Научно-технический потенциал устойчивого развития региона.
Научно-технический потенциал как основа формирования устойчивой экономики представляет собой совокупность необходимых для осуществления научно-технической деятельности ресурсов (кадровых, интеллектуальных, материально-технических, финансовых, информационных и др.), реализуемых в виде новых научных знаний, информации, технологий, новой техники и организационных форм посредством функционирования соответствующих организационно-управленческих структур в системе «наука (образование) − техника − экономика» при решении задач совершенствования производственно-хозяйственной деятельности в регионе на инновационной и экологобезопасной основе.
Выступая ядром инновационной сферы и важнейшим элементом региональной инновационной системы, научно-технический потенциал региона, при условии его эффективного формирования и использования, способен обеспечить достижение следующих приоритетных целей социально-экономического развития:
− максимальное удовлетворение потребностей населения региона, обеспечение высокого уровня жизни;
− повышение конкурентоспособности, как важнейшей характеристики эффективности развития соответствующей территории;
− охрана окружающей среды, снижение антропогенной нагрузки на локальную экосистему; повышение управляемости региональной социально-экономической системы.
Проблема устойчивого развития общества (экономики) в глобальном, национальном, региональном и местном масштабах приобретает все большую актуальность в связи с теми кризисными явлениями общественной жизни, которые наиболее отчетливо проявились в начале третьего тысячелетия. Особенно острой проблема устойчивости социально-экономического развития является для Российской Федерации и ее субъектов, не только в связи с глобальными проблемами современности (экологической, демографической, продовольственной и др.), но и с кризисными тенденциями продолжающегося переходного периода.
Научно-технический потенциал функционирует в системе «регион − отрасль − предприятие», с одной стороны, выражая восходящие потоки научно-технической информации, новых идей и технологий от конкретных субъектов научно-технической деятельности (сгруппированных по отраслевому признаку) к органам власти, проводящим соответствующую региональную политику, с другой − характеризуя нисходящие потоки нормативно-правового регулирования, создания органами государственной власти условий и предпосылок для развития научно-технической сферы региона. Это отражает механизм иерархического инновационного взаимодействия в социально-экономической системе региона с позиции Концепции устойчивого развития. Причем на каждом уровне управления инновационным и устойчивым развитием необходимы свои механизмы, опосредующие реализацию соответствующих функций, направленных на достижение поставленных целей.
Важность и значимость регионального аспекта устойчивого и инновационного развития экономики России обусловлены следующими моментами:
1. Регионы исторически выступают наиболее устойчивыми территориальными образованиями, сформировавшими за период своего существования специфические и относительно обособленные хозяйственные комплексы, ориентированные на определенную отраслевую специализацию с учетом имеющегося регионального социально-экономического и научно-технического потенциала.
2. Регион является организующим, системообразующим звеном национальной экономики, увязывающим ее важнейшие структурно-функциональные элементы, которые могут быть сгруппированы следующим образом:
а) активные элементы (субъекты, «целеносители»):
• население с присущими ему культурой, традициями и условиями жизни − в том числе, с соответствующим объемом потребления ресурсов и инновационной восприимчивостью (которая обусловливается социально-психологическими особенностями населения региона: степенью инертности и консервативности менталитета, развитостью инновационной мотивации и пр.);
• бизнес-среда, субъекты производственно-хозяйственной деятельности, внедряющие новые технологии;
• инновационная подсистема (научное сообщество, образовательный сектор, инновационно-активные предприятия) как сфера генерации и диффузии новшеств;
• органы управления (власти), координирующие процесс производства, распределения и потребления товаров и услуг в регионе (в том числе инновационной продукции), а также решающие проблему внешних эффектов − негативных последствий производственно-хозяйственной деятельности − и ее совершенствования, то есть, в общем виде, организующие мероприятия в области инновационного и устойчивого развития региона;
б) пассивные элементы (обеспечивающие, обслуживающие):
• материально-производственная среда (техносфера) с соответствующей сервисной, коммерческой, транспортной, коммуникационной и т. п. инфраструктурой, составляющая основу регионального развития, основанная на не-прерывном потреблении природных ресурсов с последующим преобразованием их в необходимые продукты (работы, услуги) и возникающие при этом промышленные и бытовые отходы;
• экосистема (взаимосвязанная единая функциональная совокупность живых организмов и среды их обитания) со своим природно-ресурсным потенциалом и биоразнообразием, в которой функционирует социально-экономическая система региона и куда внедряются любые научно-технические разработки.
3. В федеральном государстве в связи с удаленностью центра от локальных социально-эколого-экономических систем (которыми и являются регионы) затруднены властные полномочия в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Регионы же выступают более управляемой структурой, занимающей, можно сказать, равноудаленное положение в эколого-социально-экономическом и инновационном пространстве страны (в системе «федеральный центр − регионы − муниципалитеты − отдельные субъекты экономики: природопользователи или инноваторы»).
4. Региональные социально-экономические системы гораздо лучше приспособлены к инновационной деятельности, поскольку эта деятельность, креативная по самой своей природе, тяготеет, очевидно, к децентрализации (как к выражению большей свободы, самостоятельности, гибкости и способности к быстрым переменам), в то время как центральные структуры управления больше приспособлены для решения стратегических задач и не обладают подобными преимуществами.
5. Физическая (в рамках не слишком большой территории региона) приближенность источников и получателей новых знаний и технологий, инновационной продукции и услуг существенно активизирует восприимчивость хозяйствующих субъектов к этим результатам научно-технической деятельности. Дело в том, что, несмотря на формирование так называемой «виртуальной» экономики (развитие информационно-коммуникационной сети, электронных баз данных и т. и.), технико-технологическая диффузия (распространение инноваций) и в целом инновационный процесс до сих пор остаются явлениями, сильно обусловленными географически.
6. На региональном уровне, на основе существующих там сетей неформальных контактов и общих интересов, объединяющих различные организации и местные власти, как правило, удается достичь существенно более тесного и гармоничного взаимодействия между образованием, наукой и высокотехнологичной промышленностью, необходимого сопряжения образовательного, научного и промышленного потенциалов, что является ключевым условием успешного продвижения новшеств по инновационной цепочке. Глубокие знания характерных для данной территории особенностей, возможность непосредственного контакта и влияния на деятельность основных субъектов и институтов региона позволяют региональной администрации находить решения, учитывающие местную специфику, что, очевидно, способно существенно активизировать процесс формирования устойчивой и инновационной экономики.
Так, например, организация взаимодействия между всеми основными участниками регионального инновационного процесса (представителей бизнес-сообщества, вузов, научных организаций и органов власти региона) лежит в основе современной системы активного управления региональным развитием, появившейся за рубежом и начинающей внедряться в России, носящей название «форсайт».
Форсайт (от англ, foresight − предвидение) представляет собой новую для России методологию национального (регионального) прогнозирования, базирующуюся на отборе социально-экономических и/или научно-технологических направлений стратегического управления при учете мнения (в ходе экспертного обсуждения) всех ключевых участников развития страны в целом или отдельных ее регионов относительно возможных путей социально-экономического прогресса и долгосрочных приоритетов в разных отраслях. Форсайт начал использоваться в 1980-хгг. в США как инструмент, который позволяет учитывать изменения во всевозможных сферах региональной социально-экономической системы и предполагает долгосрочное прогнозирование (на период 25-30 лет), нацеленное на повышение конкурентоспособности и достижение максимальной эффективности.
И наиболее эффективно форсайт может при-меняться именно в региональной практике планирования и прогнозирования, поскольку применяемые в процессе его осуществления методы − с преобладанием экспертных процедур, таких как: SWOT-анализ (выявление сильных и слабых сторон регионального развития); метод мозгового штурма; метод Дельфи (опрос большого числа экспертов); построение сценариев (на основе анализа будущих возможностей и альтернативных траекторий развития) — не всегда могут быть использованы в рамках территории всей страны в связи с ее масштабностью и неравномерностью развития отдельных административно-территориальных образований.
7. В Российской Федерации ввиду значительной дифференциации регионов по уровню социально-экономического и научно-технического развития (что обусловлено как различиями в природно-ресурсном потенциале регионов страны, так и длительностью исторического развития регионов, характеризующей развитость их территориально-хозяйственных комплексов) существуют специфические территориальные особенности реализации концепции устойчивого развития, которые обусловлены следующими характерными чертами региональной экономики:
• стартовыми условиями функционирования минерально-сырьевой базы региона (обеспеченностью природными ресурсами, состоянием окружающей природной среды);
• производственным потенциалом, который характеризует степень негативного воздействия на окружающую природную среду (состояние основного капитала и степень его износа по отраслям региональной экономики; уровень технологической оснащенности и специализации производства);
• преобладающим технологическим укладом, то есть совокупностью взаимосвязанных научно-технических направлений (ведущих отраслей, доминирующих технологий, основных профессий, перспективных форм организации инновационных процессов), выражающих ядро определенного этапа в развитии технико-технологической базы региона;
• особенностями политико-правовой системы: наличием и степенью бюрократизации региональной экономики (системы административных барьеров, государственного регулирования и поддержки различных видов экономической деятельности), эффективностью и своевременностью нормативно-правового обеспечения экономической деятельности (в частности, инновационной, инвестиционной, природоохранной);
• развитостью рыночного механизма координации принятия хозяйственных решений (сформированностью рыночной инфраструктуры, емкостью региональных рынков, уровнем развития предпринимательского сектора экономики);
• сбалансированностью отраслевой структуры экономики региона (прежде всего, развитостью промышленности, научно-технической, образовательной и информационно-коммуникационной сфер), что обусловливает возможности структурной перестройки экономики в направлении ее экологизации на основе приоритетного развития высокотехнологичного сектора и сферы услуг;
• инвестиционной привлекательностью региона (объемом привлекаемых в регион национальных и иностранных инвестиций), его кредитным рейтингом (способностью и готовностью региональных органов власти своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства), что отражает состояние финансовой базы устойчивого развития;
• трудовым потенциалом и демографической обстановкой в регионе (численностью и половозрастной структурой населения, уровнем и динамикой занятости по отраслям регионального производственно-хозяйственного комплекса, образовательному и профессиональному уровню), обусловливающими возможность обеспечения процесса перехода к устойчивому и инновационному развитию высококвалифицированными специалистами, способными интенсифицировать данный процесс;
• социальными особенностями (уровнем жизни отдельных социальных слоев, дифференциации населения по уровню доходов, развития социально-бытовой инфраструктуры), которые предопределяют возможности ресурсосбережения в хозяйственно-бытовой сфере, а также спрос населения на экологически безопасную продукцию и новые технологии;
• характером и масштабами внешнеэкономической деятельности территории, структурой экспорта и импорта (в случае сырьевой направленности региональной экономики, характерной для многих регионов России, степень ее устойчивости, очевидно, является весьма слабой).
Все перечисленные особенности регионального развития, оказывая весьма существенное влияние на перспективы реализации в стране концепции устойчивого развития, требуют адекватного учета при разработке региональных стратегий (программ) и принятия соответствующих мер. При этом следует принять во внимание и то обстоятельство, что региональное развитие в Российской Федерации сопряжено с определенными трудностями, обусловленными как процессами становления рыночных и федеративных отношений, формирования экономики знаний, так и кризисными тенденциями в экономике страны и ее регионов.