Компьютерная технология формирования портфеля.
Задачи, решаемые в процессе управления инвестиционным портфелем, следующие:
· Обеспечение высоких темпов экономического развития предприятия.
· Максимизация прибыли (дохода) от инвестиционной деятельности.
· Минимизация инвестиционных рисков.
Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в процессе осуществления инвестиционной деятельности.
В настоящее время применяют два подхода к управлению портфелем.
Традиционный подход, основанный на сбалансированности портфеля, его диверсификации (выбираются бумаги хорошо известных компаний из разных отраслей экономики, которые обладают достаточным уровнем ликвидности).
Современная портфельная теория, разработанная Гарри Марковицем в 1950-е гг., в соответствии с которой процедура построения портфеля опирается на расчет корреляции доходности инвестиционных инструментов: отрицательно коррелированные вложения могут компенсировать неудачи одних инструментов за счет повышения доходности других, при этом максимальный эффект диверсификации достигается за счет объединения в портфель отрицательно коррелированных вложений.
Фондовый рынок можно представить себе как гигантскую машину по обработке информации. Успех инвестиций целиком зависит от информации, причем информации не столько опрошлой, сколько о будущей доходности тех или иных акций. Обладая прямым доступом к международным рынкам, мы теперь можем видеть, как биржевые курсы практически моментально отражают все, что происходит в самых отдаленных уголках мира.
Важно уметь отличить устаревшую информацию от свежей. Старая информация уже привела к изменению курса акций. Новая информация, касающаяся будущего роста, еще только должна инициировать такое изменение. Получив собственные сведения и проведя собственный анализ, миллионы инвесторов постоянно голосуют, как бы участвуя в гигантском опросе общественного мнения, результатом которого и является рыночный курс акций. С появлением новых данных разворачивается борьба за возможность извлечь из них выгоду, и курс приспосабливается к этому вновь установившемуся равновесию.
Таким образом, фондовый рынок – это сфера конкурентной борьбы между инвесторами за самую лучшую информацию. Если ничего нового нет, то на фондовом рынке наступает затишье. Когда же возникает «свежий» информационный импульс, его энергия снова приводит рынок в движение.
Лучшая информация позволяет выполнить качественный анализ и извлечь больше выгод из отклонения нынешнего биржевого курса от того значения, которое он, как вы считаете, будет иметь со временем. Своими покупками или продажами вы лишаете менее прозорливых инвесторов возможности сыграть на разнице в курсах и в то же время (как, впрочем, и другие) подталкиваете курс к тому уровню, при котором получить прибыль уже нельзя.
Отметим, что это игра не столько в ноль, сколько в плюс, так как прибыль и курсы обычно имеют тенденцию к повышению. С общим экономическим ростом прибыль компаний и курсы акций при прочих равных условиях повышаются. Но выбирать акции от этого легче не становится. Чтобы принять инвестиционное решение – купить или продать, вы должны быть уверены в правильности того, что делаете, а для этого нужно сложить мозаику из разрозненных фрагментов информации.
Для решения столь сложной задачи становится жизненно необходимым применение информационных технологий.
За последние несколько лет широкое распространение получили электронные коммуникационные сети (ECN), обеспечивающие оперативный доступ участников фондового рынка к международным биржевым площадкам через различные торговые системы прямого доступа. На российском рынке кподобного рода системам следует отнести систему прямого доступа к торговой площадке ММВБ через электронную систему QUIK.
Одновременно, в конце 2000 г., компании, владельцы электронных портов, обеспечили доступ, в том числе и рядовым участникам рынка, к биржевой информации, включающей цены текущих сделок и их объемы, в режиме, позволяющем не только визуальное наблюдение, но и автоматическую обработку предоставляемой информации при помощи индивидуального программного обеспечения в режиме реального времени (online). До этих пор монополия наподобного рода услуги, связанная с передачей информации в указанном режиме была прерогативой международной компании DBC (DataBroadcastingCorporation), предоставляющей данные через спутниковые каналы связи, причем в сильно усеченном виде. Неполнота поставляемой пользователю информации объяснялась, прежде всего, высокой стоимостью передачи данных через спутниковые системы связи, что приводило к необходимости их существенного и, подчас, достаточно произвольного сокращения.