Бухгалтерский учёт и налоговая система

71.Методы бухгалтерского учёта (бухгалтерский баланс, счета бухгалтерского учёта, двойная запись и документация).

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерским балансом называется денежное выражение средств с предприятия в двойной экономической группировке.

В нем отражаются на первое число конкретного периода в стоимостном выражении состав и размещение средств предприятия (актив баланса) и источники их образования (пассив баланса). По своему строению бухгалтерский баланс представляет двустороннюю таблицу, левая сторона – актив – отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая – пассив – отражает источники образования хозяйственных средств.

Сумма всех статей актива баланса должна быть равна сумме всех статей пассива.

Актив баланса, состоящий из трех разделов, построен в соответствии с делением: хозяйственных средств на основные фонды, оборотные фонды и фонды обращения.

Группировка источников хозяйственных средств в массиве баланса включает два раздела. В первом разделе отражены источники собственных средств; во втором – долгосрочные и краткосрочные кредиты банков и другие кредиторские задолженности и обязательства.

Средства предприятия имеют строго целевое назначение, что и отражается в балансе.

Счета бухгалтерского учета

Бухгалтерские записи проводятся по дебету и кредиту каждого счета. Если счет активный, то операции приводятся сначала по приходу, т.е. по дебиту счета, затем по расходу, т.е. по кредиту счета и наоборот.

Каждый счет до изложения учитываемых на нем операций имеет код, характеристику, номер регистра бухгалтерского учета из журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденной Минфином РФ, с указанием в какой отрасли (промышленности или строительство) он применялся.

Документация

Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Первичные документы, в том числе на бумажных и машиночитаемых носителях информации, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы, дату составления, содержание операции, измерители хозяйственной операции, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.

Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не предоставляется возможным – непосредственно по окончании операции. Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета, рекомендуемых Минфином РФ и разработанных министерствами и ведомствами при соблюдении общих методологических принципов бухгалтерского учета. В первичных документах и регистрах бухгалтерского учета неоговоренные исправления не допускаются. Первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии с установленными порядком и сроками.

Двойная запись - способ отражения каждой операции в дебете одного и кредите другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме.
Применение двойной записи имеет объективный характер и связано с двойственным характером отражения хозяйственных операций. Необходимость двойной записи выражается в четырех типах балансовых изменений.
Двойная запись в процессе совершения хозяйственных операций отражает двойственные изменения в составе активов или источников его образования, либо одновременно в составе активов источников в дебете одних и в кредите других взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме.

72.Дополнительные методы бухгалтерского учёта (инвентаризация, оценка, калькулирование и отчётность).

Оценка

Имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежат оценке. Оценка осуществляется в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов. Друге виды оценок допускаются в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Организация осуществляет оценку имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте, действующей на территории РФ – в рублях. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при этом курсовые разницы могут быть отнесены на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования у бюджетной организации.

Инвентаризация

В целях достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности проводится инвентаризация имущества и денежных обязательств. Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

· При передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством, при преобразовании государственного или муниципального предприятия;

· Перед составлением годовой и бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет.

· При смене материально ответственных лиц

· При установлении фактов хищения или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

· В случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.

· При ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях.

Отчетность

Бухгалтерская отчетность организации является завершающим этапом учетного процесса. В ней отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.

Организация составляет бухгалтерскую отчетность, отражающую состав имущества и источники его формирования, включая имущество производств, хозяйств, иных структурных подразделений. Информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и аналитического учета. Отчетным периодом для всех предприятий является период с 1 января до 31 декабря включительно. Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому периоду, производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных. Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются подписью лиц, ее подписавших, с указанием даты исправления.

Калькулирование — способ определения себестоимости продукции или услуги а также себестоимости производственных ресурсов. Калькулирование производится на основе учётных и расчётных затрат и на основе структуры этих затрат. Расчёт структуры затрат опирается на понимание типа производства, вида производства, загрузки предприятия, прочих «вспомогательных» процессов (таких как маркетинг, логистика и т. д.) и в зависимости от категории производства.

Калькулирование, в отличие от калькуляции, не определяет затраты в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий, или на отдельные виды производств, так как занятие счётом ради счёта в калькулировании не имеет смысла. Калькулирование берёт за расчётную основу затраты или виды затрат из сложенных по определённым видам статей затрат из бухгалтерского учёта.

Калькулирование используется как для предварительной оценки себестоимости, так и для последующего завершающего контроля

Основные виды калькулирования делятся на калькулирование на основе переменных или полных затрат. Важным подходом в калькулировании себестоимости при высоких косвенных затратах (НИиОКР — деятельность на предприятии) является процессный расчёт затрат или Расчёт себестоимости по видам деятельности.

73. Содержание и принципы учётной политики предприятия нефтегазовой промышленности. Законодательные акты и нормативные документы регулирующие учётную политику хозяйствующего субъекта.

В соответствии с ПБУ 1/98 в учетной политике определяются (утверждаются):

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета.

• формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций.

• порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

• правила документооборота и технология обработки учетной информации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями, и др.

При оформлении приказа об учетной политике по каждому из ее отдельных элементов может указываться законодательная норма, согласно которой регулируется возможность применения того или иного способа ведения учета или отражается тот факт, что элемент учетной политики определен организацией самостоятельно. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

При этом вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Принципы учетной политики.

При формировании и использовании учетной политики следует соблюдать следующие принципы бухгалтерского учета:

1. Начисление. Доходы и расходы начисляются или признаются на тот момент, когда они имели место (а не тогда, когда были получены деньги) и отражаются в финансовых отчетах за периоды, к которым они относятся.

2. Непрерывная деятельность. Предприятие обычно рассматривается как непрерывно действующее, т.е. как продолжающее работать в будущем.

3. Понятность. Вся информация, предоставляемая в финансовых отчетах. Должна быть понятна любому пользователями и инвестору.

4. Значимость. Финансовая информация должна быть значима для того, чтобы удовлетворять потребности пользователей в процессе принятия ими решений и помогать им в оценке событий хозяйственной деятельности.

5. Существенность. Учетная политика должна быть направлена на раскрытие информации, которая является существенной, если ее пропуск или неправильное представление могут повлиять на решение пользователя.

6. Достоверность. Информация является достоверной, когда в ней отсутствуют существенные ошибки или предвзятость и на нее могут положиться пользователи.

7. Нейтральность. Информация, представляемая в финансовой отчетности должна быть свободной от предвзятости, для того, чтобы быть надежной. Она нейтральна и на нее могут положиться пользователи.

8. Осмотрительность. Соблюдение степени предосторожности при принятии решений, необходимых для вынесения оценок в условиях неопределенности, для того, чтобы активы и доходы не были переоценены, а обязательства или расходы не были недооценены. Это означает, что стоимость актива или пассива необходимо определять одним и тем же методом.

9. Завершенность. В целях обеспечения достоверности информация в финансовых отчетах должна быть полной.

10. Сопоставимость. Для того, чтобы финансовая информация была полезной и содержательной, она должна быть сопоставимой от одного подотчетного периода в другой.

11. Последовательность. Учетная политика, выбранная субъектом, применяется им последовательно от одного учетного периода к другому. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим периодом необходимо раскрыть с указанием причин.

12. Правдивое и беспристрастное представление. Финансовые отчеты должны создавать у пользователей правдивое и беспристрастное представление о финансовом положении в результате финансово-хозяйственной деятельности, движении денежных средств субъекта.

Наши рекомендации