Тема 1. бухгалтерский учет как информационная система

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.. 2

ТЕМА 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА 2

1) Место и роль БУ в системе управления деятельностью хозяйствующего субъекта. 2

2) Задачи, принципы и требования, предъявляемые к БУ. 3

3) Нормативная правовая база организации БУ в РБ. 5

ТЕМА 2. ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.. 7

1) Классификация активов по составу и функциональной роли в осуществлении хозяйственной деятельности. 7

2) Классификация источников активов. 9

3) Объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации. 11

ТЕМА 3. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.. 12

1) Определения и взаимосвязь предмета и метода БУ. 12

2) Элементы метода БУ и их классификация. 13

3) Документальное оформление хозяйственных операций. 14

4) Инвентаризация как средство подтверждения реальности данных, формируемых в БУ. (самостоятельно). 15

ТЕМА 4. ОЦЕНКА И КАЛЬКУЛЯЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ МЕТОДА БУ 16

1) Оценка имущества и обязательств организации. 16

2) Калькуляция как элемент метода БУ. 16

3) Бухгалтерский баланс, его содержание и структура. 17

4) Отражение в балансе изменений, вызываемых хозяйственными операциями. 18

ТЕМА 5. СЧЕТА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ. 21

1) Понятие, сущность и назначение бухгалтерского счета. 21

2) Счета синтетического и аналитического учета, субсчета. 23

3) Сущность двойной записи. 23

4) Оборотные ведомости и их значение. 25

Литература:

1. «Бухгалтерский учет для не учетных специальностей» учебное пособие. Тадор;

2. Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» в ред. закона от 26.12.2007 г. № 302-3;

3. Инструкция по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденная Постановлением Минфина от 17.04.2002 г. № 62 (в ред. от 26.05.2008 г.);

4. Постановление Минфина РБ от 29.06.2011 г. № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета…»;

5. Инструкция по БУ доходов и расходов, утвержденная Постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 г. № 102;

6. Постановление Минфина «Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и …» от 31.10.2011 г. № 111;

7. Поповская «Курс теории БУ».

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ТЕМА 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

1. Место и роль БУ в системе управления деятельностью хозяйствующего субъекта;

2. Задачи, принципы и требования, предъявляемые к БУ;

3. Нормативная правовая база организации БУ в РБ.

1) Место и роль БУ в системе управления деятельностью хозяйствующего субъекта.

Сущность управления раскрывается в его функциях:

· планирование;

· учет;

· оперативное руководство;

· подбор и расстановка кадров;

· делопроизводство;

· хозяйственно-техническое обслуживание;

· юридическое обслуживание;

· общее руководство.

Управление – сложный процесс, осуществление этапов которого разделено в пространстве и времени. Его можно расчленить на 3 этапа: изучение управляемого объекта, выработка стратегии управления (наивыгоднейшие линии поведения), реализация принятой стратегии. Наиболее трудоемким процессом управления является 1 этап, т.е. изучение управляемого объекта, в особенности, сбор и обработка информации.

Из всего многообразия видов информации, используемых в системе управления, наибольшее значение имеет экономическая информация. ЭИ делится на нормативную, плановую, учетную и пр. В управлении деятельностью организации основную роль играет учетная информация, которая представляет собой экономико-математическую модель организации, и составляет примерно 90 % общего объема информации, необходимой руководству на 1-ом этапе управления. Учетная информация подразделяется на 3 группы: бухгалтерскую, оперативную и статистическую. Бухгалтерскую информацию из всех видов ЭИ выделяют документальность и системность. Исходя из этого, БУ – основной поставщик ЭИ на 1-ом этапе процесса управления. На основании данных, полученных администрацией предприятия на 1-от этапе управления, на 2-ом этапе разрабатываются плановые задания и намечаются пути их выполнения, разрабатываются должностные инструкции, положения, нормативы, графики, издаются приказы, производятся расчеты для определения наиболее экономичных методов работы предприятия. В процессе реализации стратегии управления (3) контроль за ходом выполнения заданий осуществляется с помощью диспетчерской службы, оперативного, бухгалтерского учета и аудита, т.е. администрация опять использует данные БУ.

В системе управления различают 2 вида связей: прямую и обратную. Прямая связь характеризует воздействие органа управления на объект управления. Это воздействие будет способствовать достижению поставленных целей в случае, если орган управления хорошо информирован о состоянии дел в организации. Обратная связь осуществляется путем получения информации о фактическом состоянии объекта управления после реализации последним тех планов и мероприятий, которые были разработаны администрацией.

Экономический аспект БУ обуславливает его связь с отраслевыми экономиками. БУ как наука устанавливает правила учета фактов хозяйственной жизни в их экономическом и юридическом аспектах. БУ как практическая деятельность формирует информацию, необходимую для принятия решений и контролирует исполнение этих решений. Юридический аспект БУ обуславливает его неразрывную связь с правом. Можно констатировать, что БУ является частным случаем хозяйственного права.

2) Задачи, принципы и требования, предъявляемые к БУ.

Задачи БУ можно подразделить на следующие группы:

· формирование информации для осуществления контроля за использованием и сохранностью товарно-материальных и денежных средств хозяйствующего субъекта;

· формирование информации для определения себестоимости произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг и расчета цен реализации этой продукции, работ, услуг;

· формирование информации для определения финансового результата деятельности организации (ее подразделений) за конкретный период времени;

· составление и представление заинтересованным пользователям (администрации, налоговым, контролирующим органам, потенциальным инвесторам, кредитным организациям) бухгалтерской отчетности.

Задачи БУ движения того или иного объекта БУ уже зависят от его особенностей.

Принцип БУ – это исходное базовое положение БУ, как науки, которое определяет все последующие вытекающие из него утверждения. Принципы классифицируются:

· принципы допущения;

· принципы требования.

Принципы допущения:

· принцип имущественной обособленности означает, что в БУ учитываются только имущество и обязательства организации, а не его собственника;

· принцип непрерывности деятельности означает, что организация будет продолжать вою деятельность в обозримом будущем и не имеет намерения существенно сокращать масштабы своей деятельности или ликвидироваться;

· принцип начисления (временная определенность фактов хозяйственной деятельности) означает, что все хозяйственные операции и другие события отражаются в учете в том отчетном периоде, в котором они совершались, независимо от получения или выплаты денежных средств (их эквивалента) по этим операциям. Признание доходов и расходов, активов и обязательств четко отделяется от расчетных операций (денежных поступлений и платежей). Применение принципа начисления позволяет сблизить во времени момент сопоставления доходов и расходов, другими словами, сблизить результаты коммерческих и финансовых операций.

· принцип последовательности (постоянство применения учетной политики) означает, что организация в течение года и в последующие периоды будет использовать одни и те же способы и приемы БУ, в результате чего финансовые результаты деятельности будут сопоставимы в течение ряда лет.

Принципы требования:

· достоверность информации, причем информация достоверна, если она не содержит существенных ошибок. Порог существенности колеблется, например, до 5 %, допускается неточность в отчетности. Основой достоверности информации является е правдивость, нейтральность, полнота и сопоставимость. Правдивость БИ означает, что все акты хозяйственной деятельность отражены объективно на основании надлежащим образом оформленных бухгалтерских документов. Нейтральность информации предполагает отсутствие в ней пристрастных оценок. Информация в БУ должна быть полной, но при ее формировании следует учитывать ее существенность и затраты на ее получение. Сопоставимость информации обеспечивает заинтересованным пользователям сравнивать отчетные данные за ряд отчетных периодов и выявлять тенденции;

· преобладание содержания над формой: хозяйственные операции, факты и события необходимо учитывать в соответствии с их реальным экономическим содержанием, а не только с их юридической формой. Например, долгосрочно арендуемые основные средства, хотя и не являются собственностью данного хозяйствующего субъекта, применяются им в целях извлечения дохода, и поэтому должны отображаться в активах баланса наравне с собственным имуществом, т.е. они формируют производственный потенциал предприятия на длительный период времени.

· осмотрительность: не завышать действительную оценку имущества и доходов организации и не занижать сумму расходов. По международным стандартам финансовой отчетности организации необходимо проявлять осторожность в суждениях и оценках, выносимых в условиях неопределенности, «проявлять большую готовность к учету потенциальных убытков, чем потенциальных прибылей или активов».

· непротиворечивость: соответствующие данные синтетического и аналитического учета должны быть тождественны, а данные бухгалтерской отчетности должны соответствовать показаниям синтетического учета.

Правила БУ обычно называются принципами. В данном случае слово «принцип» используется для обозначения «общего закона или правила, принятого или объявленного как руководство к действию; согласованная позиция или основа поведения».

3) Нормативная правовая база организации БУ в РБ.

Согласно Закону «О бухгалтерском учете и отчетности» государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом РБ, Национальным Собранием РБ, Советом министров РБ и иными государственными органами в пределах их компетенции. Министерство финансов в соответствии с законодательством РБ осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью и принимает обязательные для исполнения НПА по БУ и отчетности. Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету министров РБ и осуществляющие регулирование в определенной отрасли экономики осуществляют методологическое руководство БУ и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. В проекте Закона РБ «О БУ и отчетности» указано, что будет введен новый вид НПА «Национальный стандарт по бухгалтерскому учету и отчетности», регулирующий правила учета активов, обязательств, собственного капитала организаций, доходов и расходов. Конкретные методики ведения БУ будут излагаться в инструкциях «По учету основных средств» и т.д. Т.о., устанавливается следующая иерархия НПА по БУ и отчетности:

· Закон «О БУ и отчетности»;

· Национальный стандарт по БУ и (или) отчетности;

· инструкции по учету конкретных объектов.

Закон распространяется на юридические лица РБ, филиалы и представительства, в том числе на представительства иностранных организаций, участников договора о совместной деятельности; не распространяется на индивидуальных предпринимателей (там действует налоговое законодательство). В законе дано определение бухгалтерскому учету: «БУ – система непрерывного и сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах БУ в соответствии с законодательством РБ». Закон определяет юридические и правовые аспекты ведения бухгалтерского учета, составление и приостановление отчетности, вводит единство принципов БУ. В Законе приведены основные понятия, используемые в БУ, определены органы государственного регулирования в РБ, указаны права и обязанности главного бухгалтера, регламентирован порядок оформления первичных бухгалтерских документов и указаны их обязательные реквизиты, определены методики оценки активов и обязательств организаций, содержаться указания о порядке регулирования инвентаризационных разниц, определен состав и порядок представления бухгалтерской отчетности.

Типовой план БУ представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, на которых происходит регистрация и группировка фактов хозяйственной деятельности. В типовом плане приведены наименования и номера синтетических счетов и субсчетов. Постановление Министерства финансов РБ от 29 июня 2011 г. №50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждение инструкции о порядке применения и признании утратившими силу…» зарегистрировано в национальном реестре правовых актов РБ 2011 г. Снять типовой план счетов бухгалтерского учета.

Инструкция по применению типового плана бухгалтерских счетов устанавливает для коммерческих организаций (кроме банков) и бюджетных организаций единые подходы к применению типового плана счетов БУ и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах БУ. В инструкции приведена краткая характеристика каждого из синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых фактов хозяйственной деятельности и порядок отражения наиболее распространенных из них. Определенное влияние на методику БУ оказывают Гражданский кодекс РБ, Трудовой кодекс, Банковский кодекс, Налоговый кодекс.


Наши рекомендации