Финансовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым порядком.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органов власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.
Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ: - у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержке предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики; - строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и предназначение (решение новых важных задач) требует особого внимания со стороны государства; - возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях - наличии активного сальдо.
Использование бюджетных средств регламентируется законодательными органами власти, тогда как внебюджетных фондов - исполнительными органами. Бюджет, утверждаемый в виде Закона, предполагает парламентский контроль; внебюджетные фонды не подлежат непосредственному контролю со стороны законодательных органов, в том числе в части строгого соответствия сумм расходования средств ранее утвержденным показателям. Это повышает оперативность реагирования внебюджетных фондов на экономическую обстановку.
Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов возможно: - влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий; - обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды; - оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом; - предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин.
10. Финансовая политика государства: экономическое содержание, виды и основные направления на современном этапе.
Финансовая политика – это система государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций
Содержание финансовой политики включает:
- Разработку общей концепции финансовой политики, ее основных целей и направлений;
- Создание соответствующего финансового механизма для реализации этой концепции;
- Управление финансовой деятельностью государства и других экономических субъектов.
Финансовая политика включает восемь основных направлений:
1. Налоговая политика должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения государством своих функций и обязательств.
2. Бюджетная политика предусматривает:
· определение доли ВВП, мобилизуемого в бюджет;
· установление оптимальных взаимоотношений между федеральными и региональными органами власти;
· оптимизация расходов бюджета;
· распределение расходов бюджета между бюджетами разных уровней;
· управление государственным долгом;
· определение источников финансирования дефицита бюджета.
3. Денежно-кредитная политика имеет следующие элементы:
· эмиссионная политика;
· политика стабилизации национальной валюты;
· кредитная политика.
Денежно-кредитная политика реализуется Центральным банком РФ.
4. Ценовая политика – регулирование цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Ценовая политика преследует следующие цели:
· регулирование цен на все товары и услуги внутри страны;
· компенсация низких внутренних цен за счет высоких внешних:
· субсидирование цен с целью их снижения и завоевания новых рынков сбыта (в т.ч. внешних).
5. Таможенная политика – это часть ценовой политики, т.к. таможенные сборы и пошлины оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Она имеет особенности влияния на народное хозяйство, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, и сдерживая или поощряя экспорт товаров и услуг из страны.
6. Социальная политика включает:
· разработку механизма защиты наименее обеспеченных слоев населения;
· реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;
· регулирование вынужденной миграции.
7. Инвестиционная политика предполагает:
· создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений накопления;
· развитие ипотечного кредитования;
· привлечение прямых иностранных инвестиций и т.д.
8. Политика в области международных финансов:
· интеграция России в мировую финансовую систему;
· признание России страной с рыночной экономикой;
· вступление в международные организации (в т.ч. во Всемирную торговую организацию);
· урегулирование внешней задолженности;
· повышение устойчивости курса рубля.
Выделяют три вида финансовой политики:
• политика экономического роста;
• политика стабилизации;
• политика ограничения деловой активности.
Под первой, т.е. политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:
• рост государственных расходов;
• снижение налогового бремени.
Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. В свою очередь политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает:
• уменьшение правительственных расходов;
• увеличение налогов.
Задачи по дисциплине «Государственные и муниципальные финансы»
Задача 1.Годовой объем доходов бюджета субъекта РФ составит 765 млрд. руб., в том числе безвозмездные поступления из федерального бюджета – 120 млрд. руб. Субвенции составляют 30 млрд. руб. Объем расходов бюджета – 700 млрд. руб. Определите: а) предельный объем государственного долга субъекта РФ; б) предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ;
Решение:
а) VП.О.Д. = VО.Д. – VБ.П. – ПН.Д., где
VП.О.Д. – предельный объем государственного долга субъекта РФ;
VО.Д. – общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ;
VБ.П. – объем безвозмездных поступлений федерального бюджета;
ПН.Д. – поступления налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (субвенции).
V п.о.д. = 765 – 120 – 30 = 615 млрд. руб.
б) Согласно Бюджетному кодексу РФ. Глава 14. Статья 111. Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга в очередном финансовом году по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15 % объема расходов соответствующего бюджета.
Т.е. предельный объем расходов на обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ должен удовлетворять следующему условию:
ПОРО ≤ 0,15*ОР, где
ПОРО – предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ;
ОР – объем расходов бюджета.
ПОРО = 700 * 15% = 105 млрд. руб.
Задача 2.Государство N получило заем у МВФ в размере 12 млрд. долл. на срок 5 лет. Привлеченные средства государство инвестирует в экономику. В результате ожидается прирост ВВП в размере 50 млрд. долл. в год. Ставка процента по займу составляет 10 % годовых. На сколько изменится величина государственного долга за этот период в абсолютной сумме и в процентах? Возрастет ли чистое долговое бремя?
Решение:
1) Величина государственного долга возрастет на всю сумму полученного иностранного займа, то есть на 12 млрд. долл. + сумму процентов за 5 лет.
Рассчитаем сумму процентов по займу:
S = PV * i * n / T *100%, где
S – сумма процентов по займу;
РV – сумма займа;
i –годовая ставка по займу;
n – срок кредита в днях;
T – число дней в году.
S (за 1 год) = 12 млрд. долл. * 10% * 365 / 365 * 100% = 1,2 млрд. долл.
S (за 5 лет) =1,2 млрд. долл. * 5 = 6 млрд. долл.
Так, величина государственного долга составит 12 + 6 = 18 млрд. долл. в абсолютном выражении, или 150% от суммы займа
2) для того, чтобы ответить на вопрос об увеличении долгового бремени, необходимо сопоставить сумму процентных выплат по займу и сумму ежегодного прироста ВВП, из которой обслуживается долг.
Сумма ежегодных процентных выплат по займу составит 1,2 млрд. долл., или 10% от его суммы.
Ежегодный прирост ВВП от инвестиционных проектов составит 50 млрд. долл. Разница в размере 50 - 1,2 = 48,8 млрд. долл. Ежегодно страна получит чистый прирост ВВП в размере 48,8 млрд. долл., а общая сумма долга, которая должна быть погашена за счет этих средств, составляет 18 млрд.дол. Следовательно, она может быть легко погашена в первый же год пользования займом. В этом случае уменьшится и сумма процентов по займу. Таким образом, чистое долговое бремя не возрастет.
Задача 3.В стране А экономическая ситуация охарактеризуется следующими показателями: ставка подоходного налога равна 20% (применяется пропорциональная система налогообложения); расходы государственного бюджета – 200 млрд. ден. ед.; фактические доходы населения – 600 млрд. ден. ед.; возможные доходы при полной занятости экономических ресурсов – 1200 млрд. ден. ед.
Определите:
а) фактическое состояние бюджета (фактический дефицит/профицит)
б) структурное состояние бюджета (структурный дефицит/профицит)
в) циклическое состояние бюджета (циклический дефицит/профицит).
Сделайте вывод по задаче.
Решение:
а) Факт. доходы гос. бюджета = фактические доходы населения * ставка подоходного налога
Факт. доходы гос. бюджета = 600 * 20% = 120 млрд. ден. ед.
Факт. состояние бюджета = факт. доходы гос. бюджета – расходы гос. бюджета
Факт. состояние бюджета = 120 – 200 = - 80 млрд. ден. ед.
Отрицательное значение данного показателя означает фактический дефицит гос. бюджета, который составляет 80 млрд. ден. ед.
б) Под структурным состоянием бюджета понимают разность между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения. Формула:
BS = G – t * Y, где
BS - структурное состояние бюджета;
G - расходы гос. бюджета;
t – ставка подоходного налога;
Y – возможные доходы при полной занятости экономических ресурсов.
BS = 200 – (1200*20%) = - 40 млрд. ден. ед.
Отрицательное значение данного показателя означает структурный дефицит гос. бюджета, который составляет 40 млрд. ден. ед.
в) Доходы гос.бюджета, при полной занятости = возможные доходы при полной занятости экономических ресурсов * ставка подоходного налог
Доходы гос.бюджета, при полной занятости = 1200 * 20% = 240 млрд. ден. ед.
Циклическое состояние бюджета = расходы гос. бюджета - доходы гос.бюджета, при полной занятости
Циклическое состояние бюджета = 200 – 240 = - 40 млрд. ден. ед.
Отрицательное значение данного показателя означает циклический дефицит гос. бюджета, который составляет 40 млрд. ден. ед.
Вывод: Фактический бюджетный дефицит – это сумма структурного и циклического бюджетных дефицитов. Структурный бюджетный дефицит – это бюджетный дефицит при полной занятости. Он связан с самой структурой бюджета, а не с проблемами циклического характера. Циклический бюджетный дефицит – это дефицит бюджета в условиях спада, связанный с сокращением налоговых поступлений. Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.
Задача 4.В стране N ВВП при полной занятости экономических ресурсов может составлять 400 млрд. $, фактический ВВП равен 320 млрд. $. Сумма налогов в совокупности составляет 15% от ВВП (при этом допускается, что налоги являются единственным источником доходов государственного бюджета). Государственные расходы равны 52 млрд. $. а) что такое полная занятость ресурсов? б) Определите фактическое состояние бюджета. в) Определите состояние бюджета при полной занятости ресурсов. г) Сделайте вывод о характере взаимосвязи между состоянием макроэкономических показателей и состоянием государственного бюджета.
Решение:
а) Полная занятость ресурсов возможна при отсутствии циклической безработицы и означает поддержание доли незагруженных производственных мощностей на уровне 10 - 20 % их общего объема.
б) Налоговые поступления = факт. ВВП * сумма налогов
Состояние бюджета = налоговые поступления - гос. расходы
Налоговые поступления = 320 млрд. долл. * 15% = 48 млрд. долл.
Состояние бюджета = 48 – 52 = - 4 млрд. долл.
Отрицательное значение данного показателя означает дефицит гос. бюджета, который составит 4 млрд. долл.
в) Налоговые поступления = ВВП при полной занятости ресурсов * сумма налогов
Состояние бюджета = налоговые поступления - гос. расходы
Налоговые поступления = 400 млрд. долл. * 15% = 60 млрд. долл.
Состояние бюджета = 60 – 52 = 8 млрд. долл.
Положительное значение данного показателя означает профицит гос. бюджета, который составит 8 млрд. долл.
Вывод: состояние государственного бюджета (дефицит или профицит) напрямую зависит от занятости экономических ресурсов страны. Таким образом, при полной занятости ресурсов государственный бюджет будет профицитным, а при фактическом ВВП при том же уровне государственных расходов, бюджет будет дефицитным.
Дисциплина «Финансовый менеджмент»