризуют активы предпри­ятия, имеющие вещную (материальную) форму. К составу материаль­ных активов предприятия относятся:

• основные средства;

• незавершенные капитальные вложения;

• оборудование, предназначенное к монтажу;

• производственные запасы сырья и полуфабрикатов;

• объем незавершенного производства;

• запасы готовой продукции, предназначенной к реализации;

• прочие виды материальных активов.

б) Нематериальные активы. Они характеризуют активы пред­приятия, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в хо­зяйственной деятельности и приносящие прибыль. К этому виду ак­тивов предприятия относятся:

• приобретенные предприятием права пользования отдельны­ми природными ресурсами;

• патентные права на использование изобретений;

• „ноу-хау" ;

• права на промышленные образцы и модели;

• товарный знак;

• торговая марка;

• права на использование компьютерных программных продуктов;

• „гудвилл" — разница между рыночной стоимостью предпри­ятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой сто­имостью.

• другие аналогичные виды имущественных ценностей предприятия;

в) финансовые активы Они характеризуют различные финан­совые инструменты, принадлежащие предприятию или находящиеся в его владении. К финансовым активам предприятия относятся:

• денежные активы в национальной валюте;

• денежные активы в иностранной валюте;

• дебиторская задолженность во всех ее формах;

• краткосрочные финансовые вложения;

• долгосрочные финансовые вложения.

2. Характер участия в хозяйственном процессе и скорость оборота активов.По этому признаку активы предприятия подразде­ляются на следующие виды:

а) Оборотные (текущие) активы. Они характеризуют совокуп­ность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих теку­щую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляемых в течение одного производственно-ком­мерческого цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования до одного года.

В составе оборотных (текущих) активов предприятия выделяют следующие их элементы:

• производственные запасы сырья и полуфабрикатов;

• объем незавершенного производства;

• запасы готовой продукции, предназначенной к реализации;

• дебиторскую задолженность;

• денежные активы в национальной валюте;

• денежные активы в иностранной валюте;

• краткосрочные финансовые вложения.

б) Внеоборотные активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использо­вания более одного года.

В состав внеоборотных активов предприятия входят следующие их виды:

• основные средства;

• нематериальные активы;

• незавершенные капитальные вложения;

• оборудование, предназначенное к монтажу;

• долгосрочные финансовые вложения;

• другие виды внеоборотных активов.

3. Степень ликвидности активов.В соответствии с этим при­знаком активы предприятия принято подразделять на следующие виды:

а) Активы в абсолютно ликвидной форме. К ним относятся ак­тивы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа.

В состав активов этого вида входят:

• денежные активы в национальной валюте;

• денежные активы в иностранной валюте.

б) Высоколиквидные активы. Они характеризуют группу акти­вов предприятия, которая быстро может быть конверсирована в де­нежную форму (как правило, в срок до одного месяца) без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости с целью своевременного обеспечения платежей по текущим финансовым обязательствам.

К высоколиквидным активам предприятия относятся:

• краткосрочные финансовые вложения;

• краткосрочная дебиторская задолженность.

в) Среднеликвидные активы. К этому виду относятся активы, которые могут быть конверсированы в денежную форму без ощути­мых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев.

К среднеликвидным активам предприятия обычно относят:

• все формы дебиторской задолженности, кроме краткосроч­ной и безнадежной;

• запасы готовой продукции, предназначенной к реализации.

г) Слаболиквидные активы. К ним относятся активы предприя­тия, которые могут быть конверсированы в денежную форму без по­терь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значи­тельного периода времени (от полугода и выше).

В современной практике финансового менеджмента к этой группе активов предприятия относят:

• запасы сырья и полуфабрикатов;

• активы в форме незавершенного производства;

• основные средства;

• незавершенные капитальные вложения;

• оборудование, предназначенное к монтажу;

• нематериальные активы;

• долгосрочные финансовые вложения.

д) Неликвидные активы. В эту группу входят такие виды акти­вов предприятия, которые самостоятельно реализованы быть не мо­гут (они могут быть проданы лишь в составе целостного имуществен­ного комплекса).

К таким активам относятся:

• безнадежная дебиторская задолженность;

• расходы будущих периодов;

• убытки текущие и прошлых лет (отражаемые в составе акти­ва баланса предприятия).

С учетом рассмотренной классификации строится процесс фи­нансового управления активами предприятия.

ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ

Управление оборотными активами предприятия связано с кон­кретными особенностями формирования его операционного цикла. Операционный циклпредставляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходитсмена отдельных их видов.

Важнейшей характеристикой операционного цикла, существен­но влияющей на объем, структуру и эффективность использования оборотных активов, является его продолжительность. Она включает период времени от момента расходования предприятием денежных средств на приобретение входящих запасов материальных оборот­ных активов до поступления денег от дебиторов за реализованную

политика управления оборотными активами - student2.ru

Принципиальная формула по которой рассчитывается продол­жительность операционного цикла предприятия, имеет вид.

политика управления оборотными активами - student2.ru

где политика управления оборотными активами - student2.ru — продолжительность операционного цикла предприятия,

в днях;

политика управления оборотными активами - student2.ru — период оборота среднего остатка денежных средств, в днях;

политика управления оборотными активами - student2.ru — продолжительность материальных запасов, в днях;

политика управления оборотными активами - student2.ru — продолжительность оборота запасов готовой продук­ции, в днях;

политика управления оборотными активами - student2.ru — продолжительность оборота (инкассации) дебиторской задолжен­ности, в днях.

В процессе управления оборотными активами в рамках опера­ционного цикла выделяют две основные его составляющие: 1) производственный цикл предприятия; 2) финансовый цикл (или цикл де­нежного оборота) предприятия.

Производственный цикл предприятияхарактеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, исполь­зуемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на пред­приятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них гото­вой продукции покупателям.

Продолжительность производственного цикла предприятия оп­ределяется по следующей формуле:

политика управления оборотными активами - student2.ru

где политика управления оборотными активами - student2.ru — продолжительность производственного цикла предпри­ятия, в днях;

политика управления оборотными активами - student2.ru — период оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов, в днях;

политика управления оборотными активами - student2.ru — период оборота среднего объема незавершенного про­изводства, в днях;

политика управления оборотными активами - student2.ru — период оборота среднего запаса готовой продукции, в днях.

Финансовый цикл (цикл денежного оборота) предприятияпредставляет собой период полного оборота денежных средств, ин­вестированных в оборотные активы, начиная с момента погашения кредиторской задолженности за полученные сырье, материалы и по­луфабрикаты, и заканчивая инкассацией дебиторской задолженнос­ти за поставленную готовую продукцию.

Продолжительность финансового цикла (или цикла денежного оборота) предприятия определяется по следующей формуле:

политика управления оборотными активами - student2.ru

где политика управления оборотными активами - student2.ru — продолжительность финансового цикла (цикла денеж­ного оборота) предприятия, в днях;

политика управления оборотными активами - student2.ru — продолжительность производственного цикла предпри­ятия, в днях;

политика управления оборотными активами - student2.ru — средний период оборота дебиторской задолженности,в днях;

политика управления оборотными активами - student2.ru — средний период оборота кредиторской задолженнос­ти, в днях;

Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключа­ющейся в формировании необходимого объема и состава оборот­ных активов, рационализации и оптимизации структуры источни­ков их финансирования.

Политика управления оборотными активами предприятия раз­рабатывается по следующим основным этапам (рис. 5.4.).

1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествую­щем периоде.

На первом этапе анализа рассматривается динамика общего объема оборотных активов, дина­мика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов пред­приятия.

На Втором этапе анализа рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основных их видов. Анализ состава оборот­ных активов предприятия по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности.

На третьем этапе анализа изучается оборачиваемость отдель­ных видов оборотных активов и общей их сумме. Этот анализ проводит­ся с использованием показателей — коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборотных активов.

На четвертом этапе анализа определяется рентабельность оборотных активов, исследуются определяющие ее факторы.

На пятом этапе анализа рассматривается состав основных источников финансирования оборотных активов — динамика их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств, инвестиро­ванных в эти активы.

Результаты проведенного анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотными активами на пред­приятии и выявить основные направления его повышения в предсто­ящем периоде.

2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия.Такие принципы отражают общую идеологию финансового управления предприятием с позиций прием­лемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятель­ности. Применительно к оборотным активам они определяют выбор определенного типа политики их формирования.

Теория финансового менеджмента рассматривает три принципи­альных подхода к формированию оборотных активов предприятия — консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный подход к формированию оборотных активов предусматривает не только полное удовлетворение текущей потреб­ности во всех их видах, обеспечивающей нормальный ход операци­онной деятельности, но и создание высоких размеров их резервов на случай непредвиденных сложностей в обеспечении предприятия сы­рьем и материалами, ухудшения внутренних условий производства продукции, задержки инкассации дебиторской задолженности, акти­визации спроса покупателей и т. п. Такой подход гарантирует мини­мизацию операционных и финансовых рисков, но отрицательно ска­зывается на эффективности использования оборотных активов — их оборачиваемости и уровне рентабельности.

Умеренный подход к формированию оборотных активов на­правлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов и создание нормальных страховых их размеров на случай наиболее типичных сбоев в ходе операцион­ной деятельности предприятия. При таком подходе обеспечивается среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнем риска и уровнем эффективности использования финансо­вых ресурсов.

Агрессивный подход к формированию оборотных активов за­ключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдель­ным видам этих активов. При отсутствии сбоев в ходе операционной деятельности такой подход к формированию оборотных активов обес­печивает наиболее высокий уровень эффективности их использования. Однако любые сбои в осуществлении нормального хода операцион­ной деятельности, вызванные действием внутренних или внешних факторов, приводят к существенным финансовым потерям из-за со­кращения объема производства и реализации продукции.

Таким образом, избранные принципиальные подходы к форми­рованию оборотных активов предприятия (или тип политики их фор­мирования), отражая различные соотношения уровня эффективнос­ти их использования и риска, в конечном счете определяют сумму этих активов и их уровень по отношению к объему операционной де­ятельности.

3. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных акти­вов.Хотя все виды оборотных активов в той или иной степени явля­ются ликвидными (кроме расходов будущих периодов и безнадежной дебиторской задолженности) общий уровень их срочной ликвиднос­ти должен обеспечивать необходимый уровень платежеспособности предприятия по текущим (особенно неотложным) финансовым обя­зательствам. В этих целях с учетом объема и графика предстоящего платежного оборота должна быть определена доля оборотных активов в форме денежных средств, высоко- и среднеликвидных активов.

4. Обеспечение повышения-рентабельности оборотных акти­вов.Как и любой вид активов оборотные активы должны генериро­вать определенную прибыль при их использовании в производственно-сбытовой деятельности предприятия. Вместе с тем, отдельные виды оборотных активов способны приносить предприятию прямой доход в процессе финансовой деятельности в форме процентов и дивидендов (краткосрочные финансовые вложения). Поэтому составной частью раз­рабатываемой политики является обеспечение своевременного использо­вания временно свободного остатка денежных активов для формирова­ния эффективного портфеля краткосрочных финансовых вложений.

ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ВНЕОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИП

Процесс управления операционными внеоборотными активами осуществляется на предприятии по следущим основным этапам

1. Анализ внеоборотных активов предприятия в предшествующем периоде. Этот анализ проводится в целях изучения динамики общего их объема и состава, степени их годности, интенсивности обновления и эффективности использования.

Коэффициент годоности, коэффициент износа, коэффициент выбытия, коэффициент обновления, коэффициент рентабельности.

2. Обеспечение правильного начисления амортизации внеоборотных активов. Объектами амортизации являются основные средства (кроме земли) и нематериальных активов. Начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования соответствующего актива, устанавливаемого предприятием.

Оснонвыми методами начисления амортизации являютя линейный метод, метод уменьшаемого остатка, метод списания стоимости по сумме числе лет срока полезного использования ( не применяется для нематериальных активов), списание стоимости пропорционально объему выпукаемой продукции. В целях налогообложения по налогу на прибыль исплользуется линейный метод и нелинейный.

3. Обеспечение своевременного обновления внеоборотных активов предприятия. В этих целях на предприятии определяется необходимый уровень интенсивности обновления отдельных групп внеоборотных активов; рассчитывается общий объем активов, подлежащих обновлению в предстоящем периоде; устанавливаются основные формы и стоимость обновления различных групп активов.

4. Обеспечение эффективного использования внеоборотных активов предприятия. Такое обеспечение заключается в разработке системы мероприятий, направленных на повышение коэффициентов рентабельности и производственной отдачи операционных внеоборотных активов. Основные показатели: Фондовооруженность, фондоемкость, фондорентабельность.

5. Выбор форм и структуры источников финансирования внеоборотных активов. Принципиально обновление и прирост внеоборотных активов могут финансироваться за сче собственнго капитала, долгосрочного заемного капитала (долгосрочного банковского кредита, финансового лизинга и т.п.) и за счет смешанного их финансирования. Порядок определения необходимого объема финансирования, выбор наиболее целесообразных для предприятия их форм и оптимизация структуры источников финансирования операционных внеоборотных активов рассматривается в специальном разделе.


УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛОМ

Капитал предприятия характеризует общую стоимость средств в денежной, материаль­ной и нематериальной формах, инвестированных в формирова­ние его активов.

Рассматривая экономическую сущность капитала предприятия, следует в первую очередь отметить такие его характеристики:

1. Капитал предприятия является основным фактором про­изводства.В экономической теории выделяют три основных факто­ра производства, обеспечивающих хозяйственную деятельность про­изводственных предприятий — капитал; землю и другие природные ресурсы; трудовые ресурсы. В системе этих факторов производства капиталу принадлежит приоритетная роль, так как он объединяет все факторы в единый производственный комплекс.

2. Капитал является главным источником формирования благосостояния его собственников.Он обеспечивает необходимый уровень этого благосостояния как в текущем, так и в перспективном периоде.

3. Капитал предприятия является главным измерителем его рыночной стоимости.В этом качестве выступает прежде всего соб­ственный капитал предприятия, определяющий объем его чистых ак­тивов.

4. Динамика капитала предприятия является важнейшим барометром уровня эффективности его хозяйственной деятель­ности. Снижение объема собственного капитала являет­ся, как правило, следствием неэффективной, убыточной деятельности предприятия.

Рассмотрим классификации капитала предприятия

1. По принадлежности предприятиювыделяют собственный и заемный виды его капитала.

Собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и исполь­зуемых им для формирования определенной части его активов. Эта часть активов, сформированная за счет инвестированного в них соб­ственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия.

Заемный капитал характеризует привлекаемые для финансиро­вания развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Все формы заемного капитала, используемого предприятием, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в предусмотренные сроки.

2. По формам инвестированияразличают капитал в денеж­ной, материальной и нематериальной формах, используемый для формирования уставного фонда предприятия.

3. По объекту инвестированиявыделяют основной и оборот­ный виды капитала предприятия.

Основной капитал характеризует ту часть используемого пред­приятием капитала, который инвестирован во все виды его внеобо­ротных активов (а не только в основные средства, как это часто трак­туется влитературе).

Оборотный капитал характеризует ту его часть, которая инве­стирована предприятием в его оборотные активы.

Наши рекомендации