Тема № 3. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов.
Вопросы:
1. Анализ товарного баланса розничной торговли организации.
2. Анализ эффективности использования показателей товарного баланса.
3. Анализ поступления товаров.
1. Анализ товарного баланса розничной торговли организации.
Выполнения плана и динамики РТО зависит от следующих основных групп факторов:
1. Обеспечивать товарными ресурсами, правильности их распределением и эффективности использования.
2. Обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективности использования труда работников.
3. Состояние развития и эффективности использования МТБ торг.
Главным фактором для успешного выполнения плана РТО и его роста является обеспеченность и эффективность использования товарных ресурсов. Проводя анализ, прежде всего, проверяют, как товарные ресурсы обеспечивали успешное выполнение плана и динамику развития РТО удовлетворяли спрос покупателей на отдельные товары.
Объем ТО зависит от выполнения плана поступления товаров ТЗ и изменения объема прочего выбытия товаров. Взаимосвязь этих показателей определяется формулой товарного баланса:
ТЗ н + П = Р + ТЗ к + В пр.
П - поступление
Р - реализация
В пр. – прочие выбытия (товаров, потери, уценка)
Объемы прочего выбытия можно сокращать если правильно осуществлять хранение, правильный завоз товаров и т.д.
Влияние показателей товарного баланса на развитие РТО можно определить по формуле:
Р = ТЗ н + П – ТЗ к –В пр.
На рост ТО положительное влияние оказывают следующие факторы:
1. Рост ТЗ на начало периода, если они пользуются спросом.
2. Рост поступление товаров.
Отрицательное влияние по изменение ТО оказывают следующие показатели:
1. Рост прочего выбытия товара.
2. Завышение ТЗ на конец анализируемого периода.
Анализ товарных ресурсов торговой организации начинают с составления и изучения товарного баланса при этом все запасы товаров (текущей, сезонные, досрочного завоза), если отсутствует информация фактических данных о поступлении товара, то их можно определить по формуле:
П = Р +ТЗ к + В пр.- ТЗ н
Пример:
Имеется товарный баланс по организации N в действующих ценах
показатель | План | факт | отклонение | Факт вл. На ТО | |
ТЗ н | + | ||||
Пост.тов. | + | ||||
Проч. выб. | - | ||||
ТЗ к | -8 | + | |||
Розн.реализ. | |||||
Р = ТЗ н + П – В пр.– ТЗ к
Факторы | ||||||
ТЗ н | ||||||
П | ||||||
В | ||||||
ТЗ к | ||||||
Р | 41369 | |||||
ТЗ н П В ТЗ к
Вл ТЗ = 40327 – 40250 = 77
Вл П = 41455 – 40327 = 1124
Вл В = -82
ВлТз к = 8
Порверка: 77 + 1124 – 82 + 8 1127
Вывод: РТО организации в отчетном году по сравнению с планом увеличения на 1127 млн.р., в том числе за счет сверхнормативных ТЗ на начало года на 77млн.р.,перевыполнения плана поступивших товаров на 1124 млн.р. за счет снижения ТЗ на конец года на 8 млн.р. увеличился на 8 млн.р. за счет роста прочего выбытия ТО уменьшается на 82 млн.р.
2. Анализ эффективности использования показателей товарного баланса.
Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов и правильности распределение их между магазинами.Показатели эффективности использования товарных ресурсов:
1) Э1 =
Он показывает, сколько рублей ТО приходится на 1 рубль товарных ресурсов.
2) Э2=
Он показывает объем товарных ресурсов приходящихся на 1 руб. ТО
3) Э3=
Показывает долю прочего выбытия товаров в объеме товарных ресурсов.
4) Э4=
Показывает долю прочего выбытия товаров в общем объеме ТО.
Э3 и Э4 относятся к частным показателям эффективности использования товарных ресурсов.
В завершении анализа устанавливают причины изменения эффективности использования товарных ресурсов и разрабатывают мероприятия по минимизации прочего выбытия товаров и оптимизации товарных ресурсов и запасов товаров.
Пример:
Показатель | План | факт | отклонение | % вып. плана |
РТО млн.р | 102,8 | |||
Объем тов.ресурс | 102,9 | |||
Прочие выбытия | 108,7 | |||
Э1 | 0,98 | 0,97 | -0,01 | 98,98 |
Э2 | 1,02 | 1,025 | 0,005 | 100,49 |
Э3 | 2,29 | 2,42 | 0,13 | 105,68 |
Э4 | 2,35 | 2,48 | 0,13 | 105,53 |
Э1 = = 0,98
Э2= = 1,02
Э3= = 2,29%
Э4= = 2,35
3. Анализ поступления товаров.
Анализ поступления товаров провод:
1. В целом по торговой организации
2. По отдельным товарным группам и товарам
3. По источникам поступления
4. По поставщикам
5. В разрезе самых торговых организаций получателей товаров
В ходе анализа используются стоимостные и натуральные показатели. При анализе в целом по организации сравнивают фактическое поступление товаров с планом или пошлыми годами.
Оценка выполнения плана и динамики поступления товаров должна проводиться не только за год, но и по кварталам.
В процессе анализа рассчитывают отклонения от плана и темп изменения в процентах. Проводя анализ поступления товаров в разрезе товарных групп необходимо изучить, как в розничной торговой организации соблюдается ассортиментный минимум товаров и удовлетворяется спрос населения на отдельные группы товаров. Если будет выявлена, что по товарам план поступления не довыполнен и мелись перебои в торговле. То работу магазина нельзя оценить положительно. Если по некоторым товарным группам Троста поступления товаров опережали темп увеличения их реализации, то это приведет к росту товарных запасов и затовариванию. Особое внимание уделяют изучению источников поступление товаров. По источникам поступления товаров анализируют от каких поставщиков и в каком объема закупок не посредственно у товаропроизводителей и на льготных условиях ( например оплата товаров через определенное время после их реализации). Затем изучается влияние ценового фактора на стоимость поступивших товаров. Для этого определяют среднюю цену на товар по формуле:
Влияние ценового фактора = отклонение по средней розничной цене от плана (прошлого года) * количество поступивших товаров
Большое значение имеет анализ соблюдения договором поставки отдельными поставщиками. При проверке соблюдения договора поставки изучают степень выполнения договоров по общему объему, ассортименту, качеству товаров, сроком поставки и условиям транспортировки, устанавливают их причины и принимают меры по соблюдению договорных обязательств в будущем.